Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Декларация независимости США 1776 года
Причины Английской буржуазной революции противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом; недовольство политикой Стюартов; противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма. Главные движущие силы революции: городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством – джентри.Основные этапы буржуазной революции: Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).Республиканское правление (1650 – 1653).Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).Реставрация монархии (1659 – 1660). В английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Великой французской буржуазной революции.Основные особенности буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с " новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом. Этот союз придал английской революции незавершенный характер, обусловил ограниченность социально-экономических и политических завоеваний. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последовавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции в конечном счете обеспечили господствующее положение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую. 42. Развитие буржуазных отношений происходит очень быстро, развитие сукноделия. Появление нового слоя: дворяне-джентры, которые становятся в оппозицию королевской власти. Крестьяне превращались в наемных рабочих на мануфактурах. Парламент просил не устанавливать налогов без согласия парламента, не арестовывать никого без суда. Парламент ссылался на традиционные исконные привилегии, но король не собирался выполнять эту петицию и распустил парламент в 1629г. С 1629 по 1640гг. – период беспарламентского правления. Характеризуется полным произволом королевской власти. С 1640 по 1642гг. – формирование конституционной монархии: Долгий» парламент чтобы обезопасить себя от роспуска издает 3 акта: 1) трехгодичный акт, который предусматривал созыв парламента каждые 3 года и распустить можно было не ранее чем через 50 дней с начала его работы 2) акт, согласно которому парламент не мог быть распущен против его решения, таким образом была установлена независимость парламента от короля 3) была принята «петиция о корнях и ветвях», направленная против духовенства, ни ликвидацию духовенства. Остальные документы были направлены на установление ответственности администрации перед парламентом. Король и тайный совет были лишены своих судебных полномочий, ликвидированы звездная и высокая палаты, был осужден и казнен королевский министр и английский архиепископ. 1 декабря 1641г. парламент принял «Великую ремонстрацию», которая конституционно закрепила новые преобразования. Карл 1 сначала одобрил все акты из страха перед толпой, но осенью 1642г. он уезжает из столицы на север и объявляет войну парламенту. Опорой короля стали представители феодального дворянства, часть духовенства, часть крупной буржуазии, которая имела привилегии.
Правительству предоставлялось право приостанавливать действие акта в чрезвычайных случаях, но лишь с согласия обеих палат парламента и не более, чем на один год. Эта мера практиковалась в очень редких случаях, в Англии и Шотландии она не применялась с 1818 года. 44. 1) Билля о правах 1689 г. Так, Билль о правах 1689 г. устанавливал, что монарх не имеет права без согласия парламента приостанавливать законы и производить изъятие из них. Взимание налогов также должно было происходить лишь с одобрения парламента. Оно требовалось и на содержание постоянного войска в мирное время в пределах королевства. Билль закреплял некоторые привилегии английских подданных: право на ношение оружия и подачу петиций короне. Ст. 3 декларировала свободные выборы. Провозглашались свобода слова и прений в парламенте. Английская буржуазия и аристократия, наученные опытом правления Стюартов, создавших путем подлогов и подкупа послушный им парламент, заседавший потом неопределенное время, хотели установить точные сроки полномочий данного органа. Систематическое обновление палаты общин создавало некоторые гарантии от подкупа ее властями. Принятый 22 декабря 1694 г. Трехгодичный акт установил, что парламент необходимо созывать не менее одного раза в три года и срок его полномочий должен длиться не более трех лет; 2) Акта о престолонаследии 1701 г. Так, выражением борьбы между тори и вигами явилось издание в 1701 г. Акта о престолонаследии (его еще называют Актом об устроении). Этот закон был направлен против попыток реакционных феодалов восстановить в Англии абсолютизм. В нем предписывалось, что в будущем каждый английский монарх должен исповедовать англиканскую веру. Это исключало использование католицизма в качестве идеологического обоснования самодержавной монархии. Чтобы затруднить образование в парламенте сильной придворной партии, помешать установлению королевского контроля за деятельностью этого органа, закон вводил правило, по которому лицо, занимающее какую-либо платную должность или место, подчиненное монарху и получающее пенсию от короны, не могло быть членом палаты общин. Помилование короля считалось недействительным по делам импичмента. Тем самым палата общин получила в свои руки грозное оружие для контроля за королевской администрацией. Практически судьи стали несменяемы. Все билли приобретали законную силу лишь после одобрения их парламентом. Короли были обязаны управлять страной в строгом соответствии с ее правом. Виги опасались, что Вильгельм III и его преемники, не являясь уроженцами Англии, смогут, опираясь на преданных им министров-соотечественников, установить в государстве абсолютистский режим. Поэтому постановлялось, что ни одно лицо, родившееся за пределами Англии, Шотландии и Ирландии или принадлежащих им владений (за исключением, когда родители – англичане) даже в случае натурализации не монет стать членом Тайного совета, парламента или занимать какую-либо должность, облаченную доверием. Решения, принятые Тайным советом, обязательно должны скрепляться подписью того из его членов, кто дал согласие на данную акцию (принцип контрассигнации). Акт 1701 г. устанавливал порядок престолонаследия: после смерти бездетного Вильгельма III его преемницей являлись Анна Датская, а при отсутствии у последней наследников корона переходила к ганноверским курфюрстам. Виги считали, что на английском престоле должны сидеть невлиятельные немецкие князьки, не представляющие ни малейшей угрозы для парламента. Билль о правах 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. закрепили принцип верховенства парламента над короной и сформулировали важнейшие институты английского буржуазного государственного права. 45. Колонизация Англией Атлантического побережья Северной Америки началась почти на столетие позже захвата Испанией и Португалией огромных территорий Центральной и Южной Америки. История британского колониального правления восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джеймстаун. Население первых британских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет выплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет, и их " управляющих". В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев. ервые колонии (Вирджиния, Плимут, Массачусетс) были чисто коммерческими предприятиями, и их правовой статус определялся колониальными хартиями, которые представляли собой своеобразные договоры между Британской короной и акционерами той или иной компании. В последующем своем развитии отношения между короной и колониями во все возрастающей степени приобретали политический характер. Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы. Решения колониальных законодательных собраний могли быть отменены либо назначавшимися короной губернаторами, наделенными правом абсолютного вето, либо королем через Тайный совет. Политико-правовые учреждения и взгляды в английских колониях развивались под влиянием Англии, но естественно, что они прежде всего выражали экономические потребности колониального общества. С самого начала в зарождающемся колониальном конституционализме обнаружились две противостоящие друг другу тенденции - реакционная и демократическая. Первая наиболее полное свое выражение получила в Массачусетсе, где была установлена теократическая олигархия, подавившая всякое проявление демократии, свободомыслия и религиозной терпимости. Власть в этой " пуританской республике" принадлежала аристократическим и буржуазным элементам. В течение первых шести десятилетий XVIII в., непосредственно предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю в колониях. Навигационный закон, законы о торговле предметами первой необходимости, о гербовом сборе и многие другие, принимаемые в Лондоне без участия представителей колоний, вызывали возмущение во всех слоях колониального общества. 46. основные прдпосылки: первые 170 лет американской истории являются историей великобританией. первые колонии появляются на северо-американском континенте в начале 17 века. в 1606 году возникает вергиния. в 1620 году возникает плимут, а в 1630- масачусетс. голандия, франция и испания так же претендовала на территории северной америки. однако в борьбе за колонии вверх одержала англия, так как: 1. именно у англии был создан самый мощный военно-морской флот, основанный на экономическом могуществе. 