Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.






С первых же дней революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации но вой государственной власти, важным этапом на этом пути явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. " Декларации прав человека и гражданина". В этом (документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии.

На содержание Декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Ст. 1 Декларации 1789 г. рассматривала человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами (" люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). Именно " забвение прав человека", пренебрежение к ним являются по Декларации " причинами общественных бедствий и пороков правительства". В число естественных прав были включены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, Декларация воплотила известную мысль Вольтера: " Свобода и собственность - вот крик природы". В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и классовые интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения капиталистического общества. Так, определение свободы, сформулированное в ст. 4 в формально-юридическом плане как возможность " делать все, что не приносит вреда другому", было, несомненно, центральной и самой демократической идеей Декларации. Но она означала & конечном счете буржуазное понимание свободы, в том числе свободы предпринимательства, свободы накопления капитала. Собственность также рассматривалась авторами Декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и объявлялась правом " неприкосновенным и священным". Незыблемость частной собственности была гарантирована положением: " никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленном законодательством несомненной общественной необходимости, причем лишь на условиях справедливого и предварительного возмещения" (ст. 17). Буржуазная трактовка имущественных отношений. стремление защитить частную собственность от произвольных королевских поборов нашли свое отражение в ст. 13, 14, устанавливающих принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В Декларации получила воплощение антифеодальная концепция государственной власти как выражения национального суверенитета (" источник суверенитета зиждется по существу в нации"). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника, общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по " вверенной ему части управления" (ст. 15).

Закон рассматривался как " выражение общей воли", причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа сословной организации государственного аппарата и обоснование буржуазной представительной системы. Декларация про- возглашала ряд политических прав и свобод граждан (" право высказывания, писать и печатать свободно" - ст. 11; право выражать свои мнения, в том числе религиозные, - ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утратившей своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, революционная буржуазия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на " твердой основе закона". Согласно ст. 5, все, " что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, непредусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без неприкосновенности личности не могло быть и речи о пользовании экономическими и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: " Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения". Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum, crimen, nullapoena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), закон не имеет обратной силы. Идея законности определяла также процессуальные гарантии личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес феодальным представлениям о. виновности подозреваемого. Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для свой эпохи буржуазного общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составляли документ " для всех народов и на все времена".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал