![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие конституционной монархии в Англии 18- нач 19 века. Кабинет министров. Ответственное правительствоК началу XVIII в.в Англии были приняты 4-е важных конституцио-нных закона(Хабеас корпус акт, Билль о правах, Трехгодичный акт, Акт об устроении), составивших писаную часть английской Конс-титуции.Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта.Наряду с отдельными писа-ными законами важной частью английской Конституции являются неписаные, условные правила, к-рые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом.Именно установление этих правил и определяет развитие английской Конституции в XVIII в.К основ-ным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, побе-дившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета мини-стров; отказ короля от права вето.В конституционном развитии Ан-глии XVIII в.можно выделить два основных направления: возвы-шение парламента и становление кабинета министров.Парламент. Как и прежде, парламент Англии был двухпалатным. Верхняя па-лата (палата лордов)состояла из лиц, занимающих места либо по на-следству, либо по долж-ти, либо по назначению короля. Нижняя па-лата (палата общин)формировалась на основе избирательного пра-ва.Обе полит партии(тори и виги)стремились ограничить круг из-бирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори-ценз земельный.В 1710 г. был издан закон, установивший, что избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от нед-вижимости в размере 500 ф.стер в сельской местности и 300 фун стерв городах.Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избиратель-ная система.Главной опорой аристократии были так называемые «карманные» и «гнилые местечки», посылавшие своих представите-лей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, получе-нными еще в Средние века.По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, к-рые и решали, кто будет за-седать в парламенте.Полит господство аристократии обеспечива-лось также подкупом избирателей и членов нижней палаты, напри-мер путем предоставления последним долж-тей.Акт об устроении 1701 г.запретил совмещение членства в нижней палате с занятием гос долж-ти.Однако актом 1706 г. было установлено, что член ниж-ней палаты, получивший назначение на гос долж-ть, должен быть переизбран, если хотел оставаться в парламенте.Итак, нижняя па-лата по своему социальному составу мало чем отличалась от вер-хней, что обусловливало господство аристократии в парламенте.Но английская аристократия не была замкнутым сословием- ее ряды пополнялись за счет разбогатевших промышленников, торговцев; она умела представлять не только свои интересы, но и интересы бу-ржуазии, благодаря чему сохранялось руководящее положение ари-стократии.Столь определенный социальный состав парламента обе-спечивал возможность расширения его полномочий: господствую-щие классы не боялись вручить ему всю полноту власти.С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передав парламенту всю полноту законодательной власти.В 1716 г. был принят Семилетний акт, продлевающий срок полномочий пар-ламента до 7лет.Это сделало его еще более независимым от коро-ны, как, впрочем, и от избирателей.Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие суть парламентских прений, подвергали-сь преследованию.Парламент прочно занял свое место в системе гос власти. Кабинет министров. В XVIII в. в Англии был создан ка-бинет министров- орган, занимающий особое место в гос строе.Ли-шив короля законодательной власти, парламент стремился ограни-чить его деятельность в исполнит области, оттеснив монарха от уп-равления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль.Это вполне успешно было достигнуто с помощью конституционного прецедента.Согласно одному из первых неписа-ных правил, обеспечивающих самостоятельность кабинета минист-ров, кабинет заседает без короля.С середины 20-х годов XVIII в. ко-роль не посещал заседания кабинета министров, в результате чего его члены не испытывают непосредственного королевского давле-ния, что увеличило самостоятельность этого органа и, кроме того, способствовало созданию долж-ти премьер-министра.Взаимоотно-шения кабинета с королем изменились вследствие признания прин-ципа неответственности монарха, выражающегося в формуле «Ко-роль не может быть неправ».Утверждение этого принципа было ло-гическим продолжением правила контрассигнатуры, сформулиро-ванного в Акте об устроении 1701 г., согласно которому за подписа-нный документ ответственность несет министр.Утверждение прин-ципа неответственности монарха лишало его реальной власти.Ни одну из многочисленных прерогатив король не мог осуществить са-мостоятельно.Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю парламента за их деятельностью.Ответственность чле-нов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена ка-бинета, политика к-рого не получала поддержки палаты общин.В первой половине XVIII в. парламентская ответственность членов кабинета носила индивидуальный характер.Солидарная ответственность министров как важнейший принцип развитого английского парламентаризма сформировалась к концу XVIII в.Важным поло-жением, ослабившим влияние короля на кабинет министров, было ограничение королевского права назначения и увольнения высших гос долж-х лиц, что связано с усилением парламента и полит пар-тий.Король был вынужден считаться с мнением парламентского большинства.Так, в 1727 г. Георг II уволил премьер-министра Р. Уолпола, пользовавшегося поддержкой палаты общин, однако вско-ре должен был вернуть его к власти, т.к. парламент не утвердил же-лательный для короля цивильный лист.Ослабление влияния короля на кабинет министров усиливает контроль над последним со сторо-ны парламента.В первой половине XVIII в. начинает формирова-ться чрезвычайно важный принцип, определяющий до сих пор ос-нову взаимоотношений кабинета министров с парламентом: каби-нет пребывает у власти, пока имеет поддержку большинства палаты общин.Установление этого правила связано с уже упомянутым Уо-лполом.Он находился у власти более 20 лет, но когда большинство нижней палаты высказалось против политики Уолпола, в новом сос-таве палаты, избранном после роспуска прежнего состава, не сложи-лось благоприятного большинства, Уолпол и его кабинет вышли в отставку.В 1757 г.такая же участь постигла Питта-старшего.А в 1782 г.весь кабинет, возглавляемый Нортом, вышел в отставку из-за полит расхождения с палатой общин.После третьего такого случая стало совершенно очевидным, что нельзя управлять, если парламент и особенно палата общин, от к-рой зависело утверждение бюджета, против политики кабинета.Было сформулировано правило о том, что правительство должен формировать парламент, а не король, и это правительство должно быть от партии большинства в парла-менте.Такое правительство стало оказывать большое влияние на работу парламента.Следовательно, еще одним нововведением было формирование кабинета на партийной основе.В течение XVIII в. продолжает развиваться важнейшая ф-ция парламента-финансовая. Был установлен прямой контроль над всеми гос/финансами, что безусловно способствовало усилению могущества парламента.К концу XVIII-началу XIX в. возрастает авторитет спикера нижней палаты.Из «слуги короля»он превращается в «слугу палаты».При этом происходит и консолидация палаты общин, ставшей корпо-ративным органом.Была упорядочена работа парламента: установи-лись сроки проведения сессий, их продолжительность, определились правила проведения дебатов, порядок прохождения биллей.Итак, к концу XVIII в. парламент стал полновластным хозяином в стране. Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличите-льной чертой к-рой является существование ответственного прави-тельства.Такое правительство формируется из лидеров партии, по-лучившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.По мере того как возрастала роль парламента и крепло его положение в полит системе страны, все громче звучали требования реформ избирательного права.Политическая жизнь XVIII в. ознаменована образованием радикальной партии, пропове-довавшей демократические идеи и выступавшей против аристокра-тического парламента.Радикализм был особенно распространен на севере Англии, в новых промышленных городах, не имевших предс-тавительства в парламенте.Радикалы проповедовали необходимо-сть проведения избирательных реформ, к-рые сделали бы парла-мент органом истинно народного представительства.Эти идеи наш-ли отклик и в партии вигов.Питт-Старший выступил с предложе-нием отменить права «гнилых местечек».Однако борьба североаме-риканских колоний за независимость, революция во Франции сказа-лись на внутриполитической жизни Англии.Это было время реак-ции, наступления тори на любые демократические идеи.Проведение реформ отодвинулось на несколько десятилетий.
Данная страница нарушает авторские права? |