Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и развитие государства Древнего Китая.






В течение древности в Китае сменилось несколько империй, но, по сути, они были одинаковыми, так как менялись лишь правящие династии.

В Древнем Китае сложилось 3 сословных класса:

привилегированный правящий слой родовой аристократии;

свободные крестьяне-общинники;

бесправные рабы.

I. Зачатки государства (25-24 века до н.э.)Первое государственное образование – 24-25 века до н.э. Города возникали в долинах рек (например, Хуанхэ). Письменность уже существовала – писала на панцирях черепах. Государство имело племенной характер, не территориальный.

II. Шанскоегосударство (18 – 12 векадон.э.)В 18-17 веках до н.э. возникло Шанское государство – Шан (Инь), объединившее несколько племен. Оно просуществовало до 12 века до н.э. Правитель носил титул Ван, его фигура считалась сакральной, он управлял не только обществом, но и природными стихиями. Власть передавалась по наследству, государственные должности занимали родственники правителя. Ван упирался на аппарат управления, который делился на несколько ведомств, служащие этих ведомств делились на ранги не только по критериям знатности, но и по знаниям. Всего около 20 рангов, первый - 20. Для перехода на новый ранг нужно сдать экзамен. В соответствии с рангами шло распределение материальных благ. Налоги были натуральными (в основном зерно). Социальной основой была крестьянская община. Само государство делилось на несколько зон: центральная (резиденция правителя), внешняя зона (защита границ, одно из самых мощных племен - племя Джоу). Внешняя зона охраняла центральную. Денежные отношения были неразвиты. В 11 веке это государство рухнуло, чему поспособствовало племя Джоу (в 1049 году до н.э. оно окончательно захватило власть).

III. ГосударствоДжоу (12 – 3 векадон.э.).В этом государстве из-за частых войн появился новый титул правителя – «у-ван» (воинствующий правитель). Джоусцы применили принцип феодализма в территориальном устройстве – отдали землю представителям клана. Была впервые создана официальная политическая идеология – «Мандатнеба», выражавшаяся в следующем:

источник власти - небо, она им даруется;

· небо одно на всех, и верховный властитель один;

· право занять трон предводителя приобретается личными заслугами;

· верховный властитель может не принадлежать правящим династиям.

В 8 веке до н.э. Джоусцкое государство распалось на несколько маленьких государств до 5 века до н.э. Началась эпоха джаньго – «воюющих царств». Ван терял политическую власть, но приобретал жреческие функции. В ходе борьбе выделились: Хань, Цинь, Джоу и Вей. Цинь предотвратило войну кланов благодаря реформам министра Шан-Яна, идеология легизма. Цель его реформ – политическая централизация страны путем административного переустройства (выделилось 36 административно-территориальных областей), подрыв силы аристократических родов, укрепление семьи путем введения коллективной ответственности за уголовные преступления, введение налоговый системы и создание мощной армии. К 3 веку до н.э. государство Цинь стало самым мощным, в 221 году до н.э. – государство Цинь стало империей. Реформы распространялись на весь Китай. Во главе государства – император Цинь Шихуанти Ти – новый титул (возвышение над ванами). Началось строительство Великой китайской стены. Государство имело развитую экономику и мастеров; их победа – доминирование в экономике, а не в армии. Империя Цинь прекратила своё существование со смертью императора (просуществовала 11 лет).

IV. Ханьская империя (202 год до н.э. – 2 век н.э.)В 202 году до н.э. – восстание во главе с Любао. Успех. Образование Ханьской империи. Любао оставил зачатки старой империи, но поставил своих людей. Появилась новая идеология (мандат неба + теория рационализма). Территория Ханьской империи = территория Циньской империи. Империя существовала 400 лет. Династийная система престолонаследия, императорский двор состоял из родственников правителя. Ранги зарабатывались образованностью – ежегодно устраивались экзамены для молодых людей, по результатам которых шло назначение на должности. Прочная основа государственного аппарата – система общин и семей. Главы семейств входили в советы.

 

6. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
Во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большим рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта. В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. В древнегреческом обществе классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание (одновременно войско), совет старейшин, вождь — базилевс (одновременно военные предводители) — военная демократия — последний период первобытнообщинного строя.

Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это — основа для перехода к государству.

Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, — Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. Сельская община здесь стала быстро разлагаться; земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий. VШ столетие до н. э. — в Аттике вырос город — Афины. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники —демиургов. Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов; совет старейшин (ареопаг) превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин — архонтов; избираются ареопагом сроком на год.

Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. «Бедные, — пишет Аристотель, — находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая). Вся земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей». На полях стояли закладные камни (кому и на какой срок заложен участок); такая форма залога — ипотека. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа переходила к кредитору.

Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э. способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» (народом). Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Тогда в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.

594 году до н. э. — «Огромное большинство хотели выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй». Борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона (он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою»). Избранный архонтом, Солон был наделен правом законодательства. Солон выбрал политику «золотой середины». Он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей; граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а проданные за границу, — выкуплены за счет государства. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Была санкционирована широкая завещательная свобода: родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати включались в общий гражданский оборот.

Установление имущественного ценза (4 филы) — самые богатые были причислены к первому разряду; просто богатые — ко второму; среднего достатка — к третьему; а все остальные — к четвертому («феты»). Первые три разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Феты не могли занимать никакую должность, могли только присутствовать в народном собрании и быть присяжными. Вместо аристократического принципа (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства.

Первые два разряда служили в коннице (большие расходы, но меньше опасность на войне). Третий разряд — тяжеловооруженные гоплиты — пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти сделалось афинское народное собрание.

Совет Ареопага состоял из ежегодно сменяющихся архонтов. Солон также учредил второй совет четырехсот (по 100 человек о каждой из четырех фил) — предварительно раньше народа, обсуждал дела и не допускал внесения ни одного дела без предварительного обсуждения в народное собрание. Также был создан суд присяжных заседателей — гелиэя — судебный и законодательный орган одновременно.

Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась. Через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена проводят реформу, которая окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение: граждане делились на десять «племен» (фил); страна делилась по демам на 30 частей — каждые 10 дем — триттии. В состав каждой филы входило по жребию 3 триттии.

Совет четырехсот был ликвидирован. Клисфен сделал Совет пятисот (по 50 от каждой филы). Преобладание сосредоточилось в руках горожан — ремесленников, купцов, матросов.

Суть реформы Клисфена: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Окончательно побеждает государство рабовладельцев — знатных и незнатных. Клисфен принял закон об остракизме — «черепкование» — голосование черепками при осуждении опасных для государства лиц.

Спарта — общественный строй формировался благодаря завоевательной деятельности. Архадет — вождь, совет старейшин — Герусия, народное собрание — Апелла. Народ лишь утверждал или отклонял решение старейшин и царя. Коренное население — илоты, его поработили завоеватели спартанцы. Спартанцы имели землю, но обрабатывали её илоты. Спартанцы поделили земли поровну; изгнали из Спарты лишние ремесла; учредили общие трапезы. Экономической основой являлась общинная собственность, можно было использовать чужое имущество, это обеспечивало равенство. Равенство между спартиатами и неравенство между остальными.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал