Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высшим органом финансового управления стала Счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступающие с мест. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
- канцлер. Он осуществлял текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц, во время отсутствия короля председательствовали в совете, под его руководством готовились проекты ордонансов; - коннетабль - командир конного рыцарского войска, с XIII в. - командующий королевской армией; - камерарий – казначей; - палатины - королевские советники, выполнявшие наиболее.важные поручения. В госаппарате было немало лиц, изучивших университетский курс юриспруденции, включая римское право. Таких людей называли легистами (от латинского " lex" - закон). Они составляли наиболее влиятельную часть должностных лиц, с помощью которых король оттеснял именитую знать от рычагов государственного управления. На местах отношения вассалитета заменяются относительно централизованным многозвенным бюрократическим управлением. Королевский домен был разделен на бальяжи. Они управлялись бальи - чиновниками, которые занимались текущим управлением, сбором налогов. наблюдением за деятельностью административно-судебных органов. Бальяжи делились на превотажи во главе с прево, наделенным военной, административной, финансовой и судебной властью. В ряде районов страны (Нормандия, Прованс) действовали провинциальные штаты. Организационно они не имели связи с генеральными штатами. С усилением централизации власти (ХV в.) штаты перестают созываться. Правительство усиливает контроль и над коммунами, которые помимо административного управления и суда имели право издавать постановления, обязательные для горожан. Выборный орган городского самоуправления - горсовет состоял из эшевенов и пожизненного избранного главы города - мэра (наиболее состоятельного гражданина). В деревне существовали органы общинного самоуправления. Во главе - сход, исполнительная власть в руках избираемых сходом из наиболее зажиточных крестьян - синдиков. Судебная система. В развитии судебных учреждений наметились следующие тенденции:
1) Наметилось постоянное обособление судов от административных органов 2) Начинает формироваться судебная система централизованной монархии Высший суд королевства – Парижский Парламент (большинство постепенно перешло в руки легистов) стал высшим апелляционным судом. Был разделен на палаты большая (судебная), несколько следственных и палат прошений. Рассматривал наиболее важные гражданские и уголовные дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов. Кроме того, было создано 13 провинциальных парламентов, рассматривавших наиболее серьезные дела. Основную массу дел в качестве королевских судей на местах рассматривали бальи и прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от административных органов. В XIV веке создается специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура. Поначалу в ее состав входили особо доверенные лица короля, следившие за соблюдением интересов короны при судебном рассмотрении общегосударственных, местных и даже частных дел. Впоследствии королевские прокураторы стали выступать в судах, как обвинители по делам, где затрагивались интересы монархии и государства.
В XV - XVI веках в странах Западной Европы, в т.ч. и во Франции складываются абсолютные монархии. Наступает последний период в истории феодализма. Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений. Европейская промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменилось более крупным. На смену мастеру, создававшему изделие от начала до конца, пришло мануфактурное производство, а значит и техническое разделение труда. Во Франции первая мануфактура появилась в XVI веке. По мере накопления капиталов предпринимательская верхушка городов складывается в класс буржуазии. Возникают крупные состояния. Получают развитие банки и общегосударственные ярмарки. Созданная при Людовике XI Лионская ярмарка становится на некоторое время денежным центром для всей Западной Европы. Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации. По мере роста богатств, сосредоточенных в руках буржуазии, возрастало ее значение в феодальном обществе. Благодаря существовавшей во Франции покупке должностей представители буржуазии проникают на самые важные посты в финансовое и судебное ведомства. Устанавливается своеобразное равновесие сил буржуазии и феодального дворянства. Воспользовавшись этим равновесием сил, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам и, тем самым, возрастает в своем значении. Наибольшее осуществление принципы абсолютной монархии находят во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются: - полного контроля над всеми провинциями; - неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе; - сокращается сфера сеньориальной юстиции, приходит конец автономии городов, перестают созываться Генеральные штаты; - назначения на церковные должности исходят от короля. Полное торжество неограниченной монархии во Франции отмечено реформами кардинала Ришелье, фактически управлявшего страной при Людовике XIII (1624-1644 гг.). Важнейшая из его реформ заключалась в расширении компетенции назначенных из центра чиновников, стоявших во главе провинций. В руки " интендантов полиции, юстиции и финансов" были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами и набор в королевскую армию, руководство местной полицией. На эти должности намеренно назначались люди незнатного происхождения. Они, как правило, были чужими для провинций, которыми управляли. Должности интендантов в отличие от других не продавались. Государственная власть со всеми ее атрибутами сосредоточивается в руках короля. От него исходят все законы, в его руках сосредоточено управление финансами. Государство отождествляется с личность короля, что нашло свое выражение в высказывании, приписываемом Людовику Х1У: «Государство – это я!» В состав государственного (королевского) совета королем назначались представители высшей придворной аристократии и дворянства. Решения совета утверждались королем, что придавало совету совещательный характер. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщений с мест). Функционировали рад других органов: тайный совет (кассационный пересмотр ряда судебных дел), аппарат канцлера - почетного представителя короля. Часть этих органов действовала постоянно, другие от случая к случаю, третьи не созывались вообще. Но должностные лица продолжали числиться на службе и получали огромное жалование, что делало их верными слугами монархии. Центральные органы управления, созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролером финансов и госсекретарями по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Завися от воли сюзерена и не зная, какой она будет завтра, министры, даже компетентные, были лишены действительного значения. Естественно, не проявляли инициативы и другие чиновники. Они действовали по принципу ответственности за свои действия только перед тем, кто наверху, и полнейшего игнорирования интересов низших слоев. Тем более, что произвол постоянно исходил от самого короля. Актом 1692 года, например, Людовик XIV объявил продажными все те городские должности, которые до того считались выборными. В течение 80 лет правительство 7 раз объявляло эти должности продажными и столько же раз заставляло их выкупать. Особым произволом сопровождалось взыскание налогов, размер которых зависел от усмотрения сборщика. Никогда еще французский крестьянин не жили так плохо, как в период наибольшего блеска абсолютной монархии. Уже при Ришелье крестьянин, по утверждению самого министра, был " ободран до костей". Значительные средства выжимались из страны с помощью различных таможенных сборов, которые собирались не только на границах, но и внутри страны. Хотя раздробленность Франции была ликвидирована, правительство сохранило внутренние таможни. Местные торговцы говорили, что дешевле привезти соль из Китая, чем провезти ее внутри страны с юга на север. Суд. Одновременно в государстве функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные, которые нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности В рассматриваемое время продолжалось усиление роли королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом(1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им продолжали оставаться подсудными гражданские дела с небольшой суммой иска, но и они могли по усмотрению сторон передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила право эвокации т.е. принятия дела из любого некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно не находилось. Однако, эти меры не вызвали улучшения деятельности судов, т.к. сама структура королевской юстиции была архаичной, крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особыми правомочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого, наряду с судьями входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король. Не меньшее значение имел Государственный совет, считавшийся высшим органом управления. Он одновременно рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права. Им разрешались споры о подсудности. Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд (счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора). Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные, Вершиной этой пирамиды был король, который мог принять к своему рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали правительство и король. Начиная с правления Ришелье, в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. При Людовике XIV вошли в употребление бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки часто оказывались в руках фаворитов и фавориток короля, которые используя их сводили с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов приняла массовый характер (во времена Ришелье более 50 тысяч). Произвол, казнокрадство, царившие в обществе, были отражением кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. Резко понизилась боеспособность армии, которая имела ярко выраженный классовый характер (офицером мог быть только дворянин). В результате была проиграна семилетняя война (1756-1763гг.) и спор с Англией за колониально-морское первенство закончился в пользу последней. Симптомом упадка было и бессилие абсолютизма довести до конца процесс создания единого государства, упростить и упорядочить запутанное административное и судебное устройство. Сосредоточение сильной местной власти в руках провинциальных интендантов не устраняло административной неразберихи, а только отягчало бедствия народа. На вопрос " что есть интендант? " Фонвизин кратко, но правильно отмечал: интендант – это " вор, имеющий полномочия грабить провинцию безотчетно" Королевский двор называли " могилой нации". Он был самым главным источником административных злоупотреблений и произвола. Имея связи с высшими властями или королевскими фаворитками, можно было раздобыть те самые " леттр де каше", о которых говорилось выше и без суда заточить в Бастилию своего личного или политического врага. Таким образом, сыграв в течение определенного времени известную положительную роль, монархия изжила себя и превратилась в реакционную силу. Абсолютизм был последним этапом в истории феодального государства. В ходе революции 1789 года феодализм и его правовые институты в лице монархии были низвергнуты.
Лекция 3. Государство феодальной Англии План лекции: 1. Становление раннефеодального англосаксонского государства. Влияние нормандского завоевания (XI в.) на развитие государственности Англии. 2. Усиление процессов государственной централизации в Англии XII века. Реформы ГенрихаII. 3. Образование и развитие английского парламента. 4. Особенности английского абсолютизма. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2. Дребушевская Г.А. Социально-политический кризис 1294-1298 гг. и его роль в складывании английской сословно-представительной монархии. - М., 1986. 3. Левицкий Я.Н. Город и феодализм в Англии. – М. 1972. 4. Мортон А.Л. История Англии. М., 1950 5. Савело К.М. Раннефеодальная Англия. - М., 1977.
На территорию нынешней Англии с V века н.э. началось массовое переселение германских племен англов, саксов и ютов, оттеснивших проживавшие там кельтские племена на окраины острова (Шотландия, Уэльс). К моменту своего переселения в Британию англосаксонские племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Завоевание ускорило этот процесс. Почти отсутствие влияния римских государственных институтов предопределило слабость государственных начал. Только в У1 в. появляются первые короли с почетными правами и подчиненные им дружины. Важную роль в ускорении государствообразования сыграли о распространение христианства в Британии, но оторванность от римского центра с самого начала сделала для британских епископов более важным покровительство королей. Первоначально земля считалась общим достоянием, право распоряжаться которым постепенно присвоили себе короли. С УП в. в практику вошли земельные пожалования от имени королей пользующим его покровительством. Эти пожалования предоставлялись под условием выполнения определенных обязанностей государственного и личного характера (сродни континентальному бенефицию). В 1Х-Х вв. наиболее постоянные пожалования превращаются уже в вотчины (маноры), в которых наряду со свободными живут и зависимые крестьяне. Земельные собственники обладали всей полнотой судебной и личной власти над проживающими на их территории крестьянами. Вся власть в государстве сосредоточивается в руках короля и знати, организованной в королевский совет витенагемот («собрание мудрых»). Без согласия совета король не имел права издавать законы или проводить какие-либо важные государственные мероприятия. Областная и местная судебно-административная организация длительное время оставалась общинной, хотя постепенно подчинялась верховной власти. Основой этой организации были графские и сотенные округа. Герефа (затем шериф), личный представитель короля, стоявший во главе графства, собирал налоги, штрафы, заведовал королевским имуществом в графстве, осуществлял судебную и административно-полицейскую власть. Два раза в год в графствах собирались собрания знати, рассматривавшие судебные дела, организацию обороны и т.п. Процесс феодализации нашел отражение в сборниках англосаксонских правовых обычаев, важнейшими из которых были: Правда Этельберга, Правда Инэ, Судебник Альфреда, Законы Аттельстана, Законы Кнута. Началом новой ступени в развитии английского государства стало нормандское завоевание Британии во второй половине Х1 в. В 1066 году герцог северофранцузской провинции Нормандия Вильгельм Завоеватель во главе рыцарских дружин вторгся в Британию. Сопротивлявшаяся завоеванию англосаксонская знать была большей частью истреблена. Вильгельм, захватив Лондон, стал королем Англии – Вильгельмом 1 Завоевателем (1066-1087). Всю землю королевства Вильгельм объявил собственностью короля: значительную часть ее он оставил себе в качестве домена, остальное раздал церквям и светским вассалам. Вся страна была поделена на маноры, т.е. поместья с усадьбой и домом военного владетеля посередине, к которому были приписаны деревни. Вильгельм не дал в Англии образоваться крупным сплошным сеньориям, как это случилось в континентальных страна. Маноры феодалов были разбросаны по всей стране. Эта разбросанность имела огромное политическое значение, укрепляя центральную власть и ограничивая произвол феодалов. В управлении была проведена строгая централизация. Все вассалы находились одинаково в прямой зависимости от короля, давали ему присягу верности и обязаны были отбывать на него службу. Правило «вассал моего вассала не мой вассал» в Англии не действовало. Три раза в году – на Рождество, Пасху и Пятидесятницу, король созывал всех феодалов к себе в курию. Эти съезды представляли собой лишь смотр войска и никак не влияли на управление страной. Король строго и беспощадно взыскивал военную службу и другие повинности. В случае смерти вассала король распоряжался его землей, выдавал замуж дочь или вдову умершего за плату. Основой финансово-экономического подчинения страны новой власти стала проведенная в 1086 году перепись населения, земли, орудий труда, скота, получившая название " Книги страшного суда". Сообразно с результатами было организовано налоговое обложение крестьян. Большинство из них было переведено в разряд крепостных - вилланов, по своему положению близких к французским сервам. Лично свободных крестьян осталось не более 12%. Второй целью переписи была необходимость информирования короля о размерах и распределении богатств, земель и доходов его вассалов. В целом, Нормандское завоевание имело большое значение для исторического процесса развития Англии. Оно способствовало завершению процесса феодализации, укрепило королевскую власть и обеспечило политическое единство страны, исключив период феодальной раздробленности, а также способствовало усилению связей Англии с континентом.
В XII веке продолжается усиление королевской власти. Поддержку королю оказывали все слои населения, заинтересованные, каждый по-своему, в укреплении его власти. Но постепенно бароны, упрочив свое положение земельных собственников, начали наступление на центральные власти с целью узаконения своей самостоятельности. В период правления Генриха I (1100-1135 гг.) они добились хартии вольностей, ставшей серьезной уступкой со стороны центральных властей для обеспечения спокойствия в государстве. В период правления Генриха 1 высший государственный орган управления - королевская курия - разделилась на большой совет и постоянный правительственный орган - малую курию. Большой совет созывался три раза в год (рождество, пасха, троица) в составе сановников короля, главных его служащих и крупнейших представителей знати страны. В его компетенцию входило давать советы королю и заслушивать решения и законодательные акты короля. Обязательной силы рекомендации совета не имели. Однако, король был заинтересован в функционировании этого учреждения, т.к. таким путем он добивался признания крупными феодалами своих политических решений. Малая курия осуществляла высшую судебно-административную и финансовую власть. При Генрихе 1 она распалась на собственно королевскую курию и Счетную палату (Палату " шахматной доски"). Видное место в управлении занимали канцлер, исполнявший роль госсекретаря, и казначей, заведовавший королевской казной. К высшей сановной знати также принадлежали коннетабль (юрисдикция по военным делам) и маршал (участвовал в заседаниях казначейства и судебных собраниях курии). Усилилась и власть на местах, которую осуществляли не бароны, а шерифы. Госаппарат получает дальнейшее развитие в царствование Генриха II (1154-1189 гг.). Главное направление реформаторской деятельности шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодалов. Судебная реформа проводилась путем постепенного изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их королевским судам. Согласно Великой ассизе (ассизы – нормативные акты, издаваемые королем) заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда на рассмотрение королевской курии, заплатив за это. Здесь не применялись ордалии: расследование производилось через свидетелей и естественно в королевский суд обращались охотнее, что приводило к свертыванию сеньориальной юрисдикции в отношении свободных людей. Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов - трех мирян и двух клириков. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. В начале XIII века королевская курия разделилась на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, который сыграл решающую роль в создании правовой системы Англии. Во второй половине XII века оформился институт разъездных судей – выездных сессий королевских судей. В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников. Возвращаясь в свою резиденцию, судьи в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Так постепенно складывается «общее право». Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам, в каждой сотне назначались 12 полноправных людей (рыцарей) и, кроме того, по 4 свободных крестьянина от каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц и т.п., а также их пособников и укрывателей. Королевские судьи или шерифы на основании этих показаний вели расследование и выносили приговор. Лишь 100 лет спустя к присяжным перешло право произносить главный приговор. Таким образом, был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов. Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях между светским и церковным правосудием. Генрих II попытался усилить влияние короны на церковь в области юрисдикции. Были ограничены прерогативы церковных судов, увеличена зависимость церкви от государства. Так король получил право назначения епископов, ограничил церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц (Кларендонские ассизы 1164 года). Военная реформа короля состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Кроме этого, он преобразовал феодальную службу: стал растягивать сроки службы и переводить службу баронов и рыцарей на деньги (взимать «щитовую» подать). Эта мера открывала возможности для короля содержать наемное рыцарское ополчение. В XIII веке в Англии развернулась острое политическое соперничество, определившее ее последующее политическое развитие. При короле Иоанне Безземельном борьба баронов с королем приобрела национальный характер и получила поддержку дворянства, городской верхушки, высшего духовенства. 15 июля 1215 года эти силы заставили короля подписать Великую хартию вольностей (Magna Charta). Центральное место в ней занимают статьи, выражавшие интересы баронов и рыцарей. Баронские поместья (лены) объявлялись свободно наследуемыми владениями. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов ранее ущемленные. Так, например, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Подтверждались в хартии существовавшие ранее привилегии и свободы духовенства, в частности свобода церковных выборов. В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия кроме обычных феодальных пособий. В хартии подтверждаются древние вольности Лондона и других городов. Свободным крестьянам было обещано не обременять их непосильными поборами, не разорять штрафами. В статьях 12 и 14 говорится об общем совете королевства, как правомочном органе для установления налогов, а также о его составе. Совет королевства - это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип будущей палаты лордов. Если к этому собранию добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом. Великая хартия вольностей была прологом к истории английского парламента. В 1265 году коалиция баронов горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, пользуясь военными победами в гражданской войне, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов в этом собрании находилось по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Спустя некоторое время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб. Но парламент уничтожен не был. С 1295 года, когда был созван так называемый образцовый парламент, завершается процесс его превращения в постоянное законодательное собрание Англии, каким парламент становиться в XIV столетии. Парламент делился на две палаты: верхнюю палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю - палату общин, где заседали рыцари и представители городов. Прочный союз рыцарства и городской верхушки в парламенте обеспечил ему большее политическое влияние по сравнению с сословно-представительными собраниями других стран. Если во французских Генеральных штатах каждое сословие заседало отдельно и имело один голос, то в английском парламенте только знать выделяется в отдельную палату. С начала XV века палата лордов комплектовалась преимущественно из наследственных пэров, получивших в разное время патенты на звания герцогов, графов и баронов. С ними вместе в одной палате заседали и представители высшего духовенства Англии (духовные лорды), приглашаемые персонально. Остальное духовенство не получило в парламенте своего представительства, существовали особые собрания духовенства - конвокации. Среди функций парламента первой и важнейшей была финансовая. Она была источником политического влияния и могущества парламента. В 1297 году Король Эдуард 1 вынужден был согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. Два позднейших акта подтвердили это правило: статут 1340 года запретил требовать прямых налогов без согласия парламента; статут 1362 года постановлял то же самое относительно косвенных налогов. Помимо того король лишался (с 1340 г.) права повышать пошлины на товары. С тех пор и до настоящего времени налоговый вопрос, а еще шире - бюджет считается самым важным из всех полномочий парламента. С парламентских петиций, обращенных к королю, довольно скоро начинает существование законодательная функция парламента в широком смысле права, т.е. право издания статутов, по своей силе превосходящих королевские ордонансы. Парламентом предпринимаются попытки подчинить своему контролю государственное управление. Осуществлялось это с помощью «импичмента», сущность которого сводилась к тому, что палата общин, как высший суд страны, возбуждала перед палатой лордов обвинение против тех или иных королевских советников виновных в злоупотреблениях. Палата общин выполняла функции большого жюри присяжных заседателей. Что касается короля, то английское право стала придерживаться принципа неответственности, заключенного в форме: " Король не может поступать плохо (ошибаться)". Парламент вмешивается и в область внешней политики, требуя своего согласия при разрешении вопросов о войне и мире. Таким образом, английский парламент в своем развитии достиг значительных успехов и был наиболее активным среди сословно-представительных органов европейских государств. В то же время происходит формирование местного самоуправления. В графствах это местные собрания, в городах - советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, городская аристократия, духовенство. Важнейшим элементом местной власти становится с XIV века так называемая мировая юстиция. Мировые суды, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным и гражданским делам, выполняют многие полицейские функции (надзор за ценами, вассалами и пр., преследование нищих, бродяг). Незначительные уголовные преступления рассматривались на " малых сессиях" мировых судей (в составе 2 судей) без обычной процедуры. Более важные дела решались мировыми судьями данного графства на " четвертных сессиях", т.е. съездах, собиравшихся 4 раза в год. На долю королевских судей, по-прежнему регулярно посещавших графства, приходились самые важные дела, включая государственную измену, сложные и запутанные случаи и пр.
Начало английского абсолютизма восходит к XV веку, его расцвет - к XVI. На престоле оказалась династия Тюдоров - победительница в войне Алой и Белой Роз. По сравнению с классическим французским абсолютизмом английский обладает тремя важными особенностями: 1. Продолжает существовать орган сословного представительства - парламент. 2. Сохраняется, как и в прежние времена, местное самоуправление. 3. Вооруженные силы, особенно армия, остаются немногочисленными. Развитие капиталистических отношений порождают необходимость в сильной государственной власти, которую поддерживала как нарождающаяся буржуазия, так и часть дворянства, ставшего на капиталистический путь развития (новое дворянство). Общность интересов буржуазии и нового дворянства усиливала парламент, мешала его уничтожению. Те же причины способствовали сохранению местного самоуправления: к тому же оно не стоило денег, ибо все его должности были бесплатными. Немногочисленность и слабость армии объясняется островным положением Англии. Основой ее вооруженных сил, орудием господства на морях и колонизации других территорий стал военный флот. Государственный строй. Высшим органом управления периода абсолютизма был Тайный совет, в состав которого входили представители феодальной знати, нового дворянства, буржуазии. Тайный совет обладал довольно широкой компетенцией: он управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы. Совет рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке.
В конце XIV века была создана должность королевского секретаря, которая приобретает большое значение в XVI веке. В это время секретарей становится два и через их руки проходят наиболее важные государственные дела. Местное самоуправление сохранилось в том виде, в каком оно существовало ранее. Пытаясь подчинить его своему контролю, правительство создает в графствах должность лорда-лейтенанта, возглавлявшего мировых судей и полицию. В судебной системе наряду с судами " общего права" появляются так называемые суды справедливости. В их компетенции находились те гражданские иски, которые не могли быть заявлены на основе общего прецедентного права, как оно сложилось в практике Вестминстерских судов. Возникновение права справедливости вызывалось развитием буржуазных отношений в Англии, заморской торговли, породившей, например, страхование судов от аварии и т.п. Обращаясь к суду справедливости (суд лорда-канцлера), истец мог получить предписание о принудительном исполнении приговора, что имело важное значение для утверждения важнейшего принципа обязательственного права - принципа обязательности исполнения договоров. Разбирая дела, канцлер поневоле обращался к " естественному" и римскому праву, из которых черпалось основание для разбирательства исков по " справедливости" и " доброй воле". Практика судов справедливости имела важное влияние на все последующее законодательство. План лекции:
2. Общественно-юридический быт франков по Салической правде. 3. Особенности уголовного права и судопроизводства.
ИСТОЧНИКИ: Салическая правда. М., 1950
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996 2. Данилова Г.М. Алеманское и баварское общество восьмого начала девятого веков. Петрозаводск, 1963г. «Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда (по точному наименованию «Салический закон»), Рипуарская и Бургундская правды, Саксонская правда (803 г.). К Варварским правдам относят и те англосаксонские судебники, которые появились на территории Англии в начале VII века (Правда Этельберга, законник короля Альфреда и т.п.), а также некоторые другие германские, кельтские юридические сборники (ирландский, алеманский, баварский и др.). В варварских правдах немало общего. Все германские племена, решившиеся на запись своих обычаев, переживали переходный к феодализму период. Переход этот совершался неодинаково, и это не могло не сказаться на содержании правд. К тому же, одни правды были написаны раньше, другие позже. В одних сосредоточен богатый материал для суждения о старогерманском родоплеменном быте, в других преобладают нормы, фиксирующие процесс феодализации, медленный или, напротив, бурный. Варварские правды написаны на обиходной латыни (за исключением англосаксонских) и в некоторых отношениях испытали (особенно Бургундская и Вестготская) влияние римского права. Свидетельства правд не всегда ясны и почти всегда недостаточно полны. По этой причине важное значение имеют и другие письменные источники: королевские законы, капитулярии, грамоты, формулы, фиксирующие разного рода гражданско-правовые сделки, хроники, летописи и т.д. Основное внимание мы сосредоточим на Салической правде, самой ранней из вышеперечисленных. Временем ее возникновения принято считать конец V в. - период расселения франков на завоеванных землях. Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей не завершился, не утвердилась частная феодальная собственность на землю. Салическая правда, как и другие «Варварские правды» несет на себе печать старых родоплеменных отношений. Они выражают еще племенное сознание германцев. В этих памятниках права личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье, вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из тяжких наказаний, предусмотренных Салической правдой. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. С племенным сознанием варваров был связан персональный характер действия норм, зафиксированных в «Варварских правдах». Салические франки руководствовались своим «салическим законом», рипуарские - своим. В Салической правде «свое» население противопоставлялось «чужакам», римлянам. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Частное и общинное уживаются здесь на основе компромисса («отгороженное место» неприкосновенно, пока не будет убран урожай»). В Салической правде нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей применялся термин “свои» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего, или родственнику со стороны матери или отца. По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности придается особое значение. Судебные штрафы за кражу этой собственности разработаны очень тщательно (причем особые штрафы накладываются за кражу ястреба, петуха, курицы, молочного поросенка, годовалой свиньи и т.п.). Частной собственности на пахотную землю у франков еще нет, однако она находилась в индивидуальном пользовании семьи. Выделенные ей участки считались «огороженным местом». Различные посягательства на «чужое» поле были или преступлениями или вообще противоправными. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт – аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществам. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. /1Х, 5/ Вопрос о том, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей, даже не ставился. Судя по всему, земля переходила роду.
В Салической правде ни единым словом не упоминается о купле-продаже земли. За исключением земли все другие вещи могли быть предметом купли-продажи, мены и дарения. Признавалась приобретательная давность, определяемая добросовестным одногодичным владением. Особой защитой пользовались займовые операции. При просрочке платежа кредитор, сопровождаемый свидетелями, направлялся к дому должника для оценки имущества, за чем следует «скорейшее принуждение согласно Салическому закону». Договоры продажи, мены, отпущения на волю, равно как и завещания, находят отражение в документах, о чем свидетельствуют нередкие упоминания деловых бумаг в разного рода известных историкам судебных процессах. Общинно-родовые традиции сохраняли свою силу в семейных отношениях. Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. В случае его смерти власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им.
Разводы, вначале допускаемые, затем были запрещены по требованию церкви. Похищение свободной девушки каралось огромным штрафом (гл. 13). В соответствии с древними обычаями вдова, чтобы имущество оставалось в роде, должна была стать женой своего холостого деверя (правило левирата). Салическая правда уже не требует этого, но она обязывает постороннего жениха уплатить родным покойного определенную сумму (гл. 13).
По Салической правде, уже допускается отступление от принципа кровной мести, всякое преступление может быть выкуплено штрафом. Исключение из этого правила допускалось лишь для государственных преступлений и преступлений против церкви, о чем наглядно свидетельствует Саксонская правда, повелевающая казнить всякого умышляющего против жизни короля, всякого, кто убьет своего господина, кто украдет из церкви. Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Новая эпоха в системе наказаний открывается с накоплением богатств внутри рода, а затем семьи. На смену кровной мести приходит штраф. В самое раннее время размер штрафа должен был в каждом случае устанавливаться соглашением сторон. Германские правды знают уже только фиксированные суммы штрафов. Штраф за убийство они называют вергельдом - ценой человека. Убийство свободного франка искупалось по Салической правде уплатой 200 золотых солидов (XV, 1) (на эту сумму можно было купить 100 быков). Чрезмерная величина судебных штрафов наводит на мысль, что они возникли в родовом обществе, когда родичи платили сообща и сообща получали удовлетворение, а богатые и знатные семьи рода платили тем охотнее, потому что они более других могли пострадать от кровной мести (убить «лучшего в роде» считалось особым подвигом). Для человека, который не мог опереться на род, для изгоя судебный штраф означал одно - смертную казнь. Салическая правда свидетельствует: виновный должен себя выкупить или потерять жизнь. Если найдется человек, пожелавший выкупить виновного, последний передавался ему в качестве раба. С конца VI века положение осужденного еще более ухудшилось: во всех случаях он был обязан платить штраф сам. Салическая правда назначает неодинаковые штрафы за убийство свободного мужчины, свободной женщины в детородном возрасте, свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышался до 600 солидов (XXIV, 1, 6) Этот обычай широко использовало государство для защиты короля, его семьи, чиновников, дружинников, всех «верных» вообще. За их убийство назначался тройной и больший вергельд. С феодализацией франкского общества, разграблением общинных земель, распадением родовой общины распространенным и опасным преступлением становится воровство. Государство все решительнее начинает бороться с «разбойниками и ворами». По Салической правде воровство влекло за собой уплату штрафа, величина которого зависела от различных обстоятельств. Кто украдет годовалого поросенка, платит его стоимость и сверх того три солида, если угонит все стадо - 5 солидов. Кража в доме карается строже, чем кража вне дома, так же как и кража с взломом. В различные исторические периоды принимались специальные королевские указы, направленные на борьбу с воровством. Сын Хлодберга Хильдеберт, в частности, постановил: уличенный в разбое должен быть казнен. По указу другого сына Хлодвига Лотаря пойманный с поличным вор, как и его укрыватели, наказывались смертной казнью. Внимание юриста в особенности привлекают те статьи Правды, которые содержат попытку поставить наказание в зависимость от таких обстоятельств, как умысел и неосторожность, прямой и косвенный умысел (субъективная сторона преступления), отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Салическая правда выделяет в особый состав подстрекательство, подкуп другого лица для совершения кражи и назначает за это повышенный штраф (гл.28), а также организацию преступного скопища для совершения убийства, усиливая наказание инициатора (гл. 17). О том, что касалось внешних обстоятельств (объективной стороны преступления), то грабеж карался строже кражи, «изнасилование скопом» - тяжелее обычного и т.д. Судебный процесс. Старинные обычаи германцев, как и других народов, требовали, чтобы судебное дело возбуждалось по заявлению потерпевшей стороны. Никакого предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиваться доказательствами, которые представляли стороны.
Разрешая «выкуп руки от котелка», т.е., освобождение за деньги от испытания кипящей водой, Салическая правда идет навстречу интересам богатых и знатных (гл. 3, 1). И, напротив, ордалий был неотвратим для всякого свободного человека, обвиненного в воровстве. Капитулярий одного из франкских королей гласит: «Если его рука обожжена, он несет наказание за то, в чем его обвиняют». Большое распространение имел и судебный поединок, назначаемый, когда ответчик обвинял истца во лжи. Своеобразным видом ордалия служила клятва, произносимая в форме соприсяжничества (число соприсяжников достигало 72). Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников, а тем более обвиняемый сбивался, дело считалось проигранным. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, святых мощах. Но все они скоро стали орудием бесчестных людей и поэтому судьи предпочитали старинные способы ордалия. Священнослужители, в том числе и епископы, «подлежали суду короля или герцога», особенно за такие тяжкие преступления «как убийство, распутство и соглашение с врагом». В это время и начали прорастать корни тех противоречий, которые привели в XI веке к «грегорианской революции», освободившей клириков от подсудности светским судам. Сама Салическая правда, которая в течении 150 лет пополнялась и изменялась постановлениями франкских королей, была официально отменена законом Карла Великого /788 год/
Лекция 5. Феодальное право Англии и Франции План лекции 1. Источники и система феодального права Франции. 2. " Общее право" и " Право справедливости" в Англии. 3. Общее и особенное в основных институтах вещного, обязательственного, брачно-семейного и уголовного права этих стран. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996 2. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Франции. М., 1963 3. Арчер П. Английская судебная система. М., 1959 4. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы // Под ред. А.М. Конецкого. М., 1961. По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области - Север и Юг. На севере Франции преобладало неписаное обычное право. В основе его лежали варварские правды У-УП вв., приспособленные к развитым феодальным отношениям. К этому правовому материалу прибавились с течением времени обычаи, выросшие из судебных решений по конкретным делам, королевские указы и распоряжения (капитулярии, ордонансы и пр.). Обычаи во Франции носят название " кутюмов ". В разных областях они очень отличались в отдельных положениях и деталях. Поэтому право Франции в эпоху средневековья характеризуется необычайной пестротой. Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продолжало действовать римское право. Сохранение его было обусловлено существованием более развитых экономических отношений. Но и здесь в качестве дополнительных источников действовало множество местных кутюмов. Несмотря на стремление королевской власти во Франции в период абсолютизма преодолеть множественность источников права каждая область сохраняла свои собственные кутюмы. Для единого государства это было большим недостатком. Распад феодальных производственных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных договорных отношений. Закрепленное в сборниках кутюмов феодальное право, основанное в первую очередь на земельных отношениях, не содержало предпосылок для регулирования все усложнявшихся отношений в области договорного права. В то же время эти предпосылки заключали в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этом заключалась первая причина " рецепции" римского права. т.е. заимствования его положений во многих европейских странах. Вторая причина усилившегося влияния римского права заключалась в том, что короли, находя в нем государственно-правовые положения, обосновавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и феодальными сеньорами. В качестве третьей причины следует указать повышение теоретического интереса к римскому праву, в силу широкого обращения эпохи Возрождения к наследству античного мира, вызванного критическим отношением буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей. Расцвет в изучении римского права во Франции приходится на XVI век, когда появилась так называемая " историческая школа", пытавшаяся давать историческое объяснение отдельных институтов римского права на основе общих данных истории, которыми она могла располагать. Возросший авторитет римского права не устранил, однако, деление Франции на области обычного и писаного права. На юге римское право было основой регулирования общественных отношений, а на севере оно считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве " писаного разума". Таким образом, в отношении Франции нельзя говорить о полной рецепции римского права. К числу важных источников права, действовавших на территории всей страны, следует отнести нормы канонического права. Право церкви иметь собственную юридическую систему было унаследовано от римской империи и монархии франков. Своего расцвета каноническое право достигло в Х11-ХШ веках, когда расширилась компетенция церковных трибуналов, распространившись на светское население. По мере усиления борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени, утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреты римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов.
Специфическая правовая система сложилась в период средневековья в Англии. Эта правовая система получила название " общего права". Возникновение его считают вопросом не вполне выясненным. Полагают, что королевские судьи, отправляя правосудие на местах, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Возвращаясь к себе в Вестминстер - резиденцию высших судов Англии - они отбирали " лучшее" или попросту отдавали предпочтение тому или другому из известных обычаев. Для того, чтобы практика королевских судов могла сделаться источником " общего права" Англии судебные решения, снабженные должной мотивировкой, стали фиксироваться в сборниках судебных протоколов, " свитках тяжб", появившихся в XIII веке. А для того, чтобы эти решения (наиболее важные из них) могли служить в качестве общего руководства их стали заносить в " Ежегодники", издававшиеся вплоть до середины XVI века. Решения Вестминстерских судов касались первоначально споров о земельной собственности, о налогах и сборах, шедших в королевскую казну, а также наиболее опасных и важных уголовных преступлениях. " Частные соглашения (договоры), как правило, охраняются судами нашего короля", - писал английский юрист XII в. Глэнвилл. Лишь постепенно королевские суды приобретают более широкую юрисдикцию, оттесняя на второй план суды графств, сотни, сеньориальные и церковные. Занесенные в свитки тяжб, опубликованные в " Ежегодниках", решения Вестминстерских судов сделались источником права, столь же неоспоримым, как и закон. Они стали рассматриваться как " право страны", и на них можно было ссылаться в подтверждение того, что данный принцип или данная норма действительно существует в английском праве. Немаловажную роль в выработке " общего права" Англии сыграли и те предписания - приказы, которые канцлер, как представитель короны, выдавал, когда находил это нужным и возможным, стороне, возбуждавшей иск в королевском суде. По каждому определенному делу выдавался определенный приказ, составленный в соответствующих выражениях и по определенному образу. Общее число " типовых" предписаний было вначале небольшим, но уже в 20-ых годах XIII века их было 56. Поскольку общее право Англии следовало " отыскивать" в протоколах Вестминстерских судов постольку сделалось возможным, а затем и необходимым обосновывать последующее судебное решение предыдущим. Так постепенно, но в особенности в период абсолютизма (ХУ-ХУ1 вв.) получает признание практика, согласно которой всякий сколько-нибудь общий принцип действия и применения права, установленный высшим судом (в решении конкретного дела) приобретает значение прецедента: всякое аналогичное дело, где бы оно не рассматривалось, должно было опираться (при совпадении фактических обстоятельств) на прецедент, созданный аналогичным случаем. Вне судебной практики не было и права. Начиная с XIV века, в Англии возникает иная система права - система права " справедливости", существовавшая параллельно с системой общего права. Суд справедливости возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах. Король оказывал помощь просителям в порядке " милости". Увеличивающееся число прошений привело к тому, что король стал передавать их на рассмотрение своему канцлеру, который разбирал их не по праву, а по справедливости, т.е. не был связан практикой общих судов. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, появление которых было обусловлено ростом торговли и других зарождавшихся отношений буржуазного общества. Основные принципы " права справедливости", часть которых была заимствована из " общего права" сохранили свое значение и сегодня. Главный из них заключается в том, что " право справедливости" это " милость короля", а не исконное право потерпевшего. На " право справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав. Это зависело от усмотрения судов (дискреционный характер " права справедливости"). Среди других принципов можно отметить следующие: - " право справедливости" не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на " общем праве", если эти лица не совершили неправомерных действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах; - там, где возникает коллизия между нормами " права справедливости", действует норма " общего права"; - равенство - есть справедливость, тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо; - " право справедливости" признает приоритет закона, но не допускает ссылки на закон с целью достижения бесчестных намерений. " Право справедливости" не заменяло " общее право", оно придавало ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил и создания средств защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами " общего права". Более того, указом короля Якова 1 провозглашалось, что в случае, когда нормы " общего права" и " права справедливости" оказываются в противоречии, последние имеют преимущественное значение. Рецепция римского права в какой то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право в английское общее право не вошло, но оказало большое влияние на развитие юридических доктрин Х11-Х111 веков, когда закладывалось основание общего права. Римское право оказало определенное влияние на положение вилланов, на правовой режим движимых вещей и некоторые другие институты. Имущественные правоотношения. Право земельной собственности было привилегией господствующего класса. Формула " нет земли без сеньора" была выражением этого принципа.
Когда в XIII веке французские кутюмы стали признавать за вассалом право передавать феод другому лицу без согласия сеньора, было установлено: - новый землевладелец обязан в пользу сеньора теми повинностями, которые лежали на предшественнике; - приобретатель уплачивает сеньору высокую пошлину; - сеньор может вернуть себе феод, заплатив его приобретателю, уплаченную им цену (право ретракта). Во власти сеньора было разрешить или запретить всякую субинфеодацию, т.е. частичное отчуждение феода в пользу лица, которое благодаря этому становится вассалом вассала. Феоды и лены были свободными, благородными держаниями. Другой вид свободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цензивы. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли. В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Держание по рыцарской службе обязывало первоначально к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII века служба была заменена уплатой " щитовых денег". В период образования общего права возник институт " доверительной собственности" или " траст". Существо его заключалось в том, что одно лицо передает другому в собственность свое имущество или часть его с тем, чтобы получатель управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указаниям. В условиях существования различного рода ограничений на сделки с землей передача с целевым назначением была единственным способом превратить одни виды земельных держаний в другие, обеспечить родных в отступление от феодальных правил наследования, дать возможность владеть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы и т.п. Этим способом пользовались рыцари, отправляясь в дальние походы. С точки зрения " общего права" лицо, отдавшее имущество с целевым назначением теряло на него какие-либо права, так как получатель становился собственником. В случае нарушения доверия королевский суд не знал способов воздействия на нарушителя. Но поскольку дело шло о нарушении слова, т.е. о вопросах совести, целевые назначения были взяты под защиту канцлерским судом справедливости. Крестьянское свободное землевладение в Англии носило название сокаж. Таким образом, право неограниченного распоряжения - неотъемлемый атрибут всякого права собственности не было свойственно феодальному праву земельной собственности. Брачно-семейные отношения. Брачно-семейные отношения складывались под влиянием канонического права. Единственной формой брака был брак церковный.
В Англии в высших слоях общества жена полностью находилась под властью мужа, в низших - пользовалась относительной свободой. В ряде местностей признавалось за женой право на управление своим имуществом. Церковь категорически отвергала развод, но в некоторых случаях (например, при супружеской измене) допускала раздельное жительство. Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями. Феодальное право знало наследование и по закону, и по завещанию. Однако, в некоторых местностях свобода завещания ограничивалась, запрещалось устранять от наследования законных наследников. В отношении земельной собственности повсеместно утвердился принцип майората. Во избежание дробления феода он переходил по наследству к старшему сыну или, при его отсутствии, к старейшему в роде. Уголовное право и процесс. Феодальное право не знало сколько-нибудь точной формулы преступного деяния. Судьи не были связаны точным предписанием ни в том, что касается характеристики преступления, ни в том, что относилось к определению наказания. Судебный произвол следовал за внесудебным, за теми массовыми расправами, когда, как это нередко случалось, каратели не разбирали, кто прав, кто виноват.
Во Франции делается попытка распределить преступные деяния по разрядам. Известный юрист XIII века Бомануар в своем трактате различает три вида преступлений: тяжкие, средние и легкие. К первым относились ересь, измена, убийство, изнасилование, поджог, кража и др. Эти преступления наказывались строго, вплоть до смертной казни. Средние преступления наказывались в основном штрафом. Подобное деление на виды преступлений в зависимости от тяжести знакомо и английскому праву. В XIII веке в английском уголовном праве сложилось понятие " фелонии" (нарушении обязанностей вассала в отношении сеньора и наоборот). К XVI веку оформилась трехзвенная система преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкие уголовные преступления: убийство, изнасилование), мисдиминор (менее тяжкие уголовные преступления: поджог, лжесвидетельство). В период абсолютизма уже существует система преступлений и наказаний. Как общее правило получил признание принцип, что для ответственности за совершение преступления необходима виновность правонарушителя. Установился принцип личной ответственности преступника за совершение преступления. К концу средних веков складывается понятие " оскорбление величества" и за это нес наказание не только виновный, но и его родственники. Целью наказания было прежде всего устрашение - стремление не только причинить страдание преступнику, но и жестокостью наказания воздействовать на других. В первой половине средних веков в гражданских делах оставался порядок судопроизводства, применявшийся в королевстве франков. Отличительной чертой его был формализм: стороны и свидетели были обязаны произносить установленные формулы и малейшая ошибка могла повлечь за собой неудачный исход дела. Положительные черты - гласность, устность. С XIII века это судопроизводство начинает уступать место другому, слагавшемуся в значительной мере под влиянием римского и канонического права. Судебный поединок как средство доказательства был отменен, вместо этого предписывалось пользоваться в качестве доказательств свидетелями и документами. Постепенно вырабатывается новая форма судопроизводства смешанного характера. Подготовка к рассмотрению дела: допрос свидетелей, осмотры и пр. производились особо уполномоченным на то судьей непублично и письменно в виде составления протоколов. Судебное следствие проходило в устной форме и публично. В судопроизводство проникает так называемая формальная теория доказательств, состоявшая в подсчете доказательств, а не в их оценке. Так, один свидетель не считался достаточным, были необходимы согласные показания двух свидетелей; показания некоторых лиц расценивались как половинные или даже в размере одной четверти нормального свидетельского показания. По уголовным делам суды постепенно стали переходить к следственному (розыскному) процессу. Уже в XII веке допускается применение пытки. Характерные черты следственного процесса; обширная инициатива судебных органов в возбуждении уголовного преследования и расследования дела (собирание доказательств самими этими органами), негласность судопроизводства, письменность, ограничение процессу
|