Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Областные и местные дирекции
Группа учреждений, нуждающаяся в главной дирекции, составляет крупную промышленную единицу. Промышленная единица, как ее обычно понимают, — это сельскохозяйственное, горное, фабричное или заводское предприятие с директором. Есть единицы небольшие, средние, крупные и очень крупные. В небольшой и средней единице директор обычно находится в сношениях со всеми заведующими отделами; в крупных фабриках часто главный инженер является посредником между директором и заведующими техническими службами. Полномочия местного директора зависят одновременно от природы предприятия и от того разделения компетенции, которое имеет место между главной и местной дирекцией. Иногда эти полномочия граничат с полной автономией, иногда они довольно узки. Необходимые качества и знания, естественно, зависят от характера этих полномочий; мы уже знаем по таблице № 1, что директор крупного промышленного учреждения должен быть прежде всего администратором, что он должен обладать в достаточно высокой степени технической «установкой» и что он должен быть в состоянии обеспечить действие четырех других существенных функций. При большинстве местных дирекций мы находим штабы, включающие секретарей управления, технических секретарей, специалистов-консультантов, изыскательные бюро и лаборатории.
СИСТЕМА ТЭЙЛОРА
Я пытался составить себе более или менее точное представление о системе организации, называемой системой Тэйлора, о которой много говорят в последние годы. Это нелегко: для одних это — управление трудом рабочих, основанное на взыскательном и детальном изучении времени и движений; для других это — искусство резать металлы быстрорежущей сталью, способы учета, форма вознаграждения и т. д. По всей вероятности, эта система зиждется до известной степени на том, и другом, и третьем; но мне кажется, это больше всего то, что сам Тэйлор назвал «научной, или административной, организацией» и что он более пространно описал следующими словами в одном из своих последних трудов... ...Система организации, превозносимая Тэйлором, для управления мастерскими в крупных машиностроительных предприятиях... опирается на две следующие идеи: 1. Необходимость подкрепить начальников мастерских и мастеров учреждением главного штаба. 2. Отрицание принципа единства распорядительства. Насколько первая мне кажется хорошей, настолько же вторая представляется ложной и опасной. 1. Необходимость подкрепить начальников мастерских и мастеров учреждением главного штаба. — Лучше, чем кто бы-то ни было, Тэйлор выявил сложность и трудность задачи, возлагаемой на начальников крупных машиностроительных мастерских. Эти начальники могут должным образом выполнять свою миссию лишь при условии, что им будут помогать. Чтобы достигнуть цели, Тэйлор придумал и ввел в практику такой процесс: к начальнику присоединяют различных специалистов, которые освобождают его от обязанности быть глубококомпетентным по каждой специальности и которые разгружают его от необходимости лично вмешиваться во многие мелочи, что отняло бы у него большую часть его времени. Это — роль главного штаба. Это колесо необходимо не только в машиностроительных мастерских — необходимость его ясно чувствуется и в отношении ремонтных мастерских крупных горных, металлургических и тому подобных предприятий; она ясна для всякого рода мастерских. И до сих пор его вводили в разных формах, но редко когда удовлетворительно. Я полагаю, что Тэйлор оказал большую услугу, привлекши внимание к важному значению этого колеса и к способу его построения. 2. Отрицание принципа единства распорядительства. Согласно Тэйлору, следует оставить обычный тип организации, который он не без некоторого пренебрежения называет «военным типом организации», где рабочие получают приказания от одного человека — начальника мастерской или мастера. «Однако, — продолжает он, — глубоко укоренилось убеждение, что истинная основа управления лежит в военном типе по правилу: «Одним рабочим не должны руководить два начальника». Поэтому все управляющие, которые применяют в небольших размерах систему разделения обязанностей мастеров, считают нужным оправдываться и объяснять, будто бы у них упомянутое правило все же остается в силе. Никогда еще автор не встречал ни одного человека, за исключением служащих на реорганизованных им заводах, который прямо признал бы, что применяет новую систему потому, что она правильна». Согласно собственным словам Тэйлора, некоторые приверженцы принципа единства распорядительства не хотели отказаться от него даже по его настоянию. Что касается меня, то я не думаю, чтобы мастерская могла хорошо работать в случаях явного нарушения этого принципа. И тем не менее Тэйлор с успехом управлял крупными предприятиями. Как объяснить это противоречие? Я предполагаю, что на практике Тэйлор умел согласовать функционирование главного штаба с принципом единства распорядительства. Но это только предположение, правильность которого я не имею возможности проверить. Ежедневно на работе, сверху донизу иерархии, приходится согласовывать функционирование главного штаба с принципом единства распорядительства. Для этого нужна известная сноровка. Тэйлор, должно быть, был щедро ею наделен. Я полагаю, что опасно допускать распространение идеи, будто принцип единства распорядительства не имеет особого значения и его можно безнаказанно нарушать. Сохраним же бережно, до лучших времен, старый тип организации, где в почете единство распорядительства. Притом же он прекрасно совмещается с рекомендуемым Тэйлором усилением начальников мастерских и мастеров. Мое сдержанное отношение к научной, или административной, организации Тэйлора не мешает мне восхищаться изобретателем быстрорежущей стали, творцом детальных и точных условий, регулирующих труд рабочего, энергичным и находчивым промышленником, который, сделав ряд открытий, не отступил ни перед какими усилиями и ни перед какими невзгодами, сопряженными с введением этих открытий в практику, — и с неутомимым публицистом, заставившим общество извлечь пользу из своих попыток и экспериментов. Будем надеяться, что пример великого американского инженера в этом отношении найдет ряд подражателей среди наших соотечественников. (В) Служащие, или слагающие элементы социального организма
Продолжаю рассматривать, в качестве типа, крупное промышленное предприятие. Для этого вида предприятий требуется следующий ряд служащих: рабочие, мастера, начальники мастерских, начальники отделений, начальники служб, главные инженеры, директора, главные директора. Подобно тому как качество строительного материала влияет на форму и прочность здания, точно так же качество служащих влияет на форму и достоинства социального здания. Форма и пропорции социального организма зависят от квалификации наличного состава служащих; естественно, что на каждую должность надо подыскивать возможно лучшего служащего. Попытаемся сначала выявить качества, которыми должны обладать начальники. В простейшем предприятии, где все операции выполняются одним лицом, управление и исполнение смешиваются между собой. В небольшом предприятии управление лежит на его главе, полностью несущем ответственность за выполнение этой функции, но в сфере исполнения с него уже снимается большое число операций. По мере того как предприятие ширится, глава дела все более разгружается от исполнительских операций, а его роль по управлению становится более значительной и трудной. Рано или поздно роль эта оказывается непосильной для одного человека, как бы он ни был искусен и как бы ни была превосходна организация подчиненных служб. Тогда около директора появляются служащие, имеющие своей специальной задачей облегчать его личную миссию: секретари управления, технические секретари, специалисты-консультанты по различным вопросам, агенты связи и контроля, совещательные комиссии и т. д. Для того чтобы определить, какими качествами должен обладать глава предприятия, необходимо внимательно вглядеться в ту роль, которую призван играть в управлении главный штаб. Идеальным главой был бы тот, кто, обладая всеми знаниями, необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных подлежащих вопросов, обладал бы еще физической и умственной силой и трудоспособностью, достаточными для преодоления любых заданий по управлению в области сношений, распорядительства и контроля. Подобных руководителей можно встретить лишь в виде исключения в небольших предприятиях; их нельзя встретить в крупных, а тем более очень крупных предприятиях. Не существует человека, который мог бы с одинаковым знанием разбираться во всех вопросах, связанных с функционированием крупного предприятия; немыслим случай, когда у одного человека хватило бы сил и времени на выполнение множества обязанностей по большому управлению. Следовательно, неизбежно обращение к помощи главного штаба. Там имеется запас и физических и умственных сил, и компетентности и времени, из которого глава может брать, что ему понадобится. Работу главного штаба можно разбить на четыре группы: 1) разнообразное содействие главе предприятия в его текущих делах по переписке, приемам, изучению, разработке поступивших дел и т. д.; 2) связь и контроль; 3) изучение предстоящих возможностей, разработка и согласование программ, поиски улучшений. Все эти дела составляют принадлежность управления. Интерес предприятия требует, чтобы они выполнялись. Их должен реализовать глава предприятия — сам или при помощи главного штаба. Две первые группы работ главного штаба выполняются обычно удовлетворительно; но подготовка дальнейшего развития дела и поиски улучшений — два очень важных фактора успеха — часто бывают в плачевном забвении. Еще недостаточно вошло в привычку смотреть на главный штаб как на орган мысли, изучения, наблюдения, основная функция которого — подготовка будущего и поиски возможных улучшений под давлением воли главы. Для того чтобы главный штаб мог оправдать свое назначение в этой части, необходимо, чтобы он был освобожден от всякой ответственности по текущей работе служб. Ни одна часть социального организма не требует от главы предприятия большей степени внимания, обдумывания, опыта, власти и чувства меры, чем именно эта часть. Это — служба, которую он должен организовать исключительно лишь в интересах предприятия и которая имеет видимость личного секретариата, поскольку на ее долю выпадает выполнение того, чего недостает персонально у руководителя. Здесь легко возможны злоупотребления, и на этот орган всегда направлены критические взоры. Вот почему, может быть, от него не требуют всех тех услуг, какие он мог бы оказать.
Руководители крупных предприятий
Итак, при исследовании вопроса, какими качествами должен обладать руководитель предприятия, необходимо учитывать одновременно как полномочия и ответственность, перелагаемые им на начальников служб, так и содействие, оказываемое ему главным штабом. Мы уже установили в другом месте, что главные признаки хорошего управления — это почти исключительно признаки административного порядка. В самом деле, можно допустить, что если предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль эффективно проявляются во всех частях предприятия, то все функции выполняются должным образом и ход предприятия удовлетворителен. Отсюда мы можем заключить, что первое условие, которому должен удовлетворять глава крупного предприятия, — это быть хорошим администратором. Но его административная установка не освобождает его от обязанности принимать решения и по важным техническим, коммерческим, финансовым и иным вопросам. Он не может быть компетентным во всех вещах и, следовательно, должен основывать значительное число своих решений на учете мнения начальников служб и главного штаба. Но совершенно недопустима некомпетентность главы предприятия в характерной для предприятия специальной профессии: технической — в промышленности, коммерческой — в торговле, политической — в государственном деле, военной — в армии, медицинской — в больнице, педагогической — в школе и т. д. Бесспорно хорошо, когда он может со знанием дела высказывать свои суждения по наиболее важным и наиболее часто встречающимся вопросам в данном предприятии. Отсюда следует, что второе условие, предъявляемое к главе крупного предприятия, — это требование, чтобы он обладал достаточно большой компетентностью в характерной для данного предприятия специальной функции. От главы предприятия не требуют той же степени компетентности в прочих существенных функциях, потому что есть предел могуществу человеческих способностей. Ограничиваются лишь пожеланием, чтобы в отношении второстепенных функций предприятия он обладал общими понятиями, достаточными для того, чтобы, опираясь на мнения начальников служб и главного штаба, принимать ясные решения по всевозможным вопросам. Резюмируя, перечислим еще раз, какими качествами и знаниями мы желали бы видеть наделенными руководителей крупных предприятий: 1. Здоровье и физическая выносливость. 2. Ум и умственная работоспособность. 3. Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия и, в известных случаях, отвага; мужество ответственности; чувство долга, забота об общем интересе. 4. Значительный круг общих познаний. 5. Административная установка. Предвидение. Умение разрабатывать и организовывать разработку программы действия. Организация. В особенности умение строить социальный организм. Распорядительство. Искусство управлять людьми. Координирование. Согласование действий, слияние усилий. Контроль. 6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям. 7. Возможна более глубокая компетентность в специфически характерной для данного предприятия профессии. Очень замечательно, что из этих семи групп качеств и знаний, обладание коими обязательно для руководителей крупных предприятий, шесть групп слагаются из одинаковых элементов, какой бы ни была природа предприятия, и только седьмая группа допускает различные специальные условия для различного рода предприятий. Общими элементами являются: здоровье, физическая сила, ум, нравственные качества, универсальность знаний, знакомство со всеми существенными функциями и значительная административная установка. Начальники в промышленном, торговом, политическом, военном и тому подобных предприятиях — одного и того же иерархического уровня, сходны между собой по шести первым группам качеств и разнятся лишь по тому профессиональному качеству, которое специфически характерно для их предприятий. И именно выдающейся степенью этой профессиональной установки чаще всего вначале обращали на себя внимание люди, ставшие впоследствии крупными начальниками: специальное мастерство выдвинуло их вперед остальных, а затем уж их общие качества привели их в первые ряды. Случается, что профессиональный успех затушевывает общие качества: продолжают видеть в крупном промышленнике лишь выдающегося техника или ловкого негоцианта, в главе государства — только счастливого генерала или красноречивого парламентского деятеля. Однако самой блестящей специальной установки недостаточно для того, чтобы стать совершенным руководителем крупного предприятия. Для того чтобы стать совершенным руководителем, надо обладать в высокой степени всеми вышеперечисленными качествами и знаниями. Люди, близкие к такому совершенству, очень редки; приходится мириться с меньшим, даже с пробелами. В какой мере? Отсутствие здоровья может свести на нет все прочие качества, вместе взятые. Точно так же — ослабление умственных способностей. Возможно в широкой мере, при посредстве начальников служб и главного штаба, выполнение недостатка функциональных познаний, даже тех, которые касаются специфически характерной для данного предприятия профессиональной функции; но ничто не может компенсировать административной бесталанности. Самое небольшое несовершенство моральной природы крупного начальника может иметь очень тяжкие последствия. Иерархическая высота — то же, что длина плеча рычага: больше плечо — больше мощь; достоинства и недостатки имеют в сто раз большее значение у начальника с семью или восемью нашивками, чем у мастера.
Руководители средних и небольших предприятий
Между качествами и знаниями, которыми должен обладать глава крупного предприятия, даже государства, и качествами и знаниями, которыми должен обладать ремесленник, являющийся и главой и единственным служащим своего небольшого промышленного или торгового предприятия, — разница лишь в степени. Квалификацию крупных и едва заметных начальников составляют элементы одной и той же природы, но разной интенсивности. Для главы очень крупного предприятия административная установка является не только наиболее важной из всех, но по степени важности превосходит значение всех остальных установок, вместе взятых. Тем не менее полное отсутствие одной из второстепенных установок было бы для него серьезным недостатком. Правда, ослабить его он может при посредстве главного штаба. Для главы простейшего предприятия наиболее важной установкой является установка техническая, то есть установка характерной для предприятия профессии. Но коммерческая и финансовая установки имеют для него большую относительную важность, чем для главы крупного предприятия. Бросим беглый взгляд на различные элементы, входящие в квалификацию управляющих и служащих предприятий, и на те соотношения, в которых они входят в эту квалификацию.
|