Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реставрация монархии
Режим личной власти О. Кромвеля по своей сути и форме не мог обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение народных масс, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к " законной власти". В 1658 г. после смерти О. Кромвеля власть на некоторое время перешла в руки его сына Ричарда Кромвеля. Однако он не пользовался поддержкой и влиянием ни в обществе, ни в армии. В 1659 г. парламент провозгласил себя верховной властью и на престол пригласил сына казненного короля - Карла II. Произошла реставрация власти династии Стюартов.. По замыслам правящей верхушки эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. - Действительно, в так называемой Бредской декларация1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о. землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут оставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой, комиссии), а также старый порядок их формирования. Политический режим, характеризующийся стремлением Карла II и era-преемника Якова II к восстановлению абсолютизма, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки.) Представители придворной аристократий и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию тори. Оппозиция - торгово-финансовая. буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию вигов. Обе группировки еще не были оформлены в организационном отношении. И виги, и. тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их борьба наложила отпечаток на дальнейшее политическое развитие страны. Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиций, но приобрел более общее значение. Он упростил процедуру получения судебного приказа о доставке арестованного в суд. Любой подданный, задержанный за " уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать " habeas corpus". После рассмотрения копии предписания об. аресте судья должен был выдать такой приказ, адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику); в ведении которого находился арестованный. Получив приказ " habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд и указать истинные причины ареста. Далее судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могли быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, " habeas corpus" не выдавался, б этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки. Лицо, освобожденное по приказу " habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной-камеры в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии. Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судейза неисполнение его предписаний - высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.. Акт 1679 г. наряду с Великой хартией вольностей приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности. Он воплощал в себе требования презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей процедурой и по месту совершения проступка. В то же время следует отметить историческую ограниченность и определенные недостатки этого закона. Во-первых, существенно ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжком уголовном преступлении или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался значительный денежный залог, который мог внести только состоятельный человек. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике. В то же время Карл II и, особенно, Яков II проводили открыто антибуржуазную политику, направленную на восстановление старых абсолютистских порядков. Это привело к формированию широкой оппозиции Стюартам в английском обществе. " Славная революция" Политика Стюартов, которая грозила утратой политического влияния буржуазии и перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов" и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова IIболее " удобным" монархом. Этот переворот получил название " Славная революция". Она, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Важнейшим политическим результатом переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г.. и в Акте об устроении1701 г.., Билль о правах 1689 г. определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения поданных с петициями к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламент был определен сначала в 3 года, а затем в 7 лет. Акт об устроении 1701 г., именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение власти выразилось в том, что судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах " пока ведут себя хорошо" и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты общин, запрещалось совмещение членства в ней с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура). Важным установлением было лишение короля прав помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип, несменяемости судей. Вместе с тем принцип разделения властей не получил в указанных законах сколько-нибудь последовательного выражения. Кроме того, законодательство начала XVIII в. не решило вопроса о политической ответственности исполнительной власти перед парламентом, которая бы отличалась от судебной ответственности советников короля в порядке импичмента. Ни сам король, ни " правительство его величества", ни кабинет, который уже начал выделяться из Тайного совета в качестве коллегии из 5-7 членов, такой политической ответственности не несли. Установленная актами 1689 и 1701 гг. конституционная монархия была дуалистической, поскольку в руках монарха оставалась сильная исполнительная власть и право абсолютного вето в отношении актов парламента.
|