Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфические черты права стран Древнего Востока 2 страница
5. История Древней Греции. /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1986 6. Колобова К.М. К вопросу о возникновении Афинского государства.//Вестник древней истории. 1968 г. №4. 7. Соловьев С.С. Раннегреческая тирания (к проблеме возникновенния государства в Греции). М., 1964 8. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988
Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и распад общества на классы привели в VIII-VI вв. до н.э. к образованию в Греции античных городов /полисов/. В истории Древней Греции важную роль играли два полиса: Афины и Спарта. Афинское государство возникло на территории Аттики в период XI - IX вв. до н.э., который вошел в историю под названием гомеровской Греции, описанной известным поэтом в " Илиаде" и " Одиссее". В это время в племенах, проживавших на территории Аттики, происходило разложение первобытнообщинного строя. Земля в это время еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако, наделы представителей знатных и богатых родов отличаются своими размерами и качеством, а базилевсы (племенные вожди) получают еще особый надел в свою пользу -" теменос". Земледелие становится в ту пору главной отраслью хозяйства, но основное богатство заключено в скоте. Ремесло и обмен товаров выделились в особые отрасли хозяйственной деятельности. Место бронзы постепенно занимает железо. На скот, ставший всеобщим мерилом, можно было купить все, что продавалось: рабыня - 4 вола, золотой доспех - 100 тельцов. Рабство носило патриархальный характер, и сам раб входил в состав семьи господина. В гомеровский период система государства еще не сформировалась, противоречия между социальными группами не были обострены настолько, чтобы требовались такие учреждения, как постоянная армия, тюрьмы, суды. Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин /буле/. Это был уже не совет стариков, а совет наиболее видных представителей родовой знати /эвпатридов - т.е., рожденных от благородных отцов/. Первобытная демократия еще сохранялась, поэтому народные собрания играли в общественной организации значительную роль, особенно в военное время. Возглавлял всю организацию власти базилевс /родоплеменной вождь/. Это был военачальник, верховный судья и верховный жрец. Его сын становился, как правило, преемником власти, но еще не исключался свободный народный выбор. По всем этим признакам гомеровское общество находится на стадии, которую называют “военной демократией” - периодом предгосударственного существования. В VIII в. до н.э. наступает новый период в истории Афин, который получил название архаического. В это время происходят серьезные изменения в общественных отношениях. Начинается процесс выделения частной собственности. Многие землевладельцы лишаются своих участков, которые сосредотачиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли еще более ускоряло процессы социально-имущественного расслоения. Древняя общинная организация, сохранявшая кровно-родственные связи, перестает отвечать потребностям времени. По древнему преданию, осевшие в Аттике четыре племени были объединены при легендарном царе Тесее, учредившем общий Совет. Процесс объединения получил название «синойкизм». Центром союза становятся Афины. Социально-имущественное расслоение приводит к возникновению определенных групп населения. Кроме уже упоминавшихся эвпатридов, это геоморы - землевладельцы и демиурги - ремесленники. Это разделение также приписывают Тесею. Значительную долю населения составляли метеки. Они были выходцами из других общин. Поэтому будучи лично свободными, политическими правами они не пользовались и были ограничены в экономических правах /запрещалось владение землей и собственными домами, уплачивался дополнительный налог/. Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в ее прежнем значении и учреждение должности архонта. Вначале архонты избирались из эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 года до н.э. стали избирать 9 архонтов. Один из них - первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие функции, а также суд по религиозным делам. К третьему архонту отошли военные дела. Остальные шесть архонтов стали выполнять главным образом судебные функции. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг - высший госсовет, заменивший Совет старейшин. Он заседал на холме бога войны Ареса. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, это были аристократические учреждения. Народное собрание постепенно потеряло свое значение и даже самый выбор архонтов зависел от ареопага. Позднее с созданием флота страна была разделена на округа - наукрарии, из которых каждая снаряжала один корабль. Во главе наукрарии стоял притан. Таким образом, происходит деление страны по территориальному признаку, возникает новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией. Итак, архаический период ознаменовался созданием Афинского государства. Борьба демоса /торговцев, ремесленников, мелких и средних землевладельцев/ против господства родовой аристократии и одновременно против долгового рабства образует главную линию исторического развития Греции в VIII-VI вв. до н.э. В ходе этой борьбы и завершается переход от прежних форм социально-экономической организации общества к классовому рабовладельческому обществу и государству. Другим государством, имевшим большое значение для истории Древней Греции, являлась Спарта. Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате завоеваний дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление государственных порядков и государственного строя Спарты связано с именем легендарного законодателя Ликурга. Особенностью государственного устройства Спарты был своеобразный сплав сильной, террористической по своим приемам государственной власти, и пережиточно сохранившихся элементов родового устройства. В отличие от Афин Спарта оставалась землевладельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были запрещены. Его занятие - военное дело, свободное же время посвящалось “хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике”. Земля в Спарте была поделена на равные участки - по числу полноправных граждан. Наделы были наследственными, но верховное право на землю сохранялось за государством. Отчуждение или раздробление наделов запрещалось. Обрабатывали землю общинные рабы - илоты. Они имели семью, двор и земельный надел. Обязанности их ограничивались определенной податью. На эту подать существовала вся община. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Социальное равенство подчеркивалось коллективными трапезами, на устройство которых спартиат отчислял часть своих доходов. Господство земельной аристократии в Афинах пагубным образом отразилось на положении народа. “Бедные, - писал Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей”. “Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если бедняки не отдавали арендной платы, можно было свести в кабалу и их самих, и детей”. Многие поля были заложены за долги. В 594 году до н.э. всеобщее недовольство, по словам Аристотеля, вылилось в “великую силу”. “Огромное большинство, к тому же люди большой физической силы, писал Плутарх, - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй”. Смягчение столь острых противоречий было возможно лишь путем радикальных преобразований. В это время на политическую арену выдвигается Солон, избранный архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, включая право законодательства. Солон осуществил ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения. Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия /отряхивание бремени/. Она освобождала массу должников. которыми была наводнена Аттика. Кроме того, запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников в рабство. В последующем развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества. что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет рабов-иноземцев. В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение /был установлен максимальный размер земельного участка, провозглашалась свобода завещаний/. Это способствовало развитию частной собственности на землю. Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа. Центральное место среди преобразований, осуществленных Солоном, занимают его политические реформы. Важнейшей из них является тимократическая или цензовая реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна - медимн /50-60л/. Для зачисления в первый класс требовался доход 500 медимнов зерна ежегодно /пятисотники/, во второй -300 /всадники/, третий - 200 медимнов /зевгиты/. Медимн хлеба стоил одну драхму и эта оценка могла быть применена к лицам, не имевшим дохода с земли /купцы, ремесленники/. Все остальные лица были отнесены к фетам. Наиболее богатые люди, причисленные к первым двум разрядам, получали право замещения важнейших постов, но архонтами, а значит, членами ареопага, могли быть лишь представители первого разряда. Таким образом, вместо принципа аристократического /принадлежность к роду/ был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать. Высшим органом власти сделалось по законам Солона афинское народное собрание. В противовес ему было создано два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных заседателей (уступка бедноте: членом гелиэи мог быть любой гражданин). Совет 400 избирался старыми ионическими племенами. Каждое из них посылало в Совет сто человек из числа первых трех разрядов. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя текущими делами, совет 400 оказывал сдерживающее влияние на народное собрание, ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Присяжными могли быть все граждане, начиная с 30 лет. Избрание проводилось, по-видимому, жребием. Помимо указанных выше функций, гелиэя принимала отчеты должностных лиц /по окончании их службы/, имела право расторжения государственных и частных договоров и т.д. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это было уступкой народу /демосу/. Зато выборы в совет 400 были в руках старой родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников утверждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг. По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды им удовлетворены не были. Однако, следует признать, что реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин, способствовали в дальнейшем демократизации государственного строя. После бурных событий, связанных с борьбой демоса и эвпатридов и приведших к тирании Писсистрата и его сыновей /560-527 гг. до н.э./, демократические реформы были продолжены Клисфеном /509 г. до н.э./. Эти реформы окончательно ликвидировали деление на старые племена, взамен было введено территориальное разделение. Аттика делилась на 10 территориальных фил. Каждая фила состояла из трех частей - триттий. В новых филах граждане были сосредоточены таким образом, что преобладание было на стороне горожан - ремесленников, купцов, судовладельцев. Помимо этого страна была поделена на наименьшие районы - демы. Их было около ста. Сущность деления, введенного Клисфеном будет понятна, если увидишь, что аристократический род Аминадритов, например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к различным триттиям и филам. Совет 400 был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет 500 - по 50 человек от каждой филы. Был создан еще один орган управления - коллегия стратегов /по одному представителю от каждой филы/, которая вначале имела военные функции, а затем оттеснила на второй план коллегию архонтов. Значение реформы Клисфена заключается прежде всего в том, что политическая власть стала служить прежде всего целям неродовитиых граждан, составивших имущий класс Афин. Окончательно победило государство рабовладельцев - знатных и незнатных. Ф. Энгельс назвал реформу Клисфена, так же как и реформу Солона, революцией.* Клисфену принадлежит также введение остракизма. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве превентивной /предупредительной/ меры. Остракизм применялся в тех случаях, когда тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями способствовал “возникновению смут”. Изгнание назначалось обычно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало народному собранию и принималось, если за изгнание подавалось не менее 6000 голосов. Каждый писал свое решение на черепке-остраконе. Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. В 462 году до н.э. был проведен закон о лишении ареопага всех политических функций. К середине V века до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды. В 457 году архонтом Афин впервые был избран зевгитт, лицо, принадлежащее к третьему разряду. Замещение должностей стало доступно всем гражданам. Оставалось последнее: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане, живущие повседневным трудом, не могли занимать общественные должности. По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены Совета 500, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица, за исключением самых высших - стратегов. Таков процесс возникновения и развития государства в Афинах. Энгельс замечает: “Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества”.* 2 Греко-персидские войны /начало V века/ показали превосходство демократии над восточной деспотией. По окончании греко-персидских войн в Афинах наблюдались два политических движения: демократическое и олигархическое. Их борьба в конечном итоге закончилась победой демократии. Госаппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, Совета 500, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание /экклесия/ являлось прежде всего законодательным органом республики. Право участия в нем имели все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Считалось, что каждый гражданин имеет право предложить проект нового закона и участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другим. Инициатива эта существенно ограничивалась системой сдержек: ¨ автор проекта нес уголовную ответственность /вплоть до смертной казни/ если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам; ¨ всякий законопроект подлежал обсуждению в Совете 500. ¨ окончательное решение принадлежало гелиэе /высшему судебному органу - 6000 чел., игравшему роль второй палаты; обсуждение законопроекта, прошедшего все предыдущие стадии, велось здесь в форме судебного заседания; автор законопроекта выступал обвинителем старых законов; их защитников назначало народное собрание, решение принималось большинством присяжных. Состав гелиэи формировался через выборы по жребию, по 600 человек от каждой филы. Из общего числа составлялось 10 судебных коллегий, которые заседали одновременно. Кроме вопросов законодательства гелиасты решали вопросы о наделении правами гражданства, наблюдали за законностью замещения должностей и имели право отвода, разбирали наиболее важные частные дела афинских граждан и т.д. Практически всегда, когда следовало толковать законы, судьи обращались к гелиастам. Гелиэя имела также право пересмотра /в порядке апелляции/ приговоров, вынесенных должностными лицами и другими судами. В компетенцию совета 500 входили дела непосредственного управления /созыв народного собрания, руководство его работой, подготовка дел к обсуждению, вынесение по ним предварительного заключения/. Действовал совет не в полном составе, а через притании /секции/. По числу фил пританий было десять. Каждая из них правила одну десятую часть года. Общий срок деятельности совета - один год /отдавался народу отчет/. Совет производил докимассию /проверку девяти архонтов и членов Совета на будущий год, имел право привлекать к суду должностных лиц. Практически под руководством Совета действовал весь административный и финансовый аппарат афинского государства. Тем не менее верные принципу сдержек афиняне не решились вручить всю полноту исполнительной власти совету 500. Ее делили с ним /помимо других властей/ коллегии стратегов и архонтов. Специальной компетенцией коллегии стратегов /избирались голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан/ считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Стратеги считались равными друг другу, но фактическое руководство всегда поручалось самому влиятельному из них. Третьим органом исполнительной власти была коллегия архонтов. Ее власть распространялась на религиозные, семейные дела и на дела, касающиеся нравственности. Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятельность правильной. Таким образом, устройство госаппарата требовало поголовного участия в работе всех афинских граждан. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, коллегиальности, подотчетности и возмездности. Политическое равноправие афинян не могло устранить противоречий, вызванных имущественным неравенством. Обострение противоречий произошло в 431 г. до н.э. и было вызвано неудачами в Пелопонесской войне. /431-404 до н.э./
Окончательное поражение в войне повлекло за собой второй переворот /404 г. до н.э./. Вся власть была сосредоточена в руках комиссии тридцати. Демократия в конце концов была восстановлена, но Афины лишились былого величия. В 338 г. до н.э. македонская армия разбила греческие войска, чем было положено начало господству Македонии над всей Элладой. Для своего времени Афинская демократия имела передовое государственное устройство, в условиях которого полноправные граждане имели возможность управлять страной, а государство заботилось о материальном благосостоянии своих граждан и создавало условия для развития культуры. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, в нем могли участвовать все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и имевшие земельные наделы. Выступать на собрании, предлагать законопроекты могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имеющими силы. Во главе государства стояли 2 царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством, начиная со второй половины VII в. до н.э.., перешло в руки коллегии эфоров. Своим возвышением они обязаны знати, боявшейся усиления царской власти. Эфоры /5 чел./ избирались на год народным собранием. Они руководили деятельностью совета старейшин /геруссии/ и народного собрания, в их руках было сосредоточено управление внешней и внутренней политикой государства. Эфоры могли предавать суду не только граждан, но и должностных лиц. Судебные тяжбы по гражданским делам были их непосредственной компетенцией. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками. Геруссия сохранилась от племенной организации. В ее состав входили 28 геронтов /возраст не ниже 60 лет/, избиравшихся народным собранием, и оба царя. Членство в геруссии было пожизненным. Геруссия рассматривала и готовила законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам. Она являлась также судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение геруссии неуклонно падало. Чем можно объяснить особенности общественного и государственного строя Спарты? В окружении численно превосходящей, остро враждебной массы илотов спартиаты были вынуждены превратить свой город в военный лагерь. А власть в лагере должна принадлежать немногим. Той же опасностью было вызвано стремление спартанской общины предотвратить имущественное неравенство, а вместе с ним и социальные конфликты. Земледельческий характер общины и примитивность ее внутреннего устройства препятствовали появлению социальной силы, которая могла бы провести переустройство общества и государства на демократических началах и ускорить ликвидацию остатков первобытнообщинного строя. После победы в Пелопонесской войне приходит конец прежнему социальному устройству Спарты, основанному на имущественном равенстве. В 400 г. до н.э. по закону, предложенному эфором Эпитадеем, был разрешен переход земли и другого имущества от одних семей к другим. Утверждается право частной поземельной собственности, стимулируется развитие товарно-денежных отношений. Через 200 лет вся земля Спарты оказывается в руках нескольких десятков фамилий. В 338 году до н.э. Спарте еще удается сохранить свою независимость, но в середине II в. до н.э. она, как и вся Греция, попадает под власть Рима. Таким образом, Спарта вошла в историю как образец аристократического, военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.
Афинское право представляло собой наиболее развитую систему права. Древнейшей систематизацией афинского обычая считаются законы архонта Драконта, относящиеся к 7 веку до н.э. /621 г. до н.э./. Известны они своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы. " Когда Драконта спросили, - пишет Плутарх, - почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего. Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта /проступка/. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя никакой обязательной формы не существовало. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог, поручительство. Афинскому праву были известны различные формы договоров: купли-продажи, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, поручения и т.д.. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда. Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако, безбрачие не влекло наказания. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи /отцом невесты/. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Развод для него был свободным, для женщины это было сложно. Наследование осуществлялось по закону и завещанию. Внебрачные дети наследниками не являлись. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо, чтобы завещатель находился в здравом уме, не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать не мог тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины. Уголовное право и процесс. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, собственности. Проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. Среди наказаний следует отметить: смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье /атимию/. Наказание для рабов и свободных было разным. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщин и несовершеннолетних действовал глава семьи, за раба - его господин. При этом обвиняемый или ответчик имели право представить свои письменные возражения против рассмотрения дела. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Судьи - присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. После окончания разбирательства по делу судьи решали вопрос о виновности подсудимого. Если постановление было обвинительным, сразу приступали к выбору наказания. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали. Именно гелиэя была высшим судебным органом Афин, наряду с выполнением определенных законодательных функций.Она была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. По поручению народного собрания ареопаг мог расследовать и рассматривать дела о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов /избирались исключительно из числа знати/.Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати /она также осуществляла надзор и суд над рабами/. Избиралось по одному члену от каждой филы /11-й секретарь/.Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали рассмотрению судов диэтетов, а по мелким делам - коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало народное собрание. Подводя итог лекции, следует сказать, что, какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия, нельзя забывать того, что она была демократией для немногих, и держалась она на рабстве. Но не только рабство стало причиной гибели древнегреческой государственности ставшей образцом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданского общества. Этой причиной стала внутренняя слабость полисного устройства государства /государство, связанное с заранее заданными территориальными и политическими параметрами не имело простора для политического маневра и дальнейшей поступательной эволюции/. В Риме, когда подобная система управления исчерпала себя, на смену республике пришла империя.
Лекция 6. Государство Древнего Рима 1. Периодизация истории Римского государства. 2. Реформы Сервия Тулия. Законодательное закрепление политических и гражданских прав плебеев. 3. Государственный механизм Римской аристократической республики. 4. Период принципата и доминанта в истории Рима, падение Западной Римской империи. ИСТОЧНИКИ: Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Галанза Б.С. Государство и право Древнего Рима. М., 1963 2. Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим). М., 1986 3. Игнатенко А.В. Древний Рим от военной демократии к военной диктатуре. Свердловск, 1988 г. 4. История Древнего Рима. М., 1982 5. Нечай Ф.М. Образование Римского государства. Минск, 1972 г.
|