Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и периодизация государства в Древнем Китае. Основные черты общественного и государственного строя.






1. Периодизация. В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

1) царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

2) царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;

3) царство Цинъ - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

4) царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

2. Возникновение. Объединение во II тысячелетии до н.э. иньских племен было обусловлено необходимостью -- коллективно осуществлять производство, восстанавливать земли после разлива рек, защищаться от нашествий. Обожествление правителя -- вана, присуждение ему верховной собственности на землю способствовало централизации власти. Так началась эпоха Инь, или Шан. В этот период имело место сословно-кастовое разделение: 1) родовая аристократия -- правители, их родственники и руководители родовых объединений; 2) свободные крестьяне -- общинники, 1/9 часть земли обрабатывали всей общиной, чтобы выплатить ренту-налог правителю; 3) рабы, служащие знатным людям.

Захват чжоусскими племенами государства Инь в XII в. до н.э. приводит сначала к централизации власти, а затем к раздробленности, когда власть вана стала ограничиваться только пределами его землевладения -- домена, что наблюдалось уже в VIII в. до н.э. Помимо перечисленных каст эпохи Инь появляется сословие чиновников, " кормившихся" также с определенных общин. Постепенно власть правителя и его чиновников стала носить наследственный характер. Ван приобретает титул " сына Неба" и является первосвященником. Налог-рента заменяется натуральным налогом (продуктами) соответственно земельному участку, обрабатываемому отдельной семьей. Царским хозяйством управлял цзай, а особо важные и секретные поручения доверялись шаньфу -- стольнику. Для контроля в государстве в уделы направлялись чжухоу.

Vв. до н.э. ознаменован возникновением конфуцианства, объединением мелких государств в империю, ростом экономики с приходом в производство и сельское хозяйство железных орудий труда. Уже к 221 г. до н.э. завершается объединение китайских земель, наступает царство Цинь, основанное на прочной государственной собственности на землю. Укрепляется аппарат чиновников, которых насчитывалось 20 рангов, получавших заработную плату: часть -- деньгами, часть -- зерном. Император был олицетворением божественной власти -- ди. Он считался и высшим судьей, и главнокомандующим. Император Цинь наделял судебными полномочиями " ведомство наказаний". Судьи на местах обладали правом вынесения приговора, руководили тюрьмами.

Несмотря на бюрократический контроль, в Древнем Китае сохранилась община как обособленная структура. Руководители -- " отцы-старейшины" принимали все необходимые меры для сохранения общинной земли. Определенной степенью независимости обладали и города, во главе которых стоял совет старейшин -- саньлао. Армия древнекитайского государства формировалась в основном за счет полупрофессионалов (23--56 лет), размещенных в военных поселениях. Помимо оборонных функций обязанностью армейцев был и розыск преступников.

3.Государственный строй. Государственный строй Древнего Китая на раннем этапе развития сохранял пережитки военной демократии, а затем вся полнота власти сосредоточилась в руках царя, который был самым крупным рабовладельцем. Должностные лица в государстве делились на высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников и прорицателей.

В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение армии государства Инь, которое прекратило свое существование. Государство Чжоу характеризуется укреплением власти царя, рабовладельческой аристократии. Верховная власть царя является наследственной. Часть территории управлялась князьями -- чжоухоу. В IX в. до н.э. усиливается недовольство народных масс, князья перестают платить царю дань, а затем изгоняют его из государства и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Развивается крупное землевладение, разрушается общинное землевладение. Вместо обработки общинных полей владельцы земли платили налог.

В IV в. до н.э. возвышается государство Цинь. В этот период была узаконена свободная купля-продажа земли. В государстве введено административное деление по территориальному принципу. Глава государства -- император (хуанди), в руках которого была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Территория государства была разделена на 36 областей. В 209 г. до н.э. вспыхнуло восстание, которое привело к гибели циньского государства. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бан, был основателем новой династии. Он освободил многих рабов, уменьшил поземельный налог, но не смог остановить рост крупного частного землевладения. В конце I в. до н.э. император Ай-ди принял указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: они не могли иметь более 138 га земли и 200 рабов. В 8-м г. н.э. Ван Ман совершил дворцовый переворот, захватил власть и провозгласил себя императором. Новый император провел следующие реформы: запретил куплю-продажу земли, все земли были объявлены царскими, восстановил древнюю систему общинного землевладения, запретил куплю-продажу рабов. Но в то же время он не ограничил государственное рабовладение. Император усилил и увеличил государственный аппарат, ввел суровые наказания. Десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов. В конечном счете реформы Ван Мана привели к разрушению экономики страны. В 220 году в результате мощных восстаний Ханьская империя распалась.

4. Общественный строй. В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократиям аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

1) общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

2) частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

1) захват пленных на войне;

2) продажа в рабство за долги;

3) обращение в рабство за некоторые преступления;

4) получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал