Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Афинская демократическая республика в 5в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
По форме правления в Афинах сложилась рабовладельческая, демократическая республика. Система органов Афин: Народное собрание (из свободных афинских граждан, без чужих и рабов); созывалось 4 раза в год — законодательный орган; Совет пятисот — все афинские граждане по жребию; Гелиэя — судебный орган, все решения народного собрания требовали утверждения в гелиэя. Коллегия 10 стратегов — окончательно устранила ареопаг. После реформ Клисфена на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н. э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимаяЭфиальтом, провела закон о лишении ареопага всех политических функций (Народ отнял у Совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания; все решения Совет представлял на рассмотрения суда). К середине V века до н. э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам; производилось оно по жребию, кроме казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом, попечителя водопроводов, а также всех военных должностей — они выбирались поднятием рук. По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены Совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших — стратегов. Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-тилетнего возраста: Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина (уделом вольноотпущенников, рабов, иностранцев-метэков). Метэки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Браки между метэками и гражданами запрещались. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Единственное, что закон запрещал хозяину, — убийство раба. Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Женщины не имели ни политических, ни гражданских прав. Жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (направляясь в храм). Жила жена в особой половине дома. Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить. Афинский государственный строй V века до н. э.. основные принципы: народоправство; выборность; коллегиальность и подотчетность властей; суд присяжных. Верховный орган Афин — народное собрание; созывалось 4 раза в месяц. Главными участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум(не менее 6000 человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собиралось две-три тысячи человек и менее. Народное собрание принимало законы, обсуждало вопросы продовольственного снабжения, обороны, слушало чрезвычайные заявления о государственных преступлениях, рассматривало просьбы частного характера. Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек: а) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено; б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета; в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования. Голосование в народном собрании было открытым, поэтому не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел. Гелиэя — решала вопрос о наделении правами гражданства; наблюдала за законностью замещения должностей; утверждала международные договоры; участвовала в законодательстве, а также судила по политическим, религиозным и многим другим делам. Состояла из 100 000 человек (избирались жребием по 600 человек от каждой филы; составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая; состав коллегии определялся жребием в самый день суда) Совет пятисот — дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Исполнительную власть Совет делил с двумя коллегиями — стратегов(избирались открытым голосованием в народном собрании; должность стратега не оплачивалась, и потому занимать ее могли состоятельные лица) и архонтов. Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным — проверка деятельности властей; решалось, была ли эта деятельность правильной. Все должностные лица избирались сроком на год без права переизбрания(исключение — коллегия стратегов). Афинский морской союз — возник после греко-персидских войн, в которых Афинам выпало на долю сыграть роль спасителя Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали многим другим полисам и островным республикам греческого мира военный и политический союз. Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (их было около 200) с тем, однако, что последние будут оплачивать военные расходы. Союзная казна была сосредоточена на острове Делос, и распоряжались ею по общему согласию. Но вскоре Афины добиваются бесконтрольного господства в союзе. Казна переносится в Афины, и распоряжается ею Афинское народное собрание. Союзники сделались данниками. Решения афинских властей стали для них обязательными. Деньги союза стали тратиться на великолепные постройки, на вознаграждения и подкуп афинских граждан, на содержание паразитического античного люмпен-пролетариата. Афинская демократия — демократия для немногих и держалась она на рабстве.
8. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя. 1) Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 — 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение.Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов). 2) Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. 3) Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится напринципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат —переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных.Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»). Царский период: население города составили две основные группы: собственноримские граждане (патриции), и их антагонисты — плебеи. Римские гражданебыли полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин — сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам. Реформа рекса Сервия Туллия 6 век до н.э. — в основу общественной организации Рима легли имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима (члены римских родов и плебеи) — было разделено на пять имущественных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных единиц —центурий (сотен). Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные собрания), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные собрания), в которых каждая триба имела один голос. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформы Сервия Туллия способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Установление республиканского строя: В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшие государственные органы — народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, преимущественно управляли государствомсенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета (высший класс). В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания — принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров). Трибутные собрания — избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания — лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов. Сенат — сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в пять лет. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium — высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания — принадлежала диктатору, консулам и преторам) и общую (potestas — принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Магистратуры делились на ординарные (обычные — консулы, преторы, цензоры и др.) и экстраординарные, (чрезвычайные — создавались в чрезвычайных обстоятельствах). Коллегии «26 мужей» состояли из 26 человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
|