Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Победа консервативно-либерального блока на выборах и ее последствия
В целях укрепления позиций новой правительственной коалиции по предложению канцлера Г.Коля были объявлены досрочные выборы, которые состоялись 6 марта 1983 г. На этих выборах блок ХДС/ХСС собрал 48, 8% голосов избирателей и получил 244 депутатских места. Социал-демократы (СДПГ) получили 38, 2% голосов и 193 депутатских места, что для них было равносильно поражению. СвДП получила 6, 9% голосов и 34 депутатских места. Кроме того, впервые в бундестаг были избраны кандидаты из партии зеленых (5, 6% голосов и 27 мандатов). После выборов правительство ФРГ вновь возглавил Г.Коль, а вице-канцлером и министром иностранных дел — Г.Геншер.Г.Коль, как и большинство консервативных политиков, был убежден в достаточно высокой эффективности рынка с его способностью к саморегуляции. В то же время — и это важная особенность немецких консерваторов — он признавал необходимость существенной социальной корректировки стихийно действующих механизмом. Тезис о необходимости усиления государственной власти, Коль, в частности, обосновывал ссылкой на конституционное положение об обязанности государства обеспечивать надлежащую защиту прав и свобод человека. Придя к власти, правительство Г.Коля стало проводить политику западногерманского варианта «рейганомики» (в США) или «тэтчеризма» (в Великобритании). Суть этой политики заключается в следующем: — резко сокращаются расходы на социальные нужды; — происходит изменение в системе налогообложения: предоставляются льготы крупным предпринимателям при снижении налогов с них; наоборот, увеличиваются налоги с менее обеспеченных слоев общества; — происходит уменьшение вмешательства государства в частное предпринимательство; — развивается малый и средний бизнес. Коль начал свою деятельность с денационализации экономики, т.е. передачи государственных предприятий в руки частных предпринимателей. Были выделены крупные финансовые средства для развития промышленности и сокращены взносы в фонды предпринимателей — при одновременном увеличении взносов рабочих. Было запрещено государственное вмешательство в частный бизнес. Предприятиям разрешили продавать свои акции, что способствовало увеличению числа собственников. Г.Колю удалось добиться в бундестаге одобрения бюджета страны, который в свое время стал яблоком раздора для социал-демократов и либералов. Канцлер инициировал ряд важных законопроектов, нацеленных на создание необходимых предпосылок для оживления конъюнктуры и обеспечения роста производства. Развитие новых отраслей производства, связанных с микроэлектроникой и телекоммуникацией, биотехнологией, робототехникой, оздоровление недостаточно эффективного и изрядно дефицитного госсектора проводилось через стимулирование частного бизнеса. Были увеличены частные инвестиции в разные области, в частности, в машиностроительную и электротехническую промышленности. Был увеличен экспорт обычного оружия (т.е. не ядерного и не бактериологического). Большую роль стали играть крупные немецкие банки. Вместе с тем были значительно сокращены государственные расходы на социальные нужды. Правительство ужесточило правовые нормы, которые регламентировали проведение забастовок. Профсоюзы должны были отныне из своих касс платить бастующим и уволенным и не рассчитывать на государственные органы социального страхования.В результате этих жестких мер удалось переломить ситуацию в экономике, приостановить рост государственной задолженности. С 1986 г., инфляция в течение нескольких лет находилась на уровне менее 1, 5%. В 1985—1986 гг. в ФРГ наметился хозяйственный подъем, который продолжался до конца десятилетия. Но напряжение на рынке рабочей силы сохранялось. Консервативно-либеральный блок не выполнил одного из главных предвыборных обещаний 1983 г. — решить проблему занятости. Массовая безработица сохранилась. Положение не изменил и значительный отток из ФРГ иностранных рабочих. Число зарегистрированных безработных ко второй половине 1980-х гг. стабилизировалось примерно на уровне двух млн человек. При этом правительство ХДС/ХСС—СвДП внесло около 250 поправок в трудовое законодательство, ущемляющее юридические, социальные, налоговые и другие права рабочих. Заинтересованность предпринимателей в увеличении производительности и в повышении рентабельности производства привела к тому, что в условиях НТР капиталовложения на одно рабочее место многократно возросли. Дорогостоящее оборудование требовало высококвалифицированного персонала, его подчинения жесткому ритму работы машины. В середине 1980-х гг. на такой режим было переведено свыше половины всех работающих в промышленности. Более прогрессивная организация труда позволила предпринимателям тщательнее выбирать рабочих, снижать значение коллективных тарифных договоров. Началось расслоение среди лиц наемного труда. Участился преждевременный выход на пенсию в результате длительного перенапряжения. Как следствие, у значительной части западногерманского общества изменились ценностные ориентации, возросла неудовлетворенность условиями труда. А ведь жители ФРГ уже привыкли к высокому уровню жизни... На промежуточных выборах в ландтаги, в 1984—1985 гг., блок ХДС/ХСС потерял много голосов; на выборах в бундестаг, в 1987 г., консервативный блок потерял около двух млн голосов избирателей. Вместе с тем общая благоприятная экономическая конъюнктура, приписываемая заслугам ХДС/ХСС, блоку позволила сохранить ведущие позиции в парламенте. В целом, поворот вправо, обозначившийся в конце 1982 г., был закреплен. Это позволило правительству в 1986 г. начать налоговую реформу.Коалиционное правительство ХДС/ХСС—СвДП стремилось ослабить два главных «неблагоприятных фактора»: высокие налоги и крупные расходы на производственный персонал. После длительных дискуссий бундестаг одобрил общую концепцию и конкретные формы налоговой реформы. Она была ориентирована, прежде всего, на снижение выплат и отчислений со всех доходов компаний, на предоставление различных льгот при производственном инвестировании. Предусматривалось снизить обложение всех видов доходов и заработной платы, что тоже должно было стимулировать производственное инвестирование. «Налоговое облегчение» коснулось широких слоев рабочих и служащих, но составило в среднем ничтожно малую сумму (около 7, 8 марок в месяц). С другой стороны, были подготовлены проекты на введение новых потребительных налогов (на бензин, табачные изделия и т.д.), что полностью поглотило налоговые послабления. Не случайно, представители СДПГ назвали налоговую реформу «враждебной нуждам обычной семьи» (процитированные здесь и далее работы и источники см. в списке тспользованной литературы). Но главная задача налоговой реформы, собственно, и состояла в массированном перераспределении средств в пользу фирм — для создания, как уже было отмечено, дополнительных стимулов к производственному инвестированию. Второе направление экономической политики правящей коалиции — уменьшение расходов на «человеческий фактор». Цель заключалась в том, чтобы не допустить рост заработной платы, уменьшить предпринимательские взносы в социальные фонды. В частности, правительство считало, что с ростом дороговизны медицинского обслуживания, должна возрастать доля расходов самих пациентов для «предотвращения излишних посещений врача». Социальная необеспеченность усиливалась: ухудшилось положение безработных, пенсионеров; выросло число лиц, исключенных из федеральных фондов помощи по безработице и перешедших на обеспечение муниципальных органов социальной помощи, располагавших скудными финансовыми средствами.Таким образом, шло постепенное освобождение от бремени «социальной помощи» фирм и предприятий. Бизнес ответил на эти усилия канцлера ростом капиталовложений, особенно в наукоемкие отрасли. Инвестиции превратились в ключевую проблему экономической жизни; они должны были увеличиваться, чтобы можно было решить и проблему безработицы. Особенно большой она была среди молодежи (в 1983 г. составляла более 10, 5 %). Постепенный рост производства, создание новых рабочих мест, финансирование профобучения и переподготовки, способствовали решению этой проблемы. Еще в 1982 г. государство ассигновало на эти цели 6, 9 млрд марок. В том же году безработные получали пособие по безработице в течение 12 месяцев. В 1988 г. на вышеуказанные цели было выделено уже 15, 3 млрд марок, что позволило снизить уровень безработицы среди молодежи до 8%. Сами же безработные в 1988 г. стали получать пособие в течение 32 месяцев. В 1980-е годы было создано около 3 миллионов рабочих мест. Но одновременно в таких же размерах возросло и количество свободной рабочей силы на рынке труда. В целом же к концу 1980-х годов, выявились определенные экономические успехи правительства Г.Коля. Ему удалось, с одной стороны, ограничить вмешательство государства в экономику, с другой — было снижено налоговое бремя. В 1986 г. ФРГ впервые стала крупнейшим в мире экспортером. В 1988 г. внешнеторговый оборот ФРГ превысил аналогичный показатель США и составил 325 млрд долларов. В 1989 г. ФРГ практически не имела дефицита платежного баланса.
Данная страница нарушает авторские права?
|