Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В настоящей главе представлен беглый обзор исторического развития «связей с общественностью» от начала появления вплоть до сегодняшнего дня. Освещены следующие вопросы:
Если мы принимаем точку зрения, что «связи с общественностью» — это, прежде всего, налаживание взаимопонимания и взаимного доверия, то мы одновременно должны признать, что исторические корни данного явления уходят гораздо глубже, нежели институциональное становление современной профессии специалиста по связям с общественностью. Ведь основание в 1948 г. «Института связей с общественностью» (Institute of Public Relations) в Великобритании, а также «Ассоциации организаций по связям с общественностью Америки» (Public Relations Society of America) в США бесспорно обозначило только то, что «связи с общественностью» стали вполне оформившейся и получившей общественное признание профессией. Как у всякого общественного явления, однако, исторические корни всего того множества видов деятельности, которые попадают под широкое толкование термина «связи с общественностью», уходят в далекое прошлое.
КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» Авторы учебников по таким предметам, как «связи с общественностью» и «коммуникационные исследования», любят ссылаться на боевые знамена, приводя их в качестве примера самого раннего опыта по созданию корпоративной идентичности. Первыми отраслевыми ассоциациями, в функции которых входила защита репутации членов данных ассоциаций и лоббирование их интересов, были средневековые гильдии и сохранившиеся в качестве их «наследников» так называемые «Уважаемые компании». Следует, впрочем, отметить, что, в отличие от современных отраслевых ассоциаций, средневековые гильдии создавали вокруг своей работы некоторую ауру загадочности, направленную на поддержание образа собственной исключительности. Эта склонность к таинственности на многие века осталась характерной чертой организаций, действующих в определенных сферах деловой активности; и даже сегодня некоторые компании не отказались от практики подобного рода. История корпоративных изданий также восходит к самым ранним временам индустрии связей с общественностью. Так, Чарльз Диккенс упоминает о журнале, который издавали прядильщики хлопка Новой Англии в 1840-х гг., да и вообще в Англии в течение более ста лет свои журналы издавали многие ассоциации, например. Lever Brothers и Manchester Cooperative Society. Такая техника ведения внутреннего PR, как учреждение «ящика предложений» и системы поощрений для сотрудников, хотя и считается относительно недавним изобретением, на деле впервые была использована Вильямом Дени (William Denny) в 1880 г. - его судостроительной компанией в Думбартоне. Практика организации специальных мероприятий, нацеленных на достижение информационного обеспечения деятельности той или иной организации (или отдельного индивидуума) или же на оказание влияния на общественное мнение, отмечена с момента возникновения газет. Знаменитое «Бостонское чаепитие», произошедшее в 1773 г., когда тонны чая были сброшены в воды бостонской гавани в знак демонстрации протеста против несправедливой налоговой политики колониальных властей, стало одним из наиболее знаменитых и наиболее эффективных примеров «паблисити акций»- подобного рода. В 1881 г. бакалейщик Томас Липтон (Thomas Upton) организовал акцию по доставке «самого большого в мире сыра», изготовленного в США и доставленного в магазин Т. Липтона в Глазго, которая сопровождалась активной кампанией по созданию паблисити. Первый агент по работе с прессой появился в 1809 г., когда Казначейство Великобритании ввело должность своего общественного представителя. В 1854 г. в своем первом годовом отчете Министерство Почт провозгласило важность объяснения обществу значения почтовых услуг. 1842 г. - дата одной из первых записей речей (имеющих отношение к PR-практике), произнесенных Хью Смитом (Hugh Smith) перед аудиторией бывших выпускников Колумбийского университета и посвященных предмету этики убеждения. По утверждению Смита, действия по оказанию влияния на общественное мнение могут быть легитимированы в том случае, если будут соответствовать трем критериям; они не могут сопровождаться ложью; не могут апеллировать к страстям и предубеждениям; не могут «объявлять вне закона тех, кто не соглашается с какими-либо конкретными мнениями или практиками. (Olasky, 1987) Что касается самого термина «связи с общественностью», то принято считать, что впервые это выражение было использовано в 1882 г. юристом Дорманом Итоном (Dorman Eaton) в его обращении о «Связях с общественностью и обязанностях юридической профессии» к Йельской Юридической Школе. Итон использовал выражение «связи с общественностью» для того, чтобы обозначить им «поиск благоденствия общественности». В том же значении данное выражение было использовано Американской Телефонной и Телеграфной Компанией (American Telephone and Telegraph Company) в 1908 г., когда она употребила выражение «связи с общественностью» в качестве названия своего ежегодного отчета. Президент этой компании, Теодор Вайл (Theodore Vail), описал деятельность по налаживанию связей с общественностью следующим образом: Является ли наш менеджмент компетентным и честным? Каковы наши инвестиции? Действительно ли мы содержим нашу собственность в соответствии с высшими стандартами качества? Какой процент прибыли имеет компания? Действительно ли это честная прибыль? Если на эти вопросы даются удовлетворительные ответы, никаких оснований для конфликта между компанией и ее общественным окружением просто не остается. (Bernays, 1952) Дж. Грюниг и Т. Хант (Grunig and Hunt, 1984) разработали историческую периодизацию развития связей с общественностью в США, которая состоит из пяти отдельных фаз:
|