Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки






С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию в терминах «больше — меньше». Само­оценка с помощью линеечек может быть двух типов — ретроспек­тивная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказываю­щая).

Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка

предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем к середине первого класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки. Мы выделили два шага формирования ретроспективной оценки.

Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тет­радь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, ко­торые выберет учитель. Например, первоклассники, написавшие свой первый диктант, состоящий из 6 имен (АЛЁНА, ЛЮСЯ, НИКИТА, ЛЁНЯ, ЛЕНА, АНДРЮША) могут оценить себя по трем показате­лям: (а) красота, (б) пропуск букв, (в) выбор гласной буквы.* Нари­совав на доске три линеечки, учитель подробнейшим образом объ­ясняет значение каждой шкалы: «На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те дети, кто считает, что каждую букву напи­сал очень красиво. Кто недоволен одной — двумя буквами, поставит крестик не на самом верху, а чуть-чуть ниже. Те, кто половиной букв доволен, а половиной недоволен, поставят свой крестик ровно посе­редине линеечки. А те, кто недоволен ни одной буквой, поставят крестик в самом низу... Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки в слове и обозначать их буквами. Всего надо на­писать 30 букв. Тот, кто не написал ни одной, поставит свой крестик в самом низу. Тот, кто пропустил 15 букв, поставит свой крестик посередине. Тот, кто не пропустил ни одной буквы, поставит свой крестик на самом верху».

Выслушав учительские разъяснения, дети рисуют в тетради три вертикальные линеечки, обязательно отмечая их серединки. Лине­ечки можно сверху озаглавить буквами: К — красота, Б — буквы (пропуск букв), Г — гласные буквы.

Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень бы­стро. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэто­му, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский кре­стик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментиру­ет свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений учи­тельской и детской оценок обсуждаются со всем классом.

Например, Света допустила в диктанте только одну ошибку: имя НИКИТА написала с маленькой буквы. Но самооценка у этой девоч­ки еще очень слабо дифференцирована, поэтому она снизила себе оценку по шкале «Пропуск букв». Этот казус может помочь всем детям яснее дифференцировать оценку навыка, выделяя его разные стороны. Рассказ о том, почему учительская оценка оказалась выше Светиной, заканчивается обязательным подбадриванием: «Света, ты написала вместо заглавной буквы Н строчную. Но ты НЕ ПРОПУС­ТИЛА эту букву! Ты научилась писать без пропусков букв, а сейчас это самое важное! На линеечке «Пропуск букв» я поставила тебе крестик на самом верху!»

Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление оши­бок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать бо­лее или менее общие для детей и учителя критерии оценивания. Непреодолимая неточность этих критериев связана с субъективным компонентом переживания своих удач или неудач: ребенок, для ко­торого «не быть самым лучшим» означает «быть плохим», за две ошибки в диктанте может оценить себя ниже, чем ребенок, который опасался, что в школе у него вообще ничего не будет получаться; оптимист оценит себя выше, чем пессимист... Но общий смысл ра­боты с линеечками понятен даже самым маленьким ученикам. Ко­гда учительница впервые попросила своих первоклассников оценить красоту только что написанных палочек и крючочков с помощью линеечки, то она задала при этом коварный вопрос: «Зачем вам себя оценивать? Ведь в классе есть учитель, который лучше всех знает, что красиво написано, а что некрасиво?» Полина ответила мгновен­но: «Когда я сама буду знать, хорошо я пишу или плохо, я буду уве­ренней себя чувствовать!»

Второй шаг формирования ретроспективной самооценки: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учи­тельской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде все­го, стимулирует ученика к самоконтролю. Рисуя линеечку «Гласные буквы», учитель после диктанта просит: «Оцени, верно ли ты вы­брал гласные буквы для обозначения гласных звуков. Если ты совер­шенно уверен, что все гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу линеечки». Получив такое задание, почти все ученики перечитают свой текст.

Когда учитель проверяет тетради учеников, он ставит свою оцен­ку умения ребенка обозначать гласные звуки буквами на той же ли­неечке, исходя из простой арифметики. Если в контрольной работе надо было написать 15 гласных букв, то крестик посередине ставит­ся при 7-8 ошибках в выборе гласных букв.

Когда учитель возвращает детям их контрольную работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок): «Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело — они себя умеют оценивать сами! Некоторым еще надо потрени­роваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься.»

Особую заботу учителя вызывает та группа детей, которая об­наруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Об этих детях следует поговорить со школьным психологом и про­явить к ним особую оценочную бережность: вообще не критико­вать (по крайней мере, в первые недели занятий), исправляя ошиб­ки, акцентировать только позитивную сторону преодоления незна­ния: «Конечно, звук [а] — гласный. Я рада, что теперь ты это зна­ешь!» Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и до­полнительное объяснение критериев оценок: «Видишь, я поставила свой крестик гораздо выше твоего. Потому что ты пропустил два звука, а оценил себя так, как будто пропустил семь. Пожалуйста, будь в следующий раз к себе подобрее».

Проявляя повышенное внимание к детям с заниженной само­оценкой, следует помнить, что тенденция к занижению самооценки не всегда связана с тревожностью, невротическими тенденциями, депрессиями и прочими мрачными психологическими проблемами. Рефлексивная самооценка всегда несколько занижена, ибо рефлек­тирующий человек знает о своем несовершенстве, но не делает из него проблем ни для себя, ни для окружающих.

Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания и, может быть, в маленьком учительском тренинге: как бы ты оценил работу, в кото­рой пропущено три звука? семь звуков? ни одного звука?.. Но сле­дует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооцен­ки свойственна, прежде всего, вашим наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами. Прежде чем работать «на пони­жение» самооценки задумайтесь, в самом ли деле Вы хотите, чтобы ваш слабоуспевающий ученик ясно осознал свое отставание от од­ноклассников?

Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены ТОЛЬКО В СРАВНЕНИИ СО СЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ. Так, если ученик за три последовательные работы полу­чил следующие оценки по шкале «пропуск букв», то это значит, что ученик прекрасно учится, то есть совершенствуется, и этим выгод­но отличается от ученика, стабильно во всех контрольных пропус­кающего 1- 2 буквы.

пропуск букв
10 окг. 29 окг. 17 нояб.
– I I I I I – I X I I I – – I I I I X – I I I I I –   – I X I I I – I I I I I –

 

Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляет­ся надежное основание для самоуважения, сознательного и оптими­стичного отношения к себе, к своему учебному труду. Заметим, что этот ученик при отметочной системе оценивания имел бы стабиль­ные двойки (ибо в каждой следующей контрольной к пропускам букв прибавлялись бы новые ошибки на свежеизученные орфограммы) и, соответственно, психологию двоечника.

Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооцен­ки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок — про­гностической и ретроспективной. Прогностическая самооценка (оценка предстоящей работы) в принципе труднее ретроспектив­ной, но именно она является «точкой роста» самой способности млад­ших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осоз­нана, адекватна и дифференцирована. Нам представляется, что если учитель систематически формирует ретроспективную самооценку с самого начала первого класса, то в середине второго класса можно предложить классу такое задание:

Учитель: Мы долго занимались проверкой орфограмм слабых позиций в корне. Сегодня вам предстоит писать диктант, где будет много таких орфограмм. Послушайте текст диктанта (читает). Пре­жде чем приступить к диктанту, нарисуйте три линеечки (как обыч­но — длиной в шесть сантиметров). С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уже умеете проверять корневые орфограм­мы. Кто совершенно уверен, что справится с любой корневой орфо­граммой (разумеется, проверяемой), ставит крестик на самый верх линеечки. Кто убежден, что не сможет проверить ни одной орфо­граммы в корне, пусть поставит свой крестик в самом низу. Вторая линеечка измерит уверенность в том, что все орфограммы слабых позиций не в корне, которые вы еще не умеете проверять, вы обозна­чите знаками орфографических сомнений. Третья линеечка — про орфограммы сильных позиций. Кто твердо уверен, что во время дик­танта не забудет ни про ЖИ-ШИ, ни про мягкие знаки, ни про за­главные буквы — пусть поставит крестик на самом верху.»

Если задание на прогностическую самооценку вы даете классу впервые, не стоит просить детей оценивать себя сразу после диктан­та, до учительской проверки. Но проверяя детские работы, не оце­нивайте их. Раздайте проверенные диктанты и попросите детей по­ставить на каждой линеечке собственный второй крестик — по ре­зультатам учительского контроля. Наиболее выразительные рас­хождения двух самооценок стоит прокомментировать — индивиду­ально или открыто. Гласности, безусловно, надо придавать случаи, когда прогностическую самооценку ребенок поставил себе очень низко не из-за тревожности, а из суеверия (чтобы не сглазить) или из ложной скромности (нельзя себя хвалить, пусть тебя хвалят другие). Еще и еще раз учитель должен раскрыть детям смысл прогностиче­ской самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы. Если спорт­смен, который прыгает в высоту на два метра, но ставит себе планку на метр, то это глупо: он будет всегда перепрыгивать, не напрягая сил, и едва ли научится прыгать лучше. Но если он поставит себе планку на три метра, это тоже глупо: он всегда будет сшибать план­ку и разуверится в собственных силах. Лучше всего, если он поста­вит себе планку чуть-чуть выше, чем два метра... Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, на­прягая все свои силы. Только так ваши знания и умения будут рас­ти.»

* * *

«Линеечки» как инструмент оценки и самооценки имеют мно­жество достоинств и один существенный недостаток, из-за которого мы обратились к поиску дополнительных методов оценивания на­выков: каждая линеечка в детской тетради расположена под оцени­ваемой работой, поэтому ребенку, пишущему в разных тетрадях, трудно расположить в один ряд и сравнить все линеечки, по кото­рым он оценил себя, скажем, за списывание в течение года. Еще труд­нее осуществлять это сравнение на протяжении ряда лет.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал