![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назначение, классификация и обозначение экскаваторов непрерывного действия.
Экскаваторы, непрерывно разрабатывающие и транспортирующие грунт в отвал или транспортное средство, называются экскаваторами непрерывного действия. Совмещение и непрерывность рабочих процессов отличают экскаваторы непрерывного действия от землеройных машин циклического действия, таких, как, например, одноковшовые экскаваторы или скреперы, у которых копание и транспортирование грунта производится периодически и последовательно. Совмещение рабочих процессов и непрерывная разработка грунта в течение всего рабочего времени обеспечивают высокую выработку землеройных машин непрерывного действия и повышение производительности труда. Экскаватор непрерывного действия имеет непрерывно копающий рабочий орган, цепной или роторный, рабочие элементы которого один за другим разрабатывают грунт и выносят его к транспортирующим устройствам. Рабочими элементами экскаваторов непрерывного действия являются ковши, скребки или резцы. Для обеспечения непрерывной работы машины рабочий орган должен постоянно перемещаться. Характер этого перемещения в сочетании с типом рабочего органа является основным отличительным признаком, по которому классифицируют экскаваторы непрерывного действия. У экскаваторов продольного копания, плоскости перемещения органа и движения ковшей или скребков совпадают; у экскаваторов поперечного копания – плоскость движения ковшей перпендикулярна плоскости движения рабочего органа; у экскаваторов радиального копания – ковши движутся в вертикальной плоскости, а сам рабочий орган совершает поворотное движение относительно вертикальной оси. Экскаваторы продольного копания цепные и роторные имеют основное исполнение – траншейное и видоизменения его с дополнительным оборудованием для укладки дрен и прокладки каналов. Двухроторные, плужно-роторные и шнекороторные предназначены для рытья каналов. Экскаваторы поперечного копания имеют два основных исполнения – карьерное и мелиоративное. Экскаваторы радиального копания, или, как их часто называют, роторные стреловые экскаваторы, предназначены для карьерных и добычных работ. Для экскаваторов непрерывного действия принята определенная буквенная индексация. После буквенного индекса следует цифровое обозначение модели. Для экскаваторов траншейных (ЭТР и ЭТЦ); первые две цифры – глубина копания (в дм), третья – порядковый номер модели; для экскаваторов роторных стреловых: первые три цифры – объем ковша (в л), а четвертая – порядковой номер модели; для экскаваторов поперечного копания: первые цифры – объем ковша (в л), третья цифра – порядковый номер модели. При модернизации после цифрового обозначения добавляют буквы. По порядку алфавита. Например, индекс ЭТР-201А обозначает: экскаватор траншейный роторный, первые две цифры глубина копания в дециметрах – 20, первая модель – 1, первая модернизация – А. К недостаткам экскаваторов непрерывного действия относятся малая универсальность (узкая специализация) и сложность конструкции. Современные траншейные экскаваторы относятся к числу наиболее эффективных и высокопроизводительных землеройных машин. По сравнению, например, с одноковшовыми экскаваторами они имеют вдвое большую производительность. Траншея, отрытая с их помощью, имеет заданные размеры и ровные стенки. На дно траншеи просыпается незначительная часть грунта. В зависимости от условий работы траншейные экскаваторы выполняются на пневмоколесном или гусеничном ходу. Основными достоинствами траншейных экскаваторов на пневмоколесном ходу являются маневренность, возможность передвигаться с высокой транспортной скоростью по шоссейным дорогам. Их недостатками являются высокое удельное давление на грунт, низкая проходимость, коэффициент сцепления с грунтом. По условиям лучшей проходимости и возможности реализации большей тяговой силы, наибольшее распространение получили траншейные экскаваторы на гусеничном ходу. Недостатки этих экскаваторов – малая транспортная скорость при переездах на другой производственный объект. Траншейные экскаваторы различаются: Ø по глубине и ширине копания, Ø по мощности силовой установки, Ø по производительности, Ø по массе рабочего оборудования и соответственно по общей массе машины, Ø по удельному давлению на грунт. В конструкции всех траншейных экскаваторов можно выделить три основные группы: Ø рабочее оборудование, включающее рабочий орган и отвальное устройство. Ø ходовое оборудование, состоящее из ходового механизма с приводом рабочего и транспортного хода платформы с кабиной, силовой установки и других узлов. Ø вспомогательное оборудование, состоящее из механизма подъема, опускания рабочего органа и транспортирующего устройства. Цепной траншейный экскаватор представляет собой самоходную землеройную машину непрерывного действия на гусеничном или пневмоколесном ходу. Эти экскаваторы относятся к неповоротным машинам продольного, копания. Как правило, при работе их передвижение осуществляется вдоль оси отрываемой выемки, при этом рабочее оборудование находится сзади кабины. К достоинствам траншейных цепных экскаваторов относятся: возможность отрытия траншей сравнительно большой (3 м и более) глубины; небольшие габаритные размеры и масса рабочего оборудования и машины в целом. Их серьезным недостатком является: низкий КПД цепного рабочего органа, не превышающий при работе в абразивной среде значения 0, 6. Основными частями траншейного цепного экскаватора являются: бесконечная цепь с ковшами или скребками, огибающая ковшовую стрелу, на которой крепятся ведущая натяжная звездочки и опорные ролики; опорная рама, на которой размещены двигатель, трансмиссия, кабина и система управления; ходовое оборудование; отвальное устройство – метатель, ленточный или скребковый конвейер. В настоящее время промышленностью выпускаются – ЭТЦ-161, ЭТЦ-165, ЭТЦ-252. Экскаватор ЭТЦ-165 на базе пневмоколесного трактора МТЗ-82 предназначен для отрывки траншей прямоугольного профиля под укладку электрических кабелей связи и трубопроводов различного назначения в минеральных грунтах I-II категорий без каменистых включений. С помощью бульдозерного отвала выполняются мелкие планировочные работы и засыпка траншеи. Конструкцией экскаватора предусмотрена возможность установки специального оборудования для разработки мерзлого грунта.
|