![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Портреты Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы. По окончании латинской школы он был принят в Лейденский университет, но пробыл в нем всего около года. Решив посвятить себя живописи, он поступил в учение к Якову Сванненбурху, малоизвестному живописцу, в мастерской которого провел три года, после чего в течение полугодия пробыл в мастерской амстердамского живописца Питера Ластмана. Отказавшись от традиционной поездки в Италию, Рембрандт вернулся в Лейден, где в 1625 году открыл собственную мастерскую. С этого года начинается лейденский период его творчества, заканчивающийся в начале 1632 года. Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности. Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. В этот период видны черты Рембрандта-ученика: аккуратная, строгая, суховатая манера письма, резкие переходы цвета и света. У него было мало заказов и поэтому он часто писал, свои автопортреты и писал своих родственников. Изображая себя, с самыми разными выражениями лица – улыбающимся, смеющимся, сконфуженным, он совершенствовал возможность мимико-психологических состояний. Ранние автопортреты часто поверхностны, порой грубы. Молодой Рембрандт старательно изучал мимику и гримасы человека, рисуя много портретов. В портретах современников, художник пытается достать до самых глубин выразительности лица на холсте. Знаменитая техника изображения светотени зарождалась именно в ранних портретах Рембрандта, где он фокусировался на правильном изображении лиц и рук портретируемого. Врожденное стремление Рембрандта к психологизму, исключительная виртуозность его техники поразила современников. Уже в лейденский период в его творчестве появились многочисленные " философы" или " медитирующие апостолы" в полутемных, но всегда тектоничных интерьерах (" Портрет ученого", Национальная галерея, Лондон и Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; " Апостол Павел в темнице", 1627, Государственная галерея, Штутгарт; " Иеремия", 1630, Государственный музей, Амстердам; " Св. Анастасий", 1631, Национальный музей, Стокгольм). Но его излюбленный жанр - это непринужденные автопортреты (музеи в Касселе, Стокгольме, Мюнхене, Ливерпуле, Бостоне) и небольшие этюды голов стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами; моделями этих портретов часто служили родственники художника (" Старик в колпаке", Маурицхёйс, Гаага; " Мать художника", Виндзорский замок; " Офицер с золотой цепью", Художественный институт, Чикаго). В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх. Исключительно жизнерадостно выглядит " Автопортрет с Саскией на коленях" (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает тост за удачу и бросает вызов своим недругам. В глазах художника, светящихся от счастья, - раздолье, веселье, передающиеся зрителю, а жест руки, которой он нежно придерживают спутницу за талию, говорит о теплом отношении к ней. Супруги одеты в красивые старинные костюмы, которые Р. С удовольствием покупал у антикваров. Цвет интеллигенции Амстердама, центра науки XVII в., считали за честь посещать Рембрандта. Поэт и государственный деятель Ян Сикс, сборщик податей Уэтенбогард, поэт Клеменс де Юнг, Манассех бен Израэль, главный раввин Амстердама, были его постоянными гостями. Р. Также изображал и своего сына Титуса. Этого бледного юношу с большими темными глазами Рембрандт с любовью и редкой проницательностью писал во время учения, за чтением, в монашеском одеянии, а позже, в 1663 году - в большом берете и с легким пушком на лице: здесь уже проступали первые признаки болезни, возможно, туберкулеза. Однако вместо традиционной пирушки стрелков или сцены представления капитаном зрителю своих офицеров Р. дал совершенно иное решение: он изобразил внезапное выступление стрелковой роты по приказу капитана — колонна стрелков во главе с капитаном и лейтенантом, появляясь из-под высокой арки величественного архитектурного сооружения, переходит мост через канал. Все участники события показаны в движении: барабанщик бьет в барабан, сержант отдает распоряжение, знаменосец поднимает знамя, один из стрелков насыпает порох на полку, другой заряжает мушкет, тут же среди стрелков — странная маленькая девочка в светлом платье, с петухом у пояса. Фигуры и лица, то выхваченные из темноты ослепительным лучом света, то теряющиеся в полумраке, блики на оружии, на костюмах, то вспыхивающие, то угасающие, — все рождает впечатление особой возбужденности, взволнованности. Как свидетельствуют источники, картина Рембрандта приобрела очень широкую известность, но столь необычайная трактовка группового портрета, так же как и общий подход Рембрандта к своей задаче, по-видимому, не вызвали единодушного одобрения. Работа выделяется уже своими огромными размерами и монументальным размахом (Нынешние размеры картины 3, 87 X 5, 02. Первоначальные размеры были ещ, е больше;). Заслуга Рембрандта заключается не только в том, что в этом произведении он выступает против установившихся канонов групповых портретов стрелковых корпораций и стремится дать более уместное сюжетное оправдание праздничной экипировки и вооружения стрелков, а обычную, несколько условную и статичную сцену старается сделать естественной и динамичной. Несравненно более важен тот факт, что здесь сделана попытка внести в картину новое, более широкое содержание. Следует отметить, что уровень мастерства Рембрандта в «Ночном дозоре» еще не вполне соответствует значительности замысла. От 1630-х гг. у художника еще сохранилась тяга к бравурности, к внешним эффектам; с этим связано наличие в картине причудливых образов, чрезмерно разнообразные костюмы, картинные позы некоторых стрелков. Выполнение картины неровное; отдельные сильные куски живописи перемежаются с более слабыми; в этом, видимо, сказалась недостаточная опытность Рембрандта в работе над монументальными произведениями. Но в целом значение этой картины очень велико. Изображение торжественного выступления бюргеров-стрелков на фоне сооружения, напоминающего триумфальную арку, воспринимается в «Ночном дозоре» как воплощение триумфа республиканской Голландии, одержавшей победу в напряженной борьбе за национальную независимость. Картина, стоившая немалых трудов и борьбы творцу, была окончена и унесена из мастерской. Она " унесла" за собой и семейное счастье художника. К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652; Кассель). Этот портрет молодого человека с золотистыми кудрями, обрамляющими тонкое красивое лицо, захватывает своей одухотворенностью. Сидящий в кресле в свободной непринужденной позе, Брейнинг представлен задумавшимся; он погружен в себя и не замечает зрителя; его глаза и едва уловимая улыбка, пробегающая по лицу, озаряя его внутренним светом, передают тончайшие оттенки чувства. Образ лишен статичности; кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654). Сикс представлен выходящим из дому; он задумался, натягивая перчатку, и в этом мимолетном раздумье художник передал то чувство сосредоточенности, когда человек размышляет о чем-то особенно важном. Используя в своих портретах сходные приемы, Р., однако, в каждом из них воплощает тонко индивидуализированный образ. Так в сравнении с одухотворенной красотой образа Брейнинга в Сиксе явственнее выразились черты проницательной мудрости, порожденной суровым жизненным опытом. В эрмитажном «Портрете старика в красном» (ок. 1654) считалось, что на полотне изображен др.греческий философ Зенон. Старость в интерпретации Р. – это не увядание жизни, а достойное завершение. Лицо с многочисленными морщинками говорит о богатом опыте. В спокойных глазах старика заключена память обо всем, что он видел в своей жизни и пережил, чему радовался и о чем горевал. А большие мозолистые руки говорят о том, как много он сделал перед тем, как уйти. С эмоциональной характеристикой превосходно гармонирует красочное решение, основанное на преобладании напряженного коричневато-красного тона одежды старика. Так в пределах единой образной системы портреты Р. воплощают исключительное многообразие характеров и психологических оттенков. В июле 1656 года он объявляет себя неплатежеспособным и просит о передаче своего состояния кредиторам. В конце 1657 года вся обстановка дома семьи ван Рейн была продана с аукциона. Но вырученного на аукционе оказывается недостаточно, чтобы разрешить ситуацию, так как спрос на произведения искусства упал из-за первой англо-голландской войны. Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. На портрете, оконченном, как говорят, в 1657 году, Рембрандт уже изведал все горести, все утраты; он лишен крова. С темного полотна бросает он гордый, суровый взгляд своих проницательных глаз; на твердо сжатых губах усмешка, полная упрека и скорбного презрения. Другой автопортрет датирован 1660 годом. Хоть в глазах художника заметна усталость, хотя время и заботы наложили на него свою печать, он все еще бодр и доволен. Тихая улыбка освещает его лицо. Пока у него в руках палитра, пока он в состоянии держать кисть и резец, он не боится ни бедности, ни измены друзей; мастер верит, что его гений вернет ему все блага жизни. Последний групповой портрет Рембрандта—«Синдики» (старшины цеха суконщиков), выполненный в 1662 г. Композиция картины очень проста: все пять синдиков в темных костюмах и шляпах изображены сидящими за столом перед зрителем; они находятся на собрании членов цеха, один из синдиков излагает слушателям отчет; позади синдиков с непокрытой головой стоит слуга. Жесты сведены к минимуму, вся сила картины — в выразительности лиц. Сохраняя полную меру индивидуальной характеристики каждого из синдиков, сообщая им черты взаимной солидарности, Р. создает образ единого коллектива.
|