Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнение себя с собой
Обычно все задания для самостоятельных работ отличаются по сложности. Как правило, сложность самостоятельных работ возрастает: диктант в сентябре и в январе отличается по степени орфографической насыщенности. Если ребенок в каждой работе допускает одну — две ошибки, это не значит, что он не обучается. Но высших достижений и заметного роста сам ребенок, рассматривая таблицу своих результатов, не обнаружит. Поэтому иногда детям надо устраивать праздники собственного роста. Хотя бы раз в год (или в полугодие) стоит повторять в точности ту же самую самостоятельную работу, что писалась год назад. Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нем будут ошибки и несовершенства. Если провести тот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. Для первоклассников такие праздники роста можно и должно устраивать почаще. Например, в декабре они изучили правописание гласных после согласных, непарных по мягкости-твердости, и написали (разумеется, небезошибочно) первый слоговой диктант: ТЫ, ШИ, МИ, РЯ, ЩА, ВА... Через месяц учителю обычно кажется странным предлагать классу такую пустяковую работу. Но ради праздника безошибочной работы это сделать стоит, особо отметив заслуги именно тех детей, которые в первой самостоятельной работе не могли похвастаться успехами. Это особенно важно для детей, которые отстают от своих одноклассников и практически всегда оказываются «в хвосте». Такое отставание может быть связано с исходной неподготовленностью ребенка к школе, с семейными проблемами, с характерологическими особенностями ребенка, с множеством не зависящих от него обстоятельств, которые мы не умеем преодолеть средствами школьного обучения, но за которые ребенок расплачивается низкой школьной успешностью. Конечно, таблицы, о которых шла речь выше, помогут ребенку следить за своим собственным ростом и радоваться собственному прогрессу. Но невозможно сохранить в чистоте принцип сравнения только с самим собой: в классе есть группа ребят, которые самостоятельные работы выполняют без ошибок, и по сравнению с ними ошибающийся ребенок всегда оказывается в невыгодном положении, даже если его прогресс несомненен. Есть несколько точек в обучении, где исходное неравенство детей можно преодолеть. Таковы, к примеру, показатели скорости чтения — чрезвычайно значимого для младших школьников навыка. Не вина Вити, что его не выучили читать перед школой, и он начинает с нуля. Не является личной заслугой Сережи то, что мама с папой отдали его в прошлом году в замечательную частную подготовительную группу, где мальчик выучился читать в приятных играх и забавах. В сентябре два первоклассника разительно различаются по технике чтения, но результаты первой индивидуальной проверки вовсе не обязательно предавать огласке в классе или на родительском собрании. А вот результаты личного усердия каждого ребенка зафиксировать необходимо. Витя в течение первого полугодья выполнял все задания по чтению, и его скорость выросла от нуля до 18 слов в минуту. Сережа считал, что он и так умеет читать, домашних заданий не выполнял, и его скорость чтения практически не изменилась. Вот это и стоит представить детям и их родителям в виде наглядных графиков:
Но по-настоящему балльная форма оценивания раскроет свои потенциальные возможности в тот момент, когда позволит ребенку сравнить свои сегодняшние достижения со вчерашними в серьезных, «настоящих» испытаниях. Самостоятельные работы, дающие ребенку испытать свою все возрастающую умелость, строятся с грубым нарушением дидактического принципа доступности, понятого слишком буквально. Обыденное, буквальное понимание принципа доступности заставляет учителей тщательно препарировать материал для самостоятельных, проверочных работ, изгонять из него все то, что составляет для детей реальную трудность, «что им недоступно», что может их фрустрировать, вызвать неуверенность в себе. Однако, если ребенок сам обнаружит, что недоступное вчера стало доступным сегодня, то вместо неуверенности в себе возрастет самоуважение, гордость за свои достижения. Проиллюстрируем эту бесхитростную мысль примером из курса русского языка для 1 класса. Сразу по окончании букваря детям предстоит открыть и исследовать явление позиционных чередований фонем, изобрести и освоить способ письма, гарантирующий безошибочность до изучения всех орфографических правил: это письмо, в котором фонемы в слабых позициях обозначаются знаками орфографических сомнений: Эти открытия делаются в два этапа: сначала явление позиционного чередования изучается на примере гласных, потом обобщается на материале согласных. В течение 6-8 недель, во время которых первоклассники на уроках русского языка заняты изучением позиционных чередований фонем, им предлагается трижды пройти испытание на звание Грамотея. Для этого они должны без единой ошибки написать под диктовку Клятву Грамотея:
|