Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и периодизация государств на территории Индии. Основные черты общественного и государственного строя.






Периодизация. 1 период - разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н.э.); 2 период - рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н.э.); 3 период - централизованное государство Маурьев (IV--II вв. до н.э.); 4 период - кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э. - IV в. н.э.).

Возникновение. Одна из самых древних цивилизаций сложилась более 4000 лет назад в долине Инда. Столицами государственных образований уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо--Даро --крупные города, центры ремесленного производства и торговли, где происходило разложение первобытно--общинного строя, началось социальное расслоение населения.

К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.

Период развития Древней Индии с середины I тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период характеризуется образованием классового общества и государства, усилением общественного неравенства.

Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной. Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привели к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

Существовали следующие варны: 1) брахманы - члены жреческих родов; 2) кшатрии - военная аристократия; 3) вайшии - свободные полноправные общинники; 3) шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны регламентировался в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайши занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали: 1) строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны; 2) профессия, которая определялась по наследству; 3) поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Не допускалось вступление в брак с представителями другой варны, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его социального положения в обществе: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. С превращением свободных общинников в зависимых крестьян вайши стали по значению приближаться к шудрам.

Государственный строй. Для Магадхско--Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования: еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью: был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.

При царе существовали советы: 1) паришад - совет царских сановников;

2) тайный совет; 3) раджа--сабха, или царский совет.

В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, который занимался проверкой всей системы управления государственной власти. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

В эпоху Маурьев государство имело следующее административно--территориальное деление:

1) главные провинции; 2) обычные провинции (джанапады); 3) области (прадеши); 4) округа (ахале); 5) деревни.

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки деятельности царевичей существовал институт специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

В Древней Индии существовали две системы судов: 1) царские; 2) внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

Начиная с 10 деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из 3 судейских чинов. Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось в системе специализированных судов.

Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды. Армия играла важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть завоеванного имущества переходила царю, остальное подлежало распределению среди солдат.

Армия состояла из: 1) наследственных воинов - кшатрий; 2) наемников; 3) воинов, поставляемых зависимыми союзниками, вассалами.

Армия выполняла также функции по охране общественного порядка, она должна была стоять на защите государственной целостности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал