Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие японского государства в 60-90-е ГГ. XX В.






Послевоенное развитие японской модели государственного регулирования экономики. Значительные послевоенные структурно-функциональные изменения в государственном аппарате Японии были связаны, между тем, не только и не столько с возрождением военной организации Японии, сколько с созданием и определением функций многочисленных государственных органов и институтов, призванных решать сложные задачи восстановления и развития мирной японской экономики.

" Особое юридическое лицо" - организация, общество, созданное на основе специально принятого закона, для выполнения определенных государственных или общественных задач. Эти задачи определили и главные направления вмешательства государства в сферу частного бизнеса: государственное планирование и долгосрочное прогнозирование экономического развития, стимулирование частного капитала в деле всемерного использования новейших достижений научно-технической революции, многоплановое участие государственных органов в повышении качества японской продукции и пр.

Еще до принятия Конституции, в 1946 г., в Японии начала осуществляться на основе Закона " О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов" целенаправленная политика экономической стабилизации. С этой целью были созданы " Бюро экономической стабилизации" и " Комитет по регулированию цен". Необходимость четкого государственного регулирования процессов восстановления расстроенной экономики потребовала разработки первых мобилизационных экономических программ и наделения Бюро специальными функциями по составлению общегосударственных планов в области производства и распределения товаров, контроля за обеспечением предприятий рабочей силой, финансами, транспортом и пр.

В мае 1947 г. полномочия Бюро были расширены за счет предоставления ему права координировать производственные планы отдельных министерств и надзора за их осуществлением. С этого времени в Японии стал накапливаться огромный позитивный опыт государственного планирования, принципиально отличного от бюрократического, командного планирования экономики в условиях тоталитарного социализма. Японская модель " административного руководства" промышленностью, основанная на разработке научно обоснованных планов-проектов, в том числе и долгосрочных, создается вместе с организациями частного бизнеса и воспринимается ими как средство наиболее эффективного решения важнейших экономических задач, стоящих перед страной.

Эта широко известная в мире модель основана не на формальных, а на " джентльменских" соглашениях, заключаемых государственными органами и корпорациями, группами корпораций, отдельными предприятиями частного бизнеса, касаются ли они сокращения производства, экспорта новой техники, стандартов качества продукции и пр. Во многих случаях административный орган не наделен в сфере экономики особыми властными полномочиями, и его решения носят убеждающий, рекомендательный характер, но они выполняются в силу корпоративной ответственности, традиционных национально-психологических требований " морального долга". Законы, касающиеся статуса министерств, определяют в качестве форм " административного руководства" рекомендации, требования, советы, посредничество.

Осуществление первых послевоенных планов стабилизации промышленности не могло не встретить на своем пути ряд трудностей, связанных с нехваткой средств для государственного субсидирования промышленности, сырьевых ресурсов, с ростом инфляции, социальной напряженности и пр. Нехватка сырья стимулировала принятие Закона " Об установлении жесткого контроля над угольной промышленностью". В 1948 г. был учрежден Фонд восстановления экономики, для финансирования которого были выпущены займы, большая часть которых размещалась в Государственном банке Японии.

Относительная неэффективность этих мер потребовала принятия нового плана экономической стабилизации, главной задачей которого стало создание сбалансированного государственного бюджета за счет увеличения налоговых сборов, ограничения выплат субсидий, установления контроля над ценами, внешней торговлей и иностранной валютой. Планировалось также увеличение производства важнейших видов местного сырья и пр.

В 1951 г. Япония достигла довоенного уровня промышленного производства за счет главным образом восстановления старых производственных мощностей. Дальнейший рост экономики страны был невозможен без коренной перестройки всей материально-технической базы промышленности, четких научно обоснованных ориентиров и планов ее развития.

С начала 50-х гг. правительство стало закладывать прочный фундамент, на котором частные фирмы могли выработать свою политику резкого улучшения качества промышленной продукции, необходимого условия повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке и, следовательно, притока в страну необходимых валютных поступлений.

С этой целью стимулировался импорт передовой техники и технологий, частным капиталом скупались лицензии во всем мире, что позволило в короткий срок преодолеть техническую отсталость японской промышленности по сравнению с Западом и достичь уже в 50-е гг. небывалого экономического роста.

Правительством были разработаны также общенациональные образовательные программы обучения японцев современным методам контроля за качеством промышленной продукции, которые финансировались из государственного бюджета. С 1949 г. курсы обучения " методам управления качеством" были введены в высших учебных заведениях и школах.

Повышение качества продукции сопровождалось упорной работой государственных органов по созданию эффективно функционирующей обновленной общегосударственной системы стандартизации. Первые шаги в этом направлении были приняты в Японии еще в 1945 г., когда Всеяпонская ассоциация стандартов приступила к изучению американского опыта. Правительство стимулировало и материально, и организационно создание Японского союза ученых и инженеров в 1946 г., играющего значительную роль в деле популяризации современных методов контроля качества, а также Японской ассоциации стандартов, призванной в общегосударственном масштабе координировать работы в области стандартизации и метрологии.

Вслед за этим были введены первые законы о стандартизации и знаке качества продукции. В 1948 г. принимается Закон о промышленной стандартизации. На вновь созданный Государственный комитет промышленных стандартов возлагалась задача организации и координации единой метрологической службы, в том числе разработка новых и пересмотр старых стандартов.

В 1957 г. был принят действующий и поныне Закон " Об экспортных операциях", на основании которого вся экспортная продукция в Японии подвергается обязательной инспекции и только после этого вносится в специальные списки разрешенного экспорта. Качественные параметры экспортной продукции, как и методы проверки, утверждаются соответствующими государственными органами.

Под эгидой Министерства внешней торговли и промышленности в настоящее время создана целая сеть государственных органов инспекции, кроме того, контроль за качеством товаров возложен на ряд (около 40) " избранных" частных компаний. Все компании и лица, виновные в нарушении правил контроля за качеством, привлекаются к суду, наказываются значительными штрафами.

Еще в 1973 г. был принят государственный 8-летний план содействия промышленной стандартизации в Японии в целях совершенствования и унификации национальных стандартов. Этот план вошел составной частью в стратегическую программу развития японской экономики под названием " Долгосрочная перспектива структуры промышленности", разработанную правительством в 1974 г. В качестве главных направлений развития в программе были выделены: " развертывание в международном масштабе структуры промышленности", то есть рассредоточение в развивающихся странах японских предприятий тяжелой и химической промышленности и дальнейшее развитие в самой Японии наукоемких отраслей производства, то есть отраслей с высокой нормой добавочной стоимости.

Японское " экономическое чудо" (Япония уже в 70-х гг. вышла на 2-е место в мире по размерам валового национального продукта) в значительной мере и объясняется тем, что Япония превосходит все другие страны в способности целенаправленного эффективного регулирования экономики. Это единственная страна в мире, которая осуществляет всеобъемлющую комплексную стратегию обеспечения своей национальной безопасности.

В достижении экономических успехов страны играет не последнюю роль и сохранившаяся традиционная система управления на микроуровне, то есть уровне отдельных фирм, основанная на взаимных обязательствах (" нимму") предпринимателя и работника, на идеях " пожизненного найма" с оплатой труда по старшинству, что поддерживается ныне и японскими профсоюзами. Труд на благо своей компании для многих японцев является не столько средством получения денег, сколько средством достижения " морального долголетия". Традиционные предписания, нормы морали продолжают оказывать существенное влияние на процессы регулирования общественных отношений в Японии. Престиж, сохранение репутации, стремление " не потерять лицо", выполнить свой долг (" гиму") преданности императору, государству и нации, обязательства перед хозяином, родителями, предками остаются важнейшими стимулами мотивации поведения японцев по отношению к труду.

Китай
Китай -, Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. и Вост. Азии. 9, 6 млн. км2. Население 1179 млн. человек (1993); китайцы (хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо и др. (всего св. 50 народов, принадлежащих к различным языковым семьям и группам). Ок. 80% населения живет в восточной части страны (ок. 1/10 территории). Городское население 26% (1991). Официальный язык - китайский. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Административно-территориальное деление: 22 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения. Столица - Пекин. Высший орган государственной власти - Всекитайское собрание народных представителей, его постоянно действующий орган - Постоянный комитет. Глава государства - председатель КНР. Китай находится в пределах умеренного, субтропического и тропического поясов. Юго-западная часть Китая занята Тибетским нагорьем (средняя высота ок. 4500 м), обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-Тибетскими горами; на западе и северо-западе - высокие равнины (Таримская, Джунгарская, Алашань) и горы Восточного Тянь-Шаня. Восточная часть страны менее высока; на северо-востоке - Маньчжуро-Корейские горы, Б. и М. Хинган, равнины в бассейне р. Сунгари; южнее - Лессовое плато, Великая Китайская равнина; на юге - горы Наньлин, Юньнань-Гуйчжоуское нагорье. Климат на западе континентальный, на востоке преимущественно мусонный. Средние температуры января от -24 °С на севере и в Тибетском нагорье до 18 °С на юге, июля на равнинах от 20 до 28 °С. Годовое количество осадков уменьшается от 2000-2500 мм (на юге и востоке) до 50-100 мм (на севере и западе). Осенью часты тайфуны. Западные районы - область внутреннего стока; на востоке разветвленная сеть рек. Главные реки - Янцзы, Хуанхэ, Сунгари, Чжуцзян. Наиболее значительные озера: Кукунор, Дунтинху, Поянху. На западе - пустыня Такла-Макан, на севере - часть пустыни Гоби. Под лесом ок. 8% площади. Многочисленные резерваты. В 14 в. до н. э. в Древнем Китае сложилось раннерабовладельческое государство Инь, завоеванное в 11 в. племенем чжоу. Чжоуское государство к 7 в. раздробилось на ряд самостоятельных царств. В кон. 3 в. в Китае возникла централизованная империя Цинь, ее сменила империя Хань (206 до н. э. - 220 н. э.). В 3-6 вв. Китай распался на ряд самостоятельных государств. В кон. 6 в. страна объединена под властью династии Суй. В правление династии Тан (618-907) происходила крестьянская война 874-901. В 12 в. Сев. Китай покорили племена кочевников-чжурчжэней. В 13 в. Китай завоевали монголы. Монгольское иго было свергнуто в 1368. В конце правления династии Мин (1368-1644) вспыхнула крестьянская война 1628-45. Для ее подавления были призваны на помощь маньчжурские правители. Маньчжуры установили свое господство в Китае (их династия Цин правила в Китае в 1644-1911). В сер. 19 в. против Китая началась агрессия европейских государств. В результате ряда войн Китаю были навязаны неравноправные договоры. США, Франция и Великобритания помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850-64). В 19 в. страна была поделена на сферы их влияния; в нач. 20 в. Китай превратился в полуколонию. В стране развернулось освободительное движение под руководством Сунь Ятсена. В 1911 была свергнута Цинская династия и образована Китайская Республика. В 1912 Сунь Ятсеном создана партия гоминьдан, в 1921 основана КП Китая (КПК). До 1927 в Китае велась гражданская война между правителями провинций. В 1927-28 была восстановлена территориальная целостность Китая. Председателем национального правительства в Нанкине стал Чан Кайши. В 1931 Япония захватила Маньчжурию и создала на ее территории государство Маньчжоу-го. В 1937 Япония начала открытую войну за захват всего Китая. В период войны (1937-45) обострились противоречия между гоминьданом и КПК. После капитуляции Японии в стране вновь началась гражданская война. Вооруженные силы КПК заняли весь материковый Китай и вынудили Чан Кайши бежать на Тайвань. 1 октября 1949 провозглашена КНР. Руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном взяло курс на национализацию собственности и коллективизацию сельского хозяйства, создание основ советской модели социализма. В годы так называемого " большого скачка" (1958-60) проводились форсирование темпов экономического роста, тотальное обобществление средств производства, ликвидация сельскохозяйственных кооперативов, создание " народных коммун" и др. " Культурная революция" (1966-76), вызвавшая дезорганизацию управленческого аппарата, углубила кризис народного хозяйства. Эта политика КПК (впоследствии подвергшаяся резкой критике в Китае) была пересмотрена после смерти Мао Цзэдуна (в 1976) в пользу проведения курса экономических реформ с целью превратить Китай к сер. 21 в. в высокоразвитую державу. Была расширена хозяйственная самостоятельность предприятий, допущена многоукладность в экономике, с целью привлечения иностранного капитала в Китай образованы " открытые экономические районы" и " специальные экономические зоны". С нач. 1990-х гг. определился переход к " социалистическому рыночному хозяйству", осуществляемый КПК Китай - аграрно-индустриальная страна. За годы реформ народное хозяйство приобрело динамичный характер. К кон. 1980-х Китай удвоил объем ВВП, снял проблему обеспечения населения продуктами питания. Доля в ВВП (1993, %): промышленность 45, сельское хозяйство 21, производственные услуги в отраслях " третьей сферы" 27. Основа топливно-энергетической базы - уголь (добыча 1110 млн. т в 1992). Добыча нефти (142 млн. т). Производство электроэнергии 747 млрд. кВт·ч (1992), главным образом на ТЭС. Выплавка стали (80 млн. т), цветных металлов (алюминия, меди, цинка, свинца, олова, сурьмы и др.). Производство цемента (304 млн. т), минеральных удобрений (21 млн. т). Многоотраслевое машиностроение (станкостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, тракторо-, авто-, авиа- и судостроение, производство электроэнергетического и другого промышленного оборудования, электронных изделий, приборов, а также велосипедов, швейных машин, часов и др.). Основная отрасль - текстильная промышленность [хлопчатобумажные (18, 5 млрд. м), шелковые, шерстяные ткани]. Ок. 1/2 всей промышленной продукции производят мелкие и кустарные предприятия. Традиционные ремесла (художественные изделия из кости, шелка, эмали, лака, фарфоро-фаянсовые, вышивки). Доля в валовой продукции сельского хозяйства (1992, %): растениеводство 74, животноводство 26. Более 60% продукции сельского хозяйства приходится на волостные и поселковые предприятия. Пахотных земель 930 млн. га (10% территории Китая), орошается 49%. 2/3 посевной площади занято продовольственными культурами (рис, пшеница, батат, картофель), 18% площади под техническими культурами (хлопчатник, соя, арахис, чай, табак, джут, сахарный тростник, сахарная свекла и др.). Овощеводство. Плодоводство. Виноградарство. Производство зерновых (общий сбор 443 млн. т в 1992) и хлопка (ок. 5 млн. т). Поголовье (1992, млн.): крупного рогатого скота 134, свиней 385, овец 206. Производство (1992): мяса 29 млн. т, молока 5 млн. т. Китай - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров (9 тыс. т, 1992) натурального шелка. Рыболовство, добыча морепродуктов. Рыбоводство. Сбор дикорастущих плодов и лекарственных трав. Заготовка древесины. Длина (1992, тыс. км) железных дорог св. 55, автодорог 1030. Крупнейшие морские порты: Шанхай, Далянь, Циньхуандао, Циндао, Гуанчжоу с Хуанпу, Тяньцзинь с Синьганом. Доля экспорта в ВНП 20% (1992); главным образом текстильное сырье, продукция электронной и текстильной промышленности, машиностроения. Основные внешнеторговые партнеры: Сянган, Япония, США, Германия, Российская Федерация. Денежная единица - юань.;

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал