Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феодальное государство в период территориальной






Раздробленности. В XIII в. Германия вступает в эпоху развитого феодализма. Страна распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений.

Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезло среднее дворянство. Одни дворяне возвысились до положения князей, другие опустились в ряды низшего дворянства. Низшее дворянство – основная масса рыцарства – утратило былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, часть его разорилась.

Произошла дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).

Города в Германии в XIV – XV вв. разделились на три резко обособленные группы.

Имперские города были непосредственными вассалами императора. Вольные города пользовались такими же правами, но были освобождены от налога и поставки войска. Земские, или княжеские, города имели ограниченное самоуправление, их права регламентировались князьями.

Население германских городов образовало три различные группы. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. В аппозиции к ней стояли две четко определившиеся фракции: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).

Государственный строй. Центральные органы управления. Политическое развитие Германии с конца XII в. характеризовалась общей тенденцией к децентрализации и ослаблению императорской власти. Начиная с XIII в. в Германии фактически стали складываться отдельные центры политической власти и управления.

Центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов (светских и духовных князей). В XIII в. королевская власть окончательно утрачивает контроль над княжеской. Император оставался представителем империи вовне, имел право объявить войну и заключить мир, был главнокомандующим. Однако фактически по отношению к князьям он был лишь “первым среди равных”.

После гибели Штауфенов (династия – Фридрих I Барбаросса (1152 – 1190 гг.) и Фридрих II (1212 – 1250 гг.)) в борьбе с папами в Германии с 1254 по 1273 гг. вообще не было императора. В этот период междуцарствия были расхищены коронные земли и регалии, отошедшие к князьям.

В дальнейшем до 1356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. он окончательно не закрепился за Габсбургами.

“Золотая булла” (1356 г.) закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточилось в руках семи курфюрстов – маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, маркграфа Рейнского и трех архиепископов – Майнцского, Кельнского и Трирского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был созываться съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

“Золотая булла” признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XV в. получили название избирательных капитуляций и сохранились в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

С XIV – XV вв. в Германии существовали еще два постоянно действующих общеимперских учреждения – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским сословно-представительным органом. Он состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ, а также коллегии представителей имперских городов. Духовенство не составляло отдельной коллегии и заседало в первой или второй коллегии. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Вормсский рейхстаг 1495 г. провозгласил “ вечный земский мир” (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 чел.), городами (2 чел.), а председатель – императором. Империю было решено разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Однако значительная часть этих и других мероприятий не была проведена в жизнь.

Таким образом, центральные органы империи не обеспечивали ее единства. Отсутствие постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей феодальное многовластие, олигархию курфюрстов.

Эволюция княжеств и политической власти князей. Решающую роль в оформлении политической власти князей на местах сыграла деятельность Фридриха II. Он значительно расширил права духовных и светских феодалов. “Закон в пользу духовных князей” 1220 г. гарантировал неприкосновенность церковного имущества, полноту церковной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты. Владения церковных землевладельцев стали полностью неприкосновенными для королевской власти. Аналогичные привилегии получили по “Закону в пользу сеньоров” 1232 г. и светские императоры. Князья стали обладателями королевских регалий (градостроительной, рыночной и монетной). В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, в специальном эдикте о городских коммунах (1232 г.) запрещалось их образование без согласия феодального сеньора.

Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носителями политической власти в Германии. По сути дела, княжества оформились в почти независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления. Подчинение князей императору определялось лишь очень слабой вассально-ленной связью.

В XIV в. в каждом отдельном княжестве-государстве сформировались сословно-представительные монархии. В большинстве государств образовались три замкнутые курии – духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Однако в большинстве случаев они не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, согласие ландтагов обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Таким образом, основной особенностью сословно-представительной монархии в Германии наряду с отмеченными выше особенностями сословного представительства в рейхстаге является то, что форма феодального государства сложилась в пределах отдельных княжеств, а не в рамках всей империи.

В 1793 г. в Германии насчитывалось более 300 самостоятельных государств, а также около 1, 5 тыс. свободных рыцарских владений. Власть князей усилилась. По Вестфальскому миру 1648 г. за князьями было признано право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.

Таким образом, в течение XVII в., т. е. позднее, чем в Англии и Франции, в германских государствах утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский абсолютизм. Его отличали от централизованных абсолютных монархий Запада следующие черты: во-первых, он сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений; во-вторых, его утверждение не являлось результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Напротив, он был выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям.

Княжеский абсолютизм сыграл исключительно реакционную роль, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности.

Пруссия и Австрия. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за политическое верховенство в империи.

Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого заложили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 г., когда бранденбургский курфюрст добился титула короля Пруссии. Пруссия была централизованным королевством с населением протестанского вероисповедания. Ее строй был примером самого реакционного и отличавшегося особой агрессивностью германского абсолютизма.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство.

В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных. Милитаризация Прусского государства предопределила его захватническую внешнюю политику.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В ней господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами, и Австрия считалась их домениальным владением.


 

27. Правовая система Германии в средние века; «Каролина».

Источники права. В развитии феодального права Германии можно выделить три основных этапа:

1) период преобладания обычного права (X – XIV вв.);

2) период рецепции римского права (XIV – XVII в.);

3) период оформления самостоятельных правовых систем в княжествах (XVII – XVIII вв.).

В X – начале XIV в. основным источником права Германии являлся местный обычай. Постепенно возникла необходимость записи и систематизации правовых обычаев. Определенную возможность для такой систематизации давали судебные решения, использующие общие нормы феодального обычного права и учитывающие мнение других судов по сходным делам (особенно в городах). Запись обычаев и судебной практики получила широкое распространение в XIII в. Среди таких записей наибольшую известность приобрели “Саксонское зерцало” и “Швабское зерцало”.

В “Саксонском зерцале”, которое составил в 20-х гг. XIII в. рыцарь Эйке фон Репгау, были записаны наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. “Саксонское зерцало” делится на две части: первая посвящена земскому, вторая – ленному праву. Земское право содержит нормы государственного права, которое применяли в земских судах в отношении свободных шеффенского сословия. Ленное право регулировало отношения между “благородными” свободными, т. е. высшими слоями феодалов. Поскольку “Саксонское зерцало” построено как судебник, большинство вопросов в нем рассматривается с позиций защиты нарушенных прав.

Во второй половине XIII в. появился второй сборник, составленный неизвестным лицом, – “Швабское зерцало”. Этот памятник также содержал нормы земского и ленного права, но отразил значительное влияние канонического права. Особенно подробно здесь говорилось о взаимоотношениях императора и папы. В отличие от “Саксонского зерцала” в “Швабском зерцале” откровенно пропагандировалась идея господства папы в феодальном мире.

Источником германского права этого периода являлись также постановления центральных органов империи – законы.

В XIII вв Германии получило значительное развитие городское право, началась унификация практики городских судов. В XIV – XV вв. важнейшим источником права становится рецепированное римское право.

Одним из значимых источников права в феодальной Германии в XVI в. стало уголовно-процессуальное уложение Карла V, принятое рейхстагом в 1532 г. и получившее название “Каролина”. “Каролина” содержала некоторые общие положения уголовного права, заимствованные из современной ей итальянской юриспруденции и уже вошедшие в ранее изданные Бамбергское уложение 1507 г. и Бранденбургское уложение 1516 г.

В начале XVII в. в различных землях проводятся официальные записи норм местного права. С этого времени складываются собственные правовые системы в отдельных государствах феодальной Германии.

Особенно широкую известность получило изданное в 1794 г. Прусское земское уложение. Его источниками послужили римское право, “Саксонское зерцало”, Магдебургское и Любекское право, практика берлинского верховного суда. Уложение состояло из двух частей. Первая была посвящена гражданскому праву. Во второй части содержались главным образом нормы государственного и уголовного права, а также нормы о положении сословий, о школах и церкви.

Регулирование гражданско-правовых отношений. Поземельные отношения строились в Германии на тех же принципах “феодальных держаний”, что и в других западных странах, однако в ленном праве имелись определенные особенности. Прежде всего, император и его вассалы-князья не имели свободы в распоряжении ленами. Принцип обязательного пожалования наиболее почетных имперских ленов князьям лишал императора права присваивать высвободившиеся лены и присоединять их к своему домену. Существовала также специальная разновидность ленов, связанная с правом суда над населением определенного округа. Передача императором “судебного лена”, который не мог дробиться, давала ленникам, князьям и графам право судить приказом короля. Действовало также правило, запрещающее вассалу отчуждать полученный лен. Продажа лена, передача его в залог допускались только с согласия господина.

Большую роль в германском ленном праве играл институт владения. Право владения являлось особым правом. Оно отличалось от фактического держания и защищалось особыми исками. Это право обычно приобреталось в результате символического обряда ввода во владение (инвеституры), но иногда могло возникнуть и по давности фактического владения леном (один год и один день без возражения господина).

Феодальное обязательственное право основывалось прежде всего на вассально-ленных отношениях и отношениях зависимости, прямо вытекало из форм землевладения. Ленные обязательства связывали сеньора и вассала, а чиншевые оформляли отношения феодальной эксплуатации. При этом только ленные обязательства можно считать в какой-то мере договорными. В целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо.

Брачно-семейные отношения. Нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, отражали сословное неравенство, приниженное положение женщины. При неравных браках определяющим являлось состояние мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, у кого был более низкий статус. “Саксонское зерцало” выдвигает принцип общности имущества мужа и жены, поступавшего в полное распоряжение мужа. Без разрешения мужа жена не могла управлять никаким имуществом. В случае развода жена могла пожизненно пользоваться предоставленной ей мужем собственностью, “женской долей” и тем, что она принесла при вступлении в брак. В случае же смерти мужа женщина сохраняла “утренний дар” (свадебный подарок мужа), “женскую долю” и пожизненное содержание, причем “женская доля” наследовалась только по женской линии. Дети приобретали право на имущество только с согласия отца или после выделения из семьи.

Принципы наследования были подчинены задаче сохранения земли в руках мужчины и также носили сословный характер. Для получения наследства получатель должен был иметь равный с наследователем или более высокий статус. По ленному праву лен переходил только к одному сыну. По земскому праву наследство получали в равных долях все сыновья или другие родственники. Имущество крепостного после его смерти переходило к господину.

Уголовное право. До “Каролины” отдельные составы преступления были зафиксированы в постановлениях о “земском мире” и записях обычного права. Среди них самыми опасными считались убийство, телесные повреждения, изнасилование, разбой, вероотступничество, колдовство, поджог, некоторые виды кражи, незаконный сбор пошлин, фальшивомонетничество. За них были установлены наиболее суровые наказания. За другие правонарушения, проступки назначались телесные и позорящие наказания (имперская опала, ограничение прав), вергельд, штраф, возмещение вреда.

С изданием “Каролины” появился имперский свод, содержащий некоторые общие принципы уголовного права, а также значительный перечень преступлений и наказаний. К общим понятиям уголовного права, известным “Каролине”, можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Эти понятия, однако, не всегда были достаточно четко сформулированы и излагались применительно к отдельным видам преступлений и наказаний.

Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в “Каролине” на примере убийства. Ответственность за убийство исключалась в случае необходимой обороны, при “защите жизни, тела и имущества третьего лица”, задержании преступника по долгу службы, и некоторых других случаях. Убийство в состоянии необходимой обороны считалось правомерным, если убитый нападал со смертельным оружием и если подвергшийся нападению не мог уклониться от него. Уложение предписывает тщательно разбирать каждый конкретный случай необходимой обороны, поскольку правомерность ее должен был доказывать сам убийца, а неправомерность влекла за собой наказание.

“Каролина” предусматривает и некоторые смягчающие обстоятельства. К ним относились: отсутствие умысла (неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность), совершение преступления в “запальчивости и гневе”. Смягчающими обстоятельствами при краже считались малолетний возраст преступника (до 14 лет) и “прямая голодная нужда”.

“Каролина” не классифицировала составы преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более-менее однородные группы. Прежде всего указывались преступления против религии – богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы, а также преступления, несовместимые с христианской моралью, – распространение клеветнических пасквилей, подделка монеты, документов, мер и весов, предметов торговли. К ним примыкали преступления против нравственности – прелюбодеяние, двоебрачие, кровосмесительство, сводничество, изнасилование, похищение женщин и девушек.

К государственным преступлениям относились измена, бунт против властей, различные виды и способы убийства, а также самоубийство преступника, в результате которого наследники могли лишиться права наследования.

Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики – устрашением. В “Каролине” содержатся следующие основные виды наказания: смертная казнь, членовредительские наказания (урезание языка, ушей и т. п.), телесные наказания (сечение розгами); позорящие наказания (лишение прав, выставление к позорному столбу в железном ошейнике, клеймение); изгнание; тюремное заключение; возмещение вреда и штраф. Смертная казнь была прямо предписана или могла быть применена за подавляющее большинство преступлений, чаще всего в квалифицированной форме – сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление и погребение заживо (для женщин). Телесные и членовредительские наказания могли назначаться за обман и кражу.

Уголовное право в различных княжествах Германии, как и юридическая доктрина, до конца XVIII в. в целом основывались на принципах “Каролины”.

Процесс. В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс. Не было разделения гражданского и уголовного видов процесса. Кроме того, в Германии широкое распространение имел самосуд. В первой трети XIII в. было установлено, что самосуд считается законным в тех случаях, когда стороны не были удовлетворены судебным решением.

Основной формой рассмотрения уголовных дел в “Каролине” являлся инквизиционный (следственно-розыскной) процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства “по долгу службы”. Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Непосредственность, гласность судопроизводства сменились тайным и преимущественно письменным рассмотрением дела.

Основными стадиями инквизиционного процесса были дознание, общее расследование и специальное расследование.

Задачей дознания было установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Для этого судья занимался сбором предварительной тайной информации о преступлении и преступнике. Если суд получал данные о том, что кто-либо “опорочен общей молвой или иными заслуживающими доверия доказательствами, подозрениями и уликами”, он заключался под стражу. Общее расследование сводилось к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении. При этом действовал принцип “презумпции виновности” подозреваемого. Наконец, происходило специальное расследование – подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников.

Специальное расследование являлось определяющей стадией инквизиционного процесса, которая заканчивалась вынесением приговора. Для каждого преступления перечислялись виды “полных и доброкачественных доказательств, улик и подозрений”. Вместе с тем по общему правилу все доказательства, улики и подозрения не могли повлечь за собой окончательного осуждения. Оно могло быть вынесено только на основании собственного признания или свидетельства обвиняемого. Поскольку такое признание далеко не всегда могло быть получено добровольно, инквизиционный процесс делал основной упор на допрос под пыткой. Таким образом, целью всего сбора доказательств фактически становилось отыскание поводов для применения пытки.

“Каролина” не регламентировала порядка и приемов самой пытки. Она указывала только, что допрос под пыткой производится в присутствии судьи, двух судебных заседателей и судебного писца. Указания о конкретных приемах пытки содержались в трактатах законоведов. Известно, что в Германии XVII в. применялось более полусотни видов пытки.

Процесс завершался судебным заседанием, которое в принципе не являлось его самостоятельной стадией. Поскольку суд сам производил расследование, собирал и обвинительные, и оправдательные доказательства, окончательный приговор определялся уже в ходе следствия. Судья и судебные заседатели перед специально назначенным “судным днем” рассматривали протоколы следствия и составляли по определенной форме приговор. Таким образом, “судный день” сводился в основном к оглашению приговора и приведению его в исполнение. Оглашение приговора происходило в публично-устрашающей обстановке – сопровождалось колокольным звоном и пр. Приговоры были обвинительные, с оставлением в подозрении и оправдательные.


28. Образование и развитие государственности Англии в средние века.

Государственный строй. Центральные органы управления.

Завоевание Британии способствовало перерождению у англосаксов органов племенной демократии в государственные. В VII – VIII вв. происходило постепенное возвышение королевской власти не только над рядовым свободным населением, но и над родовой знатью.

В IX – X вв. положение королевской власти упрочилось. Основываясь на праве верховой собственности на землю, короли присвоили монопольное право на чеканку монеты, пошлину, получение натуральных поставок со всего свободного населения. Постепенная концентрация в IX – X вв. политической власти в руках отдельных феодалов происходила в ограниченных масштабах, под контролем королевской власти.

Вместе с усилением королевской власти двор постепенно превратился в центр управления страной, а бывшие дружинники – в должностных лиц государства. Среди высших королевских чиновников особую роль стали играть королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией.

Место народного собрания занял витанагемот (совет витанов, “мудрых”), состоявший из представителей феодальной знати. В составе витанагемота были король или королева, дети короля мужского пола, епископы, крупные феодалы, а с IX в. – королевские таны (дружинники короля). В компетенцию витанагемота входили вопросы войны и мира, назначение на различные должности, утверждение налогов, принятие законов и др. Наиболее постоянной его функцией являлось участие в рассмотрении королем судебных дел.

Местное управление. Одной из особенностей государственного развития феодальной Англии было сочетание сильной королевской власти, централизованного местного управления с сохранением органов общинного самоуправления.

Основной территориальной единицей у англосаксонов стали графства, в которые входили сотни. Во главе графства стоял элдормен, назначаемый королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве вооруженными силами графства. Одновременно в управлении графством и сотней все больше возрастает роль личного представителя интересов короля – герефы. Подобно графу у франков он мог быть управляющим определенного округа, города.

Свои функции элдормен и герефа осуществляли в собраниях графства и сотни.

Графские и сотенные собрания включали всех свободных землевладельцев округа, а также старост общин, священников, выборных сотенных старшин. Собрания сохраняли свое значение как судебные и отчасти административные органы.

Низшей территориальной единицей у англосаксов была сельская община. Собрания, в которых принимало участие все взрослое мужское население общины, решали хозяйственные вопросы, разбирали мелкие уголовные дела и гражданские споры. В полицейских целях общины были разбиты на десятидворки, жители которых несли коллективную ответственность за преступления, совершенные в пределах их территорий.

Суд. Высшим судом государства был суд короля. Он рассматривал дела о государственной измене, а также споры по поводу земельных владений. Собрания графства под председательством элдормена рассматривали все уголовные и гражданские дела на территории графства, кроме тех, которые относились к исключительной компетенции суда короля. Кроме того, эти собрания рассматривали жалобы на судебные решения сотен. Постепенно в суде графства, как и в суде сотни, выделялась коллегия из двенадцати “старших тэнов”, напоминающих рахинбургов у франков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал