Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славная революция 1688 г. и установление конституционной монархии в Англии. Билль о правах 1689 г. Акт об устройстве 1701.






Новый король Яков II (1633—1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил антибуржуазную политику, и парламент, хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили «славную революцию». В результате этого события в 1689 г. на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1650—1702). С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

Сущность нового компромисса заключалась в том, что политическая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии.

Билль о правах. Новый король при вступлении на престол подписал Декларацию о праве, получившую впоследствии наименование Билль о правах. Главное значение Билля — утверждение верховенства парламента в области законодательства.

Как и названные выше документы конституционного характера, Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом II.

Далее указывается, что король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого бы то ни было из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать сборы в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможны лишь с согласия парламента.

Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается.

Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства. Запрещается требовать чрезмерные залоги, штрафы, применять наказания, не предусмотренные законом.

Итак, Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, провел, правда, не очень четко, границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власть. В 1694 г. был принят новый Трехгодичный акт, устанавливавший, что парламент должен созываться каждые три года и продолжительность его работы составляет три года. И хотя по-прежнему созыв и роспуск парламента являлись прерогативой короля, из исключительного права она превратилась в обязанность.

Акт об устроении. В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии — Акт об устроении, илиЗакон о престолонаследии. Важное место в нем занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.

Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавливало так называемый принцип контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра, отвечающего за данное предложение. Так было положено начало министерской ответственности. Пока перед королем.

Второе важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. До этого времени судьи занимали свои должности, пока это было «годно королю» В соответствии с Актом об устроении они выполняют свои обязанности до тех пор, пока «ведут себя хорошо». Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской Конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

Таким образом, можно сказать, что английская Конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит его недостаточно последовательно.

Установление конституционной монархии. Вигская аристократия и буржуазия хотели не только заставить монарха подчиняться издаваемым ими законам, но и отстранить его от всякого участия в управлении государством, лишить реальной власти. С этой цельюбыла выработана формула: «Король не может ошибаться», т. е. он всегда жертва плохого совета. Это означало, что он не отвечает за свои поступки. Ответственность, которую должен был бы нести монарх, автоматически перекладывалась на его советников. Сам король не мог отвечать за свои действия, так как это означало бы его возвращение к активной политической деятельности. Однако те, кто нес ответственность, должны были обладать и соответствующими правами. Поэтому полномочия короны по управлению государством постепенно перешли к главным советникам монарха, точнее, осуществлялись последними от его имени. Они образовали как бы «внутренний» Тайный совет, или кабинет королевских министров. В силу принципа парламентского верховенства палата общин могла с помощью импичмента и биллей об опале привлекать к ответственности виновных за неудачи во внешней и внутренней политике. Так, ряд государственных деятелей предстал перед судом парламента (например, лорд Гастингс в 1787г.).Члены кабинета, зная, что их деятельность может служить предметом критики, старались проводить ту политику, которая получала одобрение парламента. В противном случае данный орган не мог функционировать. В связи с этим монархи стали включать в кабинеты лидеров парламентского большинства. Если королевские советники не пользовались поддержкой парламента, они должны были подать в отставку. В 1742 г. так поступил Уолполл, считающийся первым премьер-министром Англии. В 1782 г. ушёл со своего поста вместе с возглавляемым им кабинетом лорд Норс. Это был первый случай коллективной отставки. Однако в 1783 г. Вильям Питт Младший установил новое правило: если министры не пользовались поддержкой палаты общин, они могли её распустить и назначить новые парламентские выборы. Но если и вновь избранные коммонеры выражали недоверие кабинету, последний обязан удалиться в отставку. Формально ни кабинет, ни его лидер — премьер-министр — не были известны тогдашнему английскому конституционому праву. Даниэль Дефо называл этот орган «невиданным и эксцентричным новшеством».В XVII в. функции правительства страны выполнял Тайный совет. Уже при Карле II деятельность такого аморфного, недостаточно оформленного ведомства, состоящего из деятелей с противоположными политическими интересами, оказалась весьма затруднительной. Вильгельм III был вынужден советоваться лишь с узким кругом особо доверенных лиц, так как среди членов Тайного совета имелось много Сторонников свергнутых Стюартов.Этот монарх первым начал подбирать министров из кругов, разделявших взгляды парламентского большинства. Со временем было проведено четкое различие между Тайным советом и Кабинетом Министров. Если в царствование королевы Анны последний ещё собирался под её председательством, то при первых монархах ганноверской династии он стал заседать в их отсутствие. Германские князьки считали своё пребывание на английском престоле чистой случайностью. Всё внимание они сосредоточивали на своём родовом владении. Отсутствие монарха на заседаниях Кабинета имело важное значение: исключалась возможность прямого давления на министров, он отстранялся от обсуждения вопросов государственной важности. Теперь королю приходилось иметь дело не с главами отдельных ведомств, а с относительно сплоченной группой лидеров большинства в парламенте, по отношению к которой действовал принцип коллегиальной ответственности. Хотя члены Кабинета официально признавались слугами короны, «министрами его величества», король уже не мог уволить в отставку неугодного ему сановника, так как это означало бы неминуемый правительственный кризис, причём главе государства пришлосьбы обращаться с предложением сформировать правительство к только что отстранённым от власти вождям парламентского большинства.Это обусловило огромное влияние Кабинета Министров и особенно его лидера— премьер-министра — в определении государственной политики. Главными действующими лицами этого органа являлись лорд-канцлер, лорд — хранитель печати, лорд-президент Тайного совета, государственный секретарь и лорд-казначей. Затем сюда вошли первый лорд адмиралтейства и военный министр, одновременно возглавлявший и колониальное ведомство. Таким образом, выражавший волю аристократии и буржуазии парламент получил возможность проводить выгодную и угодную им политику, создавая из лидеров своего большинства правительство страны.С воцарением в 1760 г. Георга III согласие между монархом и парламентомбыло нарушено. Это объяснялось тем, что в среде правящего класса произошла некоторая перегруппировка сил. При Георге III вокруг партии тори помимо старого ядра сквайров сгруппировались крупные землевладельцы, раньше поддерживавшие вигов, банкиры и поставщики армии, представители городской олигархии, финансисты и торговцы Ост-Индскойкомпании.К вигам примыкала промышленная буржуазия новых городов, не представленных в парламенте. Но среди них не было единства: часть стояла за политику Уолполла, считавшего, что Англия не должна воевать, другие высказывались за более гибкую колониальную политику.Пользуясь разногласиями среди вигов и опираясь на тори, Георг III пытался с помощью парламентских институтов стать над парламентом. Вокруг короля сплотилась партия так называемых «королевских друзей». Прибегая к коррупции в невиданных ранее размерах (современники говорили, что парламентариев подкупали публично), Георг III во многих случаях мог проводить выгодную для себя политику.Однако усиление королевской власти в конце концов испугало как вигов, так и тори. Идущий на поводу дворцовых кругов кабинет Норта был свергнут в 1782 г. Тогда же было принято несколько законов, направленных на ослабление влияния короны. Из парламента удалили лиц, заключивших с правительством договоры о подрядах. Многие, находившиеся на государственной службе, лишались права участвовать в выборах в палату общин. До этого они избирали около 70 коммонеров и всегда голосовали по указанию властей. Была уничтожена масса щедро оплачиваемых синекур и уменьшены выделяемые министрам безотчетные суммы. Последнее в какой-то степени ограничило возможность подкупать нужных правительству лиц.Однако и в последствии корона пользовалась весьма значительной, а в ряде случаев — абсолютной властью. Прежде всего следует указать на тот факт, что английские монархи обладали огромными средствами. В конце XVIII — начале XIX в. влияние монарха на итоги выборов и на последующую линию поведения членов парламента были столь велики, что практически все премьер-министры занимали свои посты благодаря их избранию короной. Всозываемых Георгом I парламентах заседали 271 состоящих нагосударственной службе и полностью зависимых от короны чиновников, вовремена Георга II — 257, а после проведенной в 1782 г. реформы — всё ещё 109. В 1715-1835 гг. правительство ни разу не проиграло избирательную кампанию. Огромное влияние монарх оказывал и на персональный состав кабинета.Столь же значительную свободу король имел и при увольнении министров в отставку. Так, в 1801 и 1807 гг. он потребовал, чтобы кабинет дал письменное обещание никогда не вносить в парламент билля об отмене политических ограничений в отношении католиков. Уже обсуждавшийся в палате общин законопроект был отозван. Поскольку требуемого заверения министры не предоставили, то их отправили в отставку. В 1834 г.правительство вновь пало по воле короля.В рассматриваемый период отсутствовало правило, согласно которому отрицательный исход парламентского вотума означал обязательное падение кабинета. В таких случаях при поддержке монарха правительство могло еще долго находиться у власти. В 1785 г., например, несмотря на то, что палата общин приняла пять резолюций о недоверии, правительство Питта неподало в отставку; с 1834 по 1840 гг. кабинет лордаМельбурна 58 раз терпел поражение в парламенте и все же продолжал управлять страной.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал