Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятка. 1. Рассмотри найденное решение, все ли данные ты использовал. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Рассмотри найденное решение, все ли данные ты использовал. 2. Определи, какие взаимосвязи между данными, данными и искомым ты установил. 3. Вернись к краткой записи, проверь установленные связи. 4. Посмотри на краткую запись, подумай, какие новые взаимосвязи между данными можно еще выделить. При работе над составлением памятки сначала учащимся будет предлагаться для анализа конкретные задачи на математическом содержании, затем любые задачи математического характера. Затем должен быть осуществлен переход на материал другого предметного материала, такого как русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др. Подобная работа должна убедить младших школьников, что анализ необходим при выполнении различных заданий, построенных на материале любого учебного предмета. Также они должны убедиться, что направление анализа и выбор операций зависит от специфики предмета и особенностей самого задания. Четвертый этап направлен наформирование умения анализировать задачи. На данном этапе рассматриваются отдельные ключевые моменты решения задачи, в которых анализ раскрывается, как неотъемлемая составляющая быстрого, рационального и правильного решения. Во-первых, учащимся будут предлагаться задания, анализ которых лежит в основе актуализации знаний, необходимые для успешного решения задачи. В ходе обсуждения будет подчеркиваться, что именно анализ задачи помогает актуализировать знания, находить нужное правило для ее решения. Далее учащимся будут предлагаться задания на различном предметном содержании, которые им необходимо выполнить, опираясь на имеющиеся у них знания. Например, по русскому языку будет предложено задание вставить пропущенные буквы в слова: сн..говик, г..стиница, пч..линый, стор..на. Опираясь на положение, связанное с необходимостью включать нестандартные задачи в процесс формирования умения анализировать, будут использованы проблемные ситуации, позволяющие показать, что анализ лежит в основе актуализации знаний. Во-вторых, учащимся будут предлагаться задания, анализ которых лежит в основе составления плана решения, выделение необходимого способа действий. В работе по обучению умению анализировать важно изменить представления учащихся о том, что главный этап в решении - нахождение результата. Подтверждением станут жизненные ситуации и примеры из художественных произведений. Вместе с учащимися важно прийти к мысли о том, что неправильно проанализированное, необдуманное условие задачи приводит к неверным результатам, более долгому пути поиска решения. Такой анализ может дать выход на совершенно новое, оригинальное и более эффективное решение. Так, например, учащимся будут предлагаться задания, в которых необходимо будет установить более рациональный способ вычисления, не производя над ними никаких операциональных действий. Используя памятку, составленную на предыдущем этапе, вместе с учащимися проводится анализ уже решенных задач, как из литературных произведений, так и взятых из жизни, где учащимся предлагается обосновать правильность их решения. Завершением этого этапа станет обобщающая беседа о значимости анализа для успешного решения задач, позволяющего найти верный способ действия. В-третьих, учащимся будут предлагаться задания, в которых анализ лежит в основе выбора задач, которые решаются тем же способом, что и данная. Например. Какие задачи решаются тем же способом, что и данная? За неделю корова съедает 30 кг сена, а свинья в 2 раза меньше. Сколько сена съедают за неделю корова и свинья вместе?
У Иры 30 марок, а у Кати на 2 марки меньше. Сколько марок у девочек вместе? За неделю корова съедает 40 кг сена, а свинья в 3 раза больше. Сколько сена съедают за неделю корова и свинья вместе? За неделю корова съедает 30 кг сена, а свинья на 2 кг больше. Сколько сена съедают за неделю корова и свинья вместе? В школьной библиотеке 24 учебника по русскому, а по математике в 3 раза меньше. Сколько учебников в школьной библиотеке?
При написании каких слов нужно использовать то же правило, что и при написании данного « деревья» Картина, ребята, ручной, детвора, коньки. лыжи, печь. Какое правило используем для написания слова? (Проверяемая безударная гласная в корне.)
Какие слова являются однокоренными слову дождь? Дожди, дождик, дождливый, дождались, вождь.
В этот период учащихся необходимо подвести к мысли о том, что именно анализ позволяет отнести задачу к определенному типу задач: после анализа задачи, установить способ решения задачи, выбрать среди имеющихся задач ту, которая решалась бы подобным образом или составить задачу, которая решалась бы подобным образом. Соответственно, в учебный процесс должны включаться задания такого вида, как сопоставление и решение задач, относящихся к одному типу, но отличающихся характеристикой величин; задач, идентичных по содержанию, числовым данным, но различающихся способами решения; определение математических задач, решаемых тем же способом, что и данная и т.п. Далее учащимся будут предложены подобные задачи, т.е. с одинаковой предметной областью и числовыми данными, но различным или сходным способом решения, с помощью, например, такого приема, как выбери из предложенных задач ту, которая решалась бы также. Усложнение заданий будет осуществляться следующим образом: сначала учащимся будут предлагаться задачи, в которых предметная область и числовые данные различны, но способ решения одинаков, затем предметная область и числовые данные одинаковы, но способ решения различен. Такой порядок обуславливается тем, что учащиеся могут стереотипно утверждать, что задачи решаются одинаково, так как они об одном и том же. Далее процесс усложнения будет заключаться в том, что сначала учащимся будут предлагаться задачи таких типов, способ решения которых нетрудно выделить, а затем предлагать задачи, поиск способов решения которых на основе анализа задачи требовал бы большей самостоятельности. Пятый этап направлен на функционирование сформированного умения анализировать при решении как стандартных и творческих задач. Также целью данного этапа является применение составленной ранее памятки для анализа задач, переход к большей самостоятельности учащихся. Так как предыдущие этапы были направлены на овладение младшими школьниками отдельными умениями, составляющими процессуальную структуру умения анализировать, то на этом этапе будут созданы такие условия, которые позволят максимально включить эти умения в процесс решения. Здесь ученикам предлагаются задачи, построенные на материале различных учебных предметов, используются и чередуются разнообразные приёмы. После того, как учащиеся вполне осознанно будут выделять и использовать все этапы анализа для решения разного рода задач (в начале с опорой на памятку, а затем и самостоятельно), будут даваться задания на самостоятельное выполнение. Надо иметь в виду, что овладение умением анализировать задачу наступает не у всех детей одновременно. Учитывая это, важно создать такие условия, при которых каждый из детей будет работать в меру своих возможностей. Это достигается путем предъявления различных требований к разным группам учащихся. Такой дифференцированный подход может быть реализован по-разному. 1. Для самостоятельной работы учитель может предложить учащимся на выбор несколько задач рассматриваемого вида, но разной трудности. 2. Различная степень помощи учителя. Кто-то самостоятельно справляется с предложенной задачей, кому-то учитель помогает на первых этапах. Ученикам, которые справляются с решением раньше других, могут быть даны дополнительные задания. 3. Также учащиеся могут помогать друг другу при решении задач или ее проверке. Соблюдение этих принципов и условий приведет к тому, что учащиеся постепенно овладеют умением анализировать задачи.
https://www.proshkolu.ru/lib/id/3225/ - по Гераскиной, оч хороший материал.
|