![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прыжки на лыжах с трамплина
Значительный рост в середине 70-х годов результатов в прыжках на лыжах с трамплина стал возможен благодаря прогрессу в технике спорта. Усовершенствовались аэродинамика прыжка, экипировка и спортивное снаряжение. Техника прыжка совершенствовалась благодаря специализированным тренажерам и интенсификации тренировочного процесса. Это повлияло на геометрические параметры трамплинов. Основной технологический показатель (отношение Н: N) уменьшился и, соответственно, изменилась вся цепочка геометрических параметров профилей трамплинов. Возросли требования на стадии проектирования, стало обязательным выполнение динамического контроля при расчете профилей трамплина. Основные требования к трамплинам постоянны. Местность должна обеспечивать оптимальные условия для строительства и эксплуатации трамплина. Следует максимально использовать ее естественный профиль. При выборе места для трамплина надо принимать во внимание климатические условия, при которых образуется сплошной естественный снежный покров не менее чем на 2 — 3 месяца; склон северной ориентации не должен быть изолирован от мест для других зимних или летних видов спорта; склон должен быть надежно связан с автомобильными и иными видами дорог; при выборе склона желателен участок с лесом, населенным пунктом, электро- и телефонной сетью; прыжки на трамплинах разрешаются при скорости ветра до 3 м/с, для чего трамплин должен быть защищен лесом или естественным возвышением (рис. 12.5.7). Выполнение требований необходимо прежде всего для снижения доли риска ошибочных капиталовложений, которые возможны не только при проектировании и строительстве, но в основном при эксплуатации сооружения. Возведение спортивного трамплина и сопутствующих ему сооружений связано с серьезным вторжением в природную среду. Следовательно, до проектирования необходимо изучить последствия такого вмешательства и найти соответствующие экологические компенсации. При условии профессионального трассирования профиля и плана трамплина на участке можно со- СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ___________________________________________ 401
кратить бесхозяйственное истребление леса и провести мероприятия, содействующие восстановлению окружающей среды. К началу проектирования трамплина нужна всеобъемлющая геомеханическая оценка возможности оползней. В горах необходима проверка на лавиноопасность. Классификация трамплинов для прыжков на лыжах по действующим правилам ФИС (Федерации лыжного спорта) включает пять групп: 1. Малые трамплины с максимальной длиной полета 2. Средние трамплины с длиной полета от 50 до 70 м Н: N = 0, 46 - 0, 53 3. Нормальные трамплины с длиной полета 4. Большие трамплины с длиной полета 5. Трамплины для полетов от 145 до 185 м Н: N = 0, 55 - 0, 57 На стадии проектирования трамплина выполняется привязка расчетного профиля к рельефу (рис. 12.5.8). Одновременно следует учитывать геологические данные и проверять устойчивость проектного профиля земли от нагрузок искусственных сооружений. Основные обозначения геометрических элементов принимаются по правилам ФИС: Р — начало участка приземления; К - критическая точка (конец участка приземления, начало кривой R, -дуга выката); О - край стола отрыва; М — зона приземления от Р до точки К, в метрах; W - расстояние от края стола отрыва О до критической точки К, в метрах; 402 ■ физкультурно-спортивные сооружения
Н — вертикальная проекция, в метрах; N — горизонтальная проекция W, в метрах; H: N — один из основных показателей трамплина; а — угол наклона стола отрыва, в градусах; b - наклон горы приземления в зоне М, в метрах; b° — угол наклона горы приземления под столом отрыва; С - угол наклона прямолинейного участка горы разгона, в градусах; R1 — радиус дуги окружности горы разгона между прямолинейным участком и столом отрыва, в метрах; R2 - радиус дуги окружности от К до выката, в метрах; R3 — радиус дуги окружности горы приземления от уступа стола отрыва до точки Р, в метрах; R4 — конечный радиус дуги окружности, приходящий в точку Р, в метрах; Т - длина стола отрыва, в метрах; S — высота стола отрыва, в метрах; Е - длина разгона от верхнего старта до начала стола отрыва, в метрах; е — зона стартовых вышек (площадок); B1 — ширина горы разгона, в метрах; В2 - ширина горы приземления в точке К, в метрах; А — длина площадки остановки, в метрах; Vo — проектная скорость на столе отрыва; D - горизонтальное расстояние от края стола отрыва О до нижнего уровня окна судьи по стилю, в метрах; Q — горизонтальное расстояние от оси трамплина до лицевого плана судейской вышки, в метрах; d — разница высот между столом отрыва и полом кабины крайнего судьи по стилю; Длина стола отрыва Т= 0, 25 Vo Высота стола S = 0, 03N (приблизительно) Наклон горы приземления bо = 0, 25 Vo из-под стола отрыва. Прямая вставка на горе приземления М = 0, 20 W зона приземления. Длина выката А = 3 Vo до 4 Vo при горизонтальном выкате. Величина дуг окружностей определяется в зависимости от угла наклона горы приземления: R1 min = 0, 13 Vo для горы разгона при наклоне до 35° R1 max = 0, 14 Vo для горы разгона при наклоне свыше 35° R1 =0, 17V0 R2 =0, 14 Vo = 91 - 185м R2 =0, 17V0 R3 = 1, 2 W (приблизительно) R3 = 2, 4 W (приблизительно). Стартовая зона. Вертикальное расстояние между стартовыми площадками должно быть не более 0, 6м. Все старты нумеруются по порядку, начиная с первого до самого низшего. Стыковка дуги окружности в зоне R1 должна быть рассчитана по касательной. По аналогии выполняется стыковка R3 и R2 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ__________________________________________ 403 с прямой вставкой М. Гора разгона на всем протяжении должна быть не менее 2, 5 м. При расчете профиля трамплинов необходимо соблюдать расчетную дальность прыжка (К), кратную 5, 0 м. При проектировании комплекса трамплинов следует учитывать разницу между ними (W), равную 20, 25 м. Длина полета до точки К и отношение H: N определяют конкретную скорость, исходя из условий скольжения и угла наклона горы разгона. По представленным диаграммам видна функциональная зависимость между H: N, W, V для одной из конкретных кривых исходя из угла наклона на столе отрыва. Для расчета геометрических параметров трамплина применяют следующие формулы: исходные Voм/с, расчетные Н и N, в метрах. Начало горы приземления от стола отрыва по ширине должно быть как минимум 0, 08W. Далее ширина горы приземления равномерно расширяется до точки К и доводится до В2 = 0, 19W. На малых трамплинах ширина горы приземления должна быть не менее 5м. Судейские вышки размещаются согласно рис 12.5.8. D = 0, 5W - 0, 7W; Q = 0, 2W - 0, 4W. Расположение судейской кабины возможно как слева по ходу, так и справа. Кабины судей по стилю должны быть отделены друг от друга, иметь минимальные размеры 0, 8 х 0, 8м и подниматься вверх к столу отрыва в виде лестницы в соответствии с траекторией полета. Передний план судейской вышки должен быть параллелен оси трамплина. Для трамплина с искусственным покрытием действуют те же нормы, что и для снежных.
|