Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колхозное право






Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время в период войны был повышен обязательный минимум трудодней в год: до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120-в других районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были произвести не менее 50 трудодней в год. Колхозники, не выработав без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от осуждения колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности.


 

Уголовное право

Довоенные нормы уголовного права были дополнены. Так, распространение ложных слухов, возбуждающее тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержали ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличились в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

В 1943 г. была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками.

Трудовое право

Для обеспечения работы предприятий и замены ушедших на фронт работников вводились чрезвычайные меры. Уже Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. Об военном положении предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указом от 26 июня 1941 О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца, и кормящих матерей. Оплата сверхурочных работ осуществлялась в полуторном размере. Отменялись отпуска кроме как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет, они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады.

Указом Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 вводилась мобилизация трудоспособного городского населения мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет на период военного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а также матери грудных детей или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать. Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев.

Кодификация права в СССР в 60-е, 70-е годы ХХ ст.

XX съезд КПСС призвал все партийные и советские органы бдительно стоять на страже законности. Ведь командные черты права оказались сильнее и во многих случаях побеждали демократическую тенденцию.

Гарантией укрепления законности должна стать кодификация общесоюзного и республиканского законодательства. В истории права СССР это была уже вторая кодификация. Кодификационные работы начинаются здесь в мае 1956 p. Особенно они оживились после того, как Верховный Совет СССР 11 февраля 1957 p. отнесла к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик и принятия гражданского, уголовного и процессуального кодексов. В ведении Союза ССР осталось только издания Основ законодательства в этих областях. Это нововведение имело целью укрепить демократизм федеративной структуры советского права.

Вводился такой порядок кодификации: по принципу верховенства союзного закона изначально разрабатывались и принимались Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, а впоследствии, в развитие этих Основ, в союзных республиках разрабатывали и принимали кодексы.

Кодификация права в СССР в 60-е, 70-е гг. Все отрасли кодифицировались по одному плану: сначала принимались основы союзного законодательства по определенной отрасли и на основании этих основ принимались с союзных республика соответствующие нормативно-правовые акты.

В 1958 г. Приняты основы Уголовного законодательства СССР. На основании них приняты УК всех союзных республик.

1961 г. – Гражданское право кодифицировалось, а 1964 г. – гражданский процесс. 1968 г. – основы о браке и семье.

1970 г. – основы трудового законодательства СССР. Были составлены кодексы законов по здравоохранению, финансам и др.

Гражданские права были расширены и конкретизированы. В целом ГП не только как право имущественных отношений, но и не имущественных. Виды собственности прежние: государственная, личная собственность граждан, по конституции 1977 г. общественных организаций и кооперативная. Серьезная попытка уточнить правовой статус государственной собственности, 1963 г. перевод предприятий на хозрасчет.

Относительная свобода заключения договоров, выбора смежников, реализации продукции.

Отмена судебной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Но одновременно расширение прав руководителей предприятий в отношении нарушений трудовой дисциплины. Положение о порядке разрешения трудовых споров.

Рост зарплаты, сокращение рабочего времени. 1966 г. – новое положение о трудовых договорах. Возращение к КЗОТу 22 г., основные его норм направления защита рабочих.

Развивается социальное законодательство, как под отрасль трудового – закон о пенсиях 1956 г. Впервые общие принципы для назначения пенсии, её размер зависел от стажа, возраста и зарплаты. До этого не было, были только ведомственные акты. Но колхозники не получили. В 60-е распространилось и на них. 1-ая колхозная пенсия – 8 р.(10 кг сахара).

1956 г. введено ежемесячное денежное авансирование колхозов. Привело к 1. Росту благосостояния колхозов, 2. Ликвидация жесткого соотношения между произведенной продукцией и выплатой денег за неё, и это привело к невыполнению плана и возникновению долгов колхозников.


 

В период «хрущевской оттепели» было проведено реформирование государственного аппарата с целью преодоления его централизма, громоздкости, демократизации государственной структуры. Принимаются меры по активизации деятельности Советов. Так, 22 января 1957 было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». Начинают регулярно созываться сессии Советов, восстанавливается их выборность, на их рассмотрение стало выноситься немало вопросов, но они, как и прежде, в своих решениях последовательно выполняют директивные установки партийных органов. Несколько расширяются права союзных республик. В 1954-1955 годах в их ведение было передано более 11 тыс. предприятий союзного подчинения. Реорганизованы только правоохранительные органы. 13 марта 1954 путем образования КГБ при Совете Министров СССР была перестроена работа органов госбезопасности. Они были выведены из системы МВД. Над ними было установлено партийный контроль. Было восстановлено парализован в годы сталинизма прокурорский надзор. Ликвидируется внесудебный порядок рассмотрения дел, отменяются Особое совещание при МВД СССР, «тройки» и «двойки». Но некоторые волюнтаристские реорганизации, проведенные в эти годы, не имели здравого смысла. К ним относится, в частности, разделение в 1962 году областных и краевых Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. Эксперимент оказался неудачным, поскольку нарушилось единство власти, в одном регионе оказалось два хозяина, что привело к дезорганизации управления.

В 1957 году была проведена реорганизация управления промышленностью и строительством. Общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие строительством и промышленностью, были отменены. Вся страна была разделена на 105 экономических регионов. В каждом из них создавались совнархозы, которые стали управлять всеми промышленными предприятиями и стройками. Тем самым Хрущев стремился децентрализовать хозяйственно-управленческий аппарат. Фактически ему это не удалось, поскольку совнархозовская система управления не дала ощутимых результатов и от нее через 8 лет отказались.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).
Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу— социалистическая собственность на средства производства.
В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.
Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:
I. Основы общественного строя и политики.
II. Государство и личность.
III. Национально-государственное устройство.
IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.
V. Высшие органы власти и управления.
VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.
VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.
VIII. Герб, флаг, гимн и столица.
IX. Действие Конституции и порядок ее применения.
Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.
Вскоре после принятия Конституции СССР, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, утвержденный 12 апреля Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция соответствовала Основному закону СССР и в значительной степени повторяла его главные положения.


 

99
В марте 1990 г. на всесоюзном реф. > инство граждан высказались за сохр. Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подгот. новый Союзный дог., кот. давал шанс на обновление федер. гос. Но сохр. единство не удалось. СССР распался. Причины распада:

- СССР создавался в 1922г. как федерат. гос.. Однако со временем он все > е превращался в гос., по сути, унитарное, управляемое из единого центра и нивелирует различия между респ-ми, суб. федер-х отнош. Проблемы межреспублик. и межнац. отнош. игнорир. на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнац. конфликты приобрели взрывной, крайне опасный хар-р, принятие реш. откладывалось до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным.

- СССР созд-ся на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а нац.-территориальному принципу. В Конст-х 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете респ-к, входивших в состав СССР. В условиях нарастающего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов.

- Сформированный в СССР единый нар.\хоз. комплекс обеспечивал эконом. интеграцию респ-к. Однако по мере нарастания экон. трудностей хоз. связи нач. разрываться, респ. проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий

- Советская полит. сист. базировалась на жесткой централизации вл., реальным носителем кот. было не столько гос., сколько Коммунист. партия. Кризис КПСС, утрата ею роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны

- Единство и целостность Союза в значит. степени обеспеч. его идеологич. единством. Кризис коммунистической сист. ценностей создал дух. вакуум, кот. был заполнен нац идеями.

- Полит., экон., идеолог. кризис, кот. переживал СССР в последние годы своего сущ-я, привел к ослаблению центра и усилению респ., их полит. элит. Нац. элиты были по эконом., полит., личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения нац. партийно-гос. элит.

Значение распада СССР. Значение таких масштабных событий определяется временем.

Становление новой росс. гос-ти. Процесс становления новой росс. гос-ти начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России 1990 и выборами первого росс. президента 12 июня 1991. С распадом СССР дек. 1991 статус Российской Федерации как независимого суверенного гос. стал юр-ой и фактической реальностью. Период становления росс. гос. завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном реф. была принята Конституция РФ и окончат. демонтирована советская полит. система. Рождение современного Росс. гос. было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал