Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и развитие государственности в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия. 5 страница






Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов – сенешала – с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях.

Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX Святого (1226 – 1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа. Были созданы городская милиция и отряды наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными феодалами.

Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальное территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

В 1260 г. на базе королевской курии (собрание королевских вассалов) был создан специальный судебный орган – парламент, который собирался на сессии в Париже 4 раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов – выпускников юридических факультетов университетов, поддерживающих королевскую власть.

Введенные новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной.

Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.

Людовик IX ввел на территории домена единую монету, запретив здесь использование денег, выпускаемых другими феодалами. Королевская казна получила, таким образом, новый источник доходов.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Тем самым были заложены основы для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

2. Сословно-представительная монархия. Образование сословно-представительной монархии. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно-представительная монархия. Становление ее связано с дальнейшей централизацией, возвышением королевской власти.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишали их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. Людовик XI (1461 – 1483 гг.) отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. во Франции была в обращении лишь единая королевская монета.

Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии – вести частные войны.

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV – XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Они отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции.

Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: “Всякое правосудие проистекает от короля”, в соответствии с которым король получил право рассматривать любое дело сам или делегировать это право своим слугам.

Королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. (Первым сословием во Франции считалось духовенство, вторым – дворянство, третьим – городское население и крестьяне – цензитарии – лично свободные крестьяне, которые обязаны были платить сеньору денежную ренту – ценз).

Политическим выражением этого союза стали особые сословно-представительные учреждения – генеральные штаты и провинциальные штаты.

Генеральные штаты. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии, имевшие место еще в XIII в. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым (1285 – 1314 гг.) в 1302 г. имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии феодального государства во Франции.

Созванные в 1302 г. первые Генеральные штаты ознаменовали собой начало становления во Франции сословно-представительной монархии.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность заседаний также определялись королем. Они созывались для того, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявлением королем войны, переговорами о мире, заключением договоров, обострением конфликта с папой и т. д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законопроектов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог.

Поражения Франции в Столетней войне с Англией (1337 – 1453 г.) создали ситуацию, благоприятную для расширения прав Генеральных штатов. Этим поспешили воспользоваться города, и прежде всего Париж.

В 1357 г. восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла согласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получили право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказываться в них.

Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 г. – Жакерия, преследовавшее антифеодальные цели.

Между тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карлом, был оплачен теперь многими жертвами.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской власти, хотя объективно они помогали ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 г. Генеральные штаты не собирались до 1560 г.

Центральное и местное управление. Центральные органы управления не подвергались существенной реорганизации. Все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекали от короля. Из прежних должностей сохранила свое значение только должность канцлера. Он, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 гг.). В его состав входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати. Он собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер.

Появились и новые должности в центральном королевском аппарате – клерки, секретари, нотариусы и т. п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.

Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, перешли к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.

Для усиления централизации местного управления короли вводят новые должности губернаторов. Сначала губернаторы имели чисто военные функции. Затем получили более широкие полномочия: они имели право запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т. д.

В XIV в. появляются такие новые должностные лица, как генерал-лейтенанты. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.

Организация финансового управления. Постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 г. был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 г., когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось.

В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступавшие от бальи, и т. д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.

Судебная система. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.

Мелкие судебные дела решали прево, но дела о серьезных преступлениях рассматривались в суде бальи, а в XV в. – в суде под председательством лейтенанта. Вся судебная деятельность полностью контролировались королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 г. стали назначаться не на один год, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 г. регистрация законодательных актов в Парижском парламенте стала обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или отступление от “законов королевства”, он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента.

3. Абсолютная монархия. Возникновение абсолютизма и его классовая сущность. Становление абсолютизма в XVI в. имело в целом прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли. Однако по мере дальнейшего развития абсолютной монархии в XVII – XVIII вв. все более проявляются и усиливаются ее реакционные черты.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства.

Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-либо государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную полицию.

В XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 г. они были созваны в последний раз, а вскоре распущены и уже не собирались до 1789 г. Некоторое время для рассмотрения важных проектов реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. король полностью подчинил себе католическую церковь.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI – XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации (возражение, отказ какому-либо королевскому акту в регистрации) и отклонял королевские акты.

В 1614 г. по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: “Король божьей милостью”. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в известном высказывании Людовика XIV (1643 – 1715 гг.): “Государство – это я! ”.

У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание бюрократического централизованного аппарата управления. При абсолютизме центральные органы власти разрослись и усложнились. В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых выполнял фактически функции первого министра.

Старые государственные должности ликвидировались или теряли всякое значение. Сохранил свой былой вес лишь канцлер, который стал после короля вторым лицом в государственном управлении.

Государственным секретарям поручались определенные сферы управления – иностранные дела, военные дела, морские дела и колонны, внутренние дела. Расширение круга функций государственных секретарей привело к быстрому росту центрального аппарата. В XVIII в. была введена должность заместителей государственных секретарей, при них созданы значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делились на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затем Генеральный контролер финансов, который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации.

Людовик XIV в 1661 г. создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, государственные советники. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верховный совет. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления. Поэтому короли постепенно сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли, начиная с 1535 г., посылают туда комиссаров с различными временными поручениями. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Во второй половине XVII в. их функции были весьма широкими. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством, финансами и т. д.

Государственные финансы. Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги, важнейшим из которых оставалась талья. Большое значение имела также капитация – подушная подать, введенная первоначально Людовиком XIV для покрытия военных расходов.

Важным источником поступлений в королевскую казну были также косвенные налоги – налог на соль, сборы от торговых пошлин, доходы от королевских монополий (почтовая, табачная и др.). Широко практиковались государственные займы.

Судебная система. Несмотря на усиливающуюся централизацию судебной системы, она оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.

Крайне запутанной была и система королевских судов. Сохранились суды в бальяжах. Важную роль, как и прежде, играли Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. В 1552 г. были созданы особые апелляционные суды в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.


25. Право Франции в средние века.

Важнейшим источником права был обычай. К X в. во Франции практически перестали действовать “Салическая правда” и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи – кутюмы – отдельных регионов, сеньорий и даже общин.

Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии уже был составлен сравнительно полный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. Впоследствии во Франции было составлено несколько таких кутюмов – сборников обычного права.

На юге Франции основным источником права было римское право, поскольку обычаи не получили здесь широкого применения. Его распространению способствовала деятельность глоссаторов, один из представителей которых (Плацетин) организовал в начале XIII в. преподавание римского права в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

К числу важнейших источников права, действовавших на территории всей страны, относились также нормы канонического права. Право церкви создавать собственную юридическую систему для внутреннего употребления признавалось в римской империи и в монархии франков, откуда во Францию и перешло каноническое право. Своего апогея здесь оно достигло в XII – XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрисдикцию в отношении светского населения. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществлял власть в королевстве. В число королевских полномочий в период становления абсолютизма было включено придание обязательной силы нормам канонического права.

Большое значение во Франции в течение всего средневекового периода имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами.

По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.

Обязательственное право. Длительное время замкнутый характер феодального хозяйства и территориальная раздробленность страны тормозили развитие товарно-денежных отношений, а следовательно, и договорного права.

Феодальный характер права проявлялся даже в таком договоре, как купля-продажа. В ранний период продажа вещей, особенно недвижимости, совершалась в торжественной форме, которая должна была обеспечивать устойчивость договора.

С XII в., особенно на юге страны, важные сделки купли-продажи начинают составляться письменно, а последующем – утверждаться нотариусами.

Особо тщательно регламентировалась купля-продажа земли в обычном праве. За сеньорами всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он, как и родственники продавца, в течение установленного кутюмами срока имел право выкупа проданной земли.

В Х – ХI вв., когда купля-продажа имущества была еще сравнительно редким явлением и не совмещалась с представлениями о феодальной чести, получил развитие договор дарения. Нередко этот договор маскировал сделку купли-продажи, становился фактически двусторонним и возмездным. Договор дарения использовался также для обхода предусмотренных во многих кутюмах ограничений на завещания.

В период абсолютизма широкое распространение получил договор найма (аренды) земли, который способствовал проникновению капиталистических отношений в деревню. В XVI – XVIII вв. многие дворяне забрасывают свое хозяйство, отказываются от собственной запашки, раздают земли по частям в аренду за фиксированную плату или часть урожая. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог время от времени повышаться.

В предреволюционный период к сдаче земли в краткосрочную аренду (на 5 – 10 лет) все чаще прибегали буржуа, приобретающие дворянские поместья.

С XIV – XV вв. в качестве заимодавцев во Франции выступает уже городская верхушка – ростовщики, которые под залог земли или за право взимать ренту ссужали деньги крупным феодалам и самому королю.

Развитие торгового и ростовщического капитала потребовало специальной регламентации профессиональной деятельности купцов, банкиров, маклеров и т. п. С учетом сложившейся международной торговой практики в 1673 г. был издан королевский ордонанс о торговле, известный по имени его составителя как Кодекс Савари, а в 1681 г. – ордонанс о морской торговле. Тем самым было положено начало созданию во Франции наряду с общим нормами, регулирующими имущественный оборот (гражданское право), обособленных норм торгового права, что в последующем привело в конечном счете в этой стране к дуализму частного права.

Семейное и наследственное право. Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI – XVII вв. королевская власть серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Заключенный без согласия родителей брак не порождал юридических последствий.

Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему жены и т. п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. На севере родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. Здесь длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

В наследственном праве феодальной Франции наиболее характерным институтом был майорат, т. е. передача по наследству земельного имущества умершего старшем сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать несовершеннолетним братьям, выдавать замуж сестер. На юге Франции под влиянием римского права широкое распространение получили завещания.

Уголовное право. В IX – XI вв. во Франции в основном продолжала существовать система преступлений и наказаний, восходящая к раннефеодальному праву.

Однако в XI – XII вв. феодальные черты уголовного права раскрываются достаточно полно. Преступление перестает быть частным делом, а выступает уже как “нарушение мира”, т. е. утвердившегося феодального правопорядка.

С постепенной централизацией государства и усилением королевской власти в XIII – XV вв. ослабляется сеньориальная юрисдикция и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права, которое все более приобретает репрессивный характер. Расширяется круг дел, которые рассматриваются как тяжкие преступления и входят в категорию так называемых “королевских случаев” (фальшивомонетничество, убийство, изнасилование, поджоги и т. д.). Короли своим законодательством начинают активно вмешиваться и в религиозную сферу, дополняя нормы канонического права.

Вплоть до революции 1789 г. уголовная ответственность того или иного лица непосредственно связывалась с его сословным положением. К дворянам лишь в исключительных случаях применялись телесные наказания, которые обычно заменялись штрафами и конфискациями имущества. Не допускалась смертная казнь через повешение. Особая система уголовной ответственности существовала для духовенства. Вместе с тем полностью отбрасывались всякие представления о законности в случаях подавления городских и крестьянских восстаний, когда окончательно исчезли разграничения между судебной и внесудебной расправой.

В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений, направленных против короля, французского государства и католической церкви. В связи с этим значительно расширяется круг действий, которые подпадают под понятие “оскорбление величества”. Наиболее тяжкими считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. В XVII в. при Ришелье была создана “вторая ступень” преступлений, рассматривавшихся как “оскорбление величества”. Это заговор против министров короля, командующих королевскими войсками, губернаторов провинций и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж и т. п.

Весьма разнообразными были религиозные преступления: богохульство, кощунство, святотатство, колдовство, ересь и т. п.

Так же, как и преступления, наказания не были четко определены в королевском законодательстве. Их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного и классового положения обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Смертная казнь применялась в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д. Многочисленными были членовредительские и телесные наказания: отрезание языка, отсечение конечностей, терзание раскаленными щипцами и т. д. Широко стало применяться и тюремное заключение, которое в более ранний период предусматривалось главным образом церковными судами. В качестве основного и дополнительного наказания использовалась и конфискация имущества.

Судебный процесс. Вплоть до конца ХII в. судебный процесс, как это было ранее у франков, сохранял в основном обвинительный характер. Большое распространение получил судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи.

При рассмотрении дел крестьян в сеньориальных судах наряду с традиционными доказательствами еще в ХI в. стали применяться пытки, и процесс утрачивал свой состязательный характер. К этому времени розыскная (инквизиционная) форма процесса утверждается в церковных судах, а с XIII в. постепенно вводится в судах короля и крупных феодалов.

Окончательное закрепление розыскного процесса происходит с утверждением абсолютизма путем издания серии королевских актов: ордонанса 1498 г., эдикта 1539 г. и Большого уголовного ордонанса 1670 г.

Первой стадией розыскного процесса было дознание, т. е. сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Собственно судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.

Само судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, причем решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Полноценными доказательствами вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания двух “заслуживающих доверия” свидетелей, письма самого обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д. Хотя ордонанс 1670 г. предусматривал деление доказательств на оправдательные и обвинительные, суд основное внимание уделял именно последним. В случае отсутствия достаточных обвинительных доказательств судья мог распорядиться о повторном проведении пытки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал