Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предвидение
Какое важное значение придают в деловых кругах предвидению, об этом можно судить по изречению: «Управлять — это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего. Предвидеть здесь означает — исчислять будущее и подготовлять его; предвидеть — это уже почти действовать. Предвидение может проявляться бесчисленными способами, но главное его проявление, его самый осязательный признак, его наиболее действительное орудие — это программа действия. Программа действия — это одновременно конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход; это — картина будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные — представлены более или менее смутно; это — предвидимый и подготовленный на известный период ход предприятия. Программа действия зиждется: 1) на ресурсах предприятия (недвижимость, оборудование, сырье, денежный капитал, персонал, мощность производства, район сбыта, социальная конъюнктура и т. д. и т. д.); 2) на природе и важности текущих операций и 3) на возможностях будущего, зависящих частью от технических, коммерческих, финансовых и иных условий, в свою очередь подверженных изменениям, важность и момент наступления которых нельзя определить наперед. Подготовка программы действия — одна из наиболее важных и трудных операций во всяком предприятии; она приводит в действие все отделы и все функции, в частности административную функцию. И когда руководитель предприятия принимается за составление программы действия, указывает ее цель и объем, определяет участие каждого отдела в общем деле, координирует отдельные части программы, гармонизирует ее в целом и, наконец, принимает решение о том, какой держаться линии поведения, — он, в сущности, этим и выполняет свою функцию администратора. При этом при выборе линии поведения важно, чтобы не только ничем не нарушались принципы и правила хорошего управления, но, наоборот, чтобы принятые расписания облегчали приложение этих принципов и правил. Стало быть, ко всем техническим, коммерческим, финансовым и иным «установкам», необходимым главе предприятия и его сотрудникам для выработки программы действия, должна быть еще присоединена серьезная административная «установка».
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ХОРОШЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ
Никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Известно, что отсутствие программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причиной дурного состояния, если не краха дел. Таким образом, вопрос о необходимости программы действия даже не ставится, и я думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что программа действия безусловно необходима. Но есть разные программы: простые -и сложные; краткие и очень подробные; на продолжительный и на короткий период времени; программы, подвергавшиеся внимательному рассмотрению, и принятые наспех; программы хорошие, посредственные и плохие. Как отличить хорошие от прочих? Только опыт может высказать свое верховное суждение относительно действительной ценности программы, то есть относительно тех услуг, какие она может оказать предприятию. И кроме того, надо еще принять во внимание, какими приемами она будет проводиться в жизнь. Ведь здесь мы имеем дело и с инструментом и с тем, кто им работает. Тем не менее есть кое-какие общие черты, относительно которых можно предварительно прийти к соглашению, не ожидая, пока выскажет свое суждение опыт. Например, единство программы. Одновременно можно и должно применять только одну программу: две различные программы — это дуализм, путаница, беспорядок. Но одна программа может распадаться на части. В крупном предприятии мы находим, наряду с общей программой, техническую, коммерческую, финансовую и прочие программы или же, наряду с всеобъемлющей программой, — частные программы отдельных служб. Но все эти программы взаимно связаны, спаяны так, что на деле составляют лишь одну программу, и всякое видоизменение, вносимое в какую-нибудь одну из них, тотчас же переносится и в общую программу. Далее, руководящее действие программы должно быть непрерывным. Но пределы человеческой прозорливости резко ограничивают длительность программ. Для того чтобы не было перерыва в руководящем действии, необходимо, чтобы вторая программа приходила на смену первой без перерыва, третья — на смену второй и т. д. В крупных предприятиях почти обычно пользование годичными программами. Иные программы, большей или меньшей длительности, всегда строго согласованные с годичной программой, функционируют одновременно с последней. Программа, затем, должна быть достаточно гибкой, чтобы вмещать в себя те видоизменения, которые полагают полезным внести в нее, под давлением ли событий или по каким-либо иным соображениям. Так было, так будет: жизнь имеет свои законы, перед которыми приходится склоняться... Наконец, еще одно качество должно быть у всякой программы: вся точность, какая только совместима с нависшей над судьбами предприятия неизвестностью. Обычно возможно бывает наметить линию будущего поведения с достаточной степенью точности. Для отдаленных операций можно довольствоваться простой директивой; прежде чем наступит момент их исполнения, удается пролить на них дополнительный свет, что позволяет лучше фиксировать линию поведения. В тех же случаях, когда доля неизвестного очень велика, в программе не может быть никакой точности; тогда мы называем предприятие авантюрой. Единство, непрерывность, гибкость и точность — таковы общие черты хорошей программы действия. Что касается прочих особых качеств, которыми она должна обладать и которые зависят от природы, важности и условий того предприятия, для которого она составлена, то можно указать их наперед лишь на основе сравнения с другими программами, которые были признаны хорошими для аналогичных дел. Стало быть, для каждого конкретного случая следует искать в деловой практике элементов для сравнения — моделей, как это делает архитектор, приступая к какой-нибудь постройке. Снабженный лучше, чем администратор, архитектор может прибегнуть к альбомам и к курсам архитектуры; но не существует еще альбомов программ действия; не существует обучения предвидению: административную доктрину еще надо создать. В хороших программах нет недостатка; мы угадываем их по быстрому ходу дел; но мы не видим их достаточно близко, для того чтобы хорошо знать их и судить о них. Тем не менее всем тем, кому суждено быть администраторами, полезно было бы знать, как действуют опытные руководители предприятий, когда вырабатывают свои программы.
ВЫГОДЫ И НЕУДОБСТВА ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
а) Изучение ресурсов, отдаленных возможностей и средств их использования, необходимых для достижения цели, требует участия всех начальников служб в рамках их специальности; каждый из них вносит в это изучение содействие своего личного опыта с сознанием той ответственности, которая на него будет возложена при осуществлении программы. Вот превосходные условия для того, чтобы ни один ресурс не был упущен из виду, чтобы возможности будущего были учтены мужественно и благоразумно и чтобы средства были хорошо подобраны к цели. Когда установлены цели и возможности предприятия, ход его делается гораздо более устойчивым; оно уверенно выполняет текущую работу и готово к тому, чтоб направить все свои силы на преодоление всяких возможных неожиданностей и случайностей. б) Разработка годичной программы всегда дело очень деликатное: она особенно продолжительна. Требуется немало труда при первоначальной выработке программы. В последующие же годы, при выработке программы, в нее вносятся кое-какие упрощения, и когда работа по составлению программы становится привычной, трудности ее значительно уменьшаются. Наоборот, интерес к ней все больше возрастает; этот интерес и польза этой новой работы планирования объясняются тем, что, во-первых, на дело реализации программы необходимо бывает направить особое внимание; во-вторых, любопытно бывает сравнить действительность с предположениями; в-третьих, важно бывает установить допущенные погрешности, а также достигнутые успехи; в-четвертых, необходимо найти средства избежать первых и умножить последние. Проделывая эту работу, персонал увеличивает ее ценность из года в год, и по истечении некоторого времени она оказывается значительно превосходящей первоначальную. В действительности, конечно, этот результат не есть следствие одного лишь предвидения. Ему содействует многое: хорошо разработанная программа мертва без здоровой практики организации, распорядительства, координирования и контроля. в) Отсутствие последовательности в действиях и необоснованные перемены ориентации — вот опасности, постоянно угрожающие беспрограммной работе. Ничтожный встречный ветер отклоняет судно, не подготовленное к сопротивлению. При случайно тяжелых событиях решаются на досадную перемену ориентации под влиянием глубокого, но быстро проходящего потрясения. Только зрело продуманная в спокойный период программа позволяет сохранить ясное предвидение будущего и сосредоточить на преодоление нагрянувшей опасности возможно большее количество умственных способностей и материальных сил. Именно в трудные моменты особенно необходимо бывает наличие программы. Самая лучшая программа не в состоянии предвидеть всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств; но она отчасти их учитывает — подготовляет то оружие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоятельствах. Программа предохраняет предприятие не только от досадных перемен ориентации, на которые могут толкнуть тяжелые обстоятельства, но и от таких перемен, которые иногда происходят просто-напросто из-за непостоянства состава руководящего персонала. Она предохраняет его также от нечувствительных вначале отклонений, могущих привести в конечном результате к уклонению от основной цели.
УСЛОВИЯ И КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ХОРОШЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ
Резюмируем. Программа действия облегчает использование ресурсов предприятия и выбор наилучших средств для достижения цели; она устраняет или уменьшает колебания, неудачные маневры, необоснованные перемены ориентации; она содействует улучшению персонала. Это ценный инструмент управления. Нельзя не задать вопроса: почему подобный инструмент не повсюду используется и почему не повсюду предъявляются к нему одинаково высокие требования? Причина сказанному, вероятно, та, что выработка программы требует от руководящего персонала известного числа качеств и условий, сочетание которых встречается не очень часто. Для выработки хорошей программы действия руководящий персонал должен обладать следующими качествами: 1) искусством управлять людьми; 2) большой активностью; 3) определенным нравственным мужеством; 4) прочностью служебного положения; 5) известной компетентностью в профессиональной специальности предприятия и 6) известной общей деловой опытностью.
1. Искусство управлять людьми
В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за нее не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчиненных и по доверию начальства.
2. Активность
Для составления годичных, десятилетних и специальных предположений требуется со стороны руководящего персонала непрерывная работа внимания.
3. Нравственное мужество
Хорошо известно, что наилучшим образом разработанная программа никогда полностью не осуществляется. Предположения — не пророчества. Их цель — довести до минимума количество непредвиденного. Тем не менее общество и даже наиболее знакомые с ходом дел заинтересованные лица неблагожелательно относятся к руководителю, выдвинувшему определенную программу и не осуществившему ее. Отсюда — необходимость известного благоразумия, наряду с обязательством произвести все подготовительные работы, обеспечивающие возможно лучший результат. Боязливые люди пытаются обойтись вообще без программы или сделать ее незначащей, чтобы не дать материала для критики. Это плохой расчет, даже если стать на их точку зрения. Отсутствие программы, затрудняющее весь ход дел предприятия, подвергает руководителя риску гораздо большей ответственности, чем неприятность разъяснения причин неполного осуществления предположений. Без устойчивости руководящего персонала не может быть и хорошей программы развития дела.
4. Прочность положения руководящего персонала
Новому директору требуется немало времени на ознакомление с текущими операциями, личными свойствами служащих, с ресурсами предприятия, с его общей организацией и его будущими возможностями в такой степени, чтобы затем с пользой приступить к выработке программы действия. И если в это время ему вдруг покажется, что ему не будет дано достаточно времени для окончания этой работы или даже для того, чтобы дождаться на посту начала ее осуществления; если, с другой стороны, он убежден, что эта, обреченная на безрезультатность, работа не принесет ему ничего, кроме нападок на него, — можно ли думать, что он с пылом будет ею заниматься, или даже — что он примется за нее без внешнего принуждения? Надо считаться с человеческой природой.
5 и 6. Профессиональная компетентность и общая деловая опытность
Эти установки одинаково необходимы как для выработки, так и для осуществления программы. Таковы условия, необходимые для выработки хорошей программы действия. Они предполагают вдумчивое и опытное руководство. Отсутствие программы или плохая программа являются признаками непригодности руководящего персонала. Для того чтобы обезопасить предприятие от такого зла, необходимо: 1. Сделать программу обязательной. 2. Дать обществу хорошие образцы программ. (Можно заимствовать эти образцы у преуспевающих предприятий. Опыт и широкая дискуссия выявят наилучшие из них.) 3. Ввести в преподавание предвидение. Таким путем возрастет осведомленность общества и влияние его на руководящий персонал, непригодность которого станет менее опасной, что, конечно, нисколько не уменьшит относительного значения администраторов высокой квалификации. Я здесь не буду входить в подробное рассмотрение ежемесячных, еженедельных и ежедневных предположений, практикуемых большинством предприятий и, подобно предположениям на долгие сроки, имеющих целью наметить наперед наиболее обеспечивающую успех линию поведения. Составление всех этих предположений слишком запаздывает, не оставляя, таким образом, времени на подготовку их осуществления.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ
Французский народ предусмотрителен; непредусмотрительно его правительство. Установим сначала факт, затем поищем средства для врачевания зла. Легендарный шерстяной чулок* не оставляет никаких сомнений относительно предусмотрительности материально обездоленной части французского народа; она экономит, чтобы улучшить свое положение и оградить себя от возможных худых времен. Похвалы, которые в связи с этим высказываются по ее адресу, свидетельствуют о том, что это не всесветная привычка. Эта предусмотрительность говорит о способности добровольно подвергаться лишениям, с тем чтобы достигнуть поставленной цели; она не требует большого умственного усилия. Жизнь состоятельных рабочих семей и семей мастеров часто является образцом предусмотрительности и организации, где главный инициатор — жена, а побудительная причина — желание повышения по социальной лестнице, хотя бы для детей. Программа уже требует кое-каких вычислений, но может легко фиксироваться в мозгу главы семьи. В мелкой промышленности и торговле более сложные дела требуют на одну степень более высокой предусмотрительности. Лишенные этой способности дорого за это платят. Принято высоко ценить эти качества наших средних классов. Мы знаем, какое важное значение имеет предвидение в крупном предприятии и каких качеств оно требует от руководящего персонала: профессиональной компетентности, опыта, административной установки, активности, нравственного мужества и пр. Такие совокупности качеств мы встречаем в большинстве крупных французских предприятий. Что же касается управления Францией, то, насколько можно судить по парламентским отчетам, нельзя о нем сказать того же. Годичные предположения (бюджет) редко бывают здесь закончены в полезный срок. Предположения на долгий период здесь редки. В этом огромном предприятии, нуждающемся в крайней предусмотрительности, живут почти со дня на день. Почему? Непосредственная причина — министерская неустойчивость. У скоропреходящих министров нет времени приобрести профессиональную компетентность, опыт в делах и административную установку, необходимые для выработки программы действия. Весьма необходимое для министра — мы с этим не спорим — красноречие трибуна не избавляет его от необходимости обладать знаниями, приобретаемыми в определенный период времени в процессе практической работы и применения власти. Само собой, диктуется известное постоянство пребывания на посту. Министерская неустойчивость — бедствие для страны. Когда общественное мнение придет наконец к этому убеждению, — партии, поняв, насколько эта игра становится опасной, не будут с таким легким сердцем отдаваться ей, как теперь. Другая причина непрозорливости нынешней власти — отсутствие ответственности руководителей. Например, финансовая ответственность, этот могущественный стимул по отношению к руководителям частных предприятий, почти отсутствует в государственном управлении. Средство от этого зла опять же в министерской устойчивости, связывающей министра с его делом и сообщающей ему моральную силу — единственную действительную гарантию при управлении слишком крупными предприятиями. Итак, с одной лишь точки зрения предусмотрительности (предвидения) необходимо сделать самые большие усилия к тому, чтобы добиться министерской устойчивости.
|