2. английская колонизация северо-американскких земель носила массовый характер. массовый характер английской колонизации объясняется: а) развитие в англии предреволюционных, революционных и постреволюционных процессов. основная масса английских поселений в северной америке была основана по чисто экономическим причинам, но их определенная часть (масачусетс) были созданы и по политико-религиозным соображениям. когда в предреволюционной англии пуритане стали подвергаться гонениям, они оняли, что в англии у них демократической теократии не получится. а вновом свете можно попытаться создать то, что не удалось создать в свете старом. б) процессы огораживания и обнищания широких слоев общества выталкивали из метрополии значительные слои людей. в) особая эмиграционная политика английкого правительства: предоставление колонистам свободы, превелегии и имунитеты англичан. эти превелегии привлекали в америку и французов, немцев, шведов и др выходцев из северной европы. процесс колонизации: крестьяне и ремесленники в северной америке расселялись севернее реки потомок, а южнее этой реки стали расселяться представители английской аристократии, уехавшей из англии из-за революции. два потока колонизации обусловили особеннсоти американского юга и американского севера (аграрный и промышленный центры).. возникновение той или иной колонии оформлялось колониальной хартией. колониальная хартия- договор между английской короной и колонистами. в этом договоре английское правительство диктовало колонистам свои условия: 1. обязывало их придерживаться в колониях положений, предусмотренных общим правом, правительсвтенной практикой и правопорядком англии. 2. политические учреждения и правовые установления должны были соответствовать образцам англии. Декларация независимости США 1776 года
Большую часть декларации занимает изложение всевозможных обвинений в адрес парламента и монархии Англии, сеявших в Северной Америке произвол и ущемлявших экономические интересы колонистов. Подлинное же значение документа заключено в ее социально-филосовской части, где изложены три основополагающие демократические доктрины эпохи Просвещения: о равенстве естественных прав людей, об общественном договоре как источнике политической власти и о праве народа на ниспровержение деспотического правительства. За народом признавалось право на участие в законодательстве, на подсудность общему праву, принятие свободы и привилегии. Провозглашалась независимость ветвей законодательной власти от правительства. Декларацией признавался принцип народного суверенитета в качестве основы государственного устройства, при соблюдении естественных и неотчуждаемых прав людей. Государство создается, подчиняясь принципу общественного договора. То есть народ имеет право изменить форму правительства или уничтожить его, если она становится гибельной. Право народа на революцию обосновывалось в ней как главнейшее и неизменное. Война за независимость 1774-1783 годы завершила процесс государственно-политического становления американских колоний и положила начало новой американской государственности. Эта государственность стала еще одним шагом в общем пути формирования нового политического и правового уклада Нового времени.[2] Ее чертами и особенностями стало признание принципа избирательности исполнительной власти и республиканского устройства при существовании демократии в обществе, которая обеспечивалась исторически сложившимися правами отдельных общин и территорий на самоуправление. Статьи конфедерации закрепляли революционные завоевания народа и определяли республиканскую форму государственного строя бывших колоний в Северной Америке, провозгласив образование конфедерации и вечного союза штатов. Согласно Статьям конфедерации, штаты сохраняли свой суверенитета внутренних и внешних делах. Для руководства общими делами (объявление войны и мира, подписание договоров, создание вооруженных сил и т.п.) предполагалось ежегодно созывать однопалатный конгресс из делегаций, которые выбирали законодательные органы штатов. Каждый штат имел право направлять от двух до семи делегатов, но имел только один голос. Решения должны были приниматься квалифицированным большинством (не менее от девяти голосов). Конгресс не имел права вмешиваться во внутренние дела штатов. Итак, Конгресс была не представительным, а скорее дипломатическим органом. В период между сессиями Конгресса его функции возлагались на Комитет штатов, который образовывался из представителей от каждого штата (по одному).
49. Необходимо отметить, что разработка проекта конституции проходила втайне от народа. 17 сентября 1787 г. Конвент одобрил проект Конституции, и после ее ратификации тремя четвертями штатов 4 марта 1789 г. она вступила в законную силу. Содержание Конституции ясно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. Говоря о структуре документа, скажем, что в краткой вводной части Конституции ее разработка и принятие обоснованы следующими причинами: 1) образованием более совершенного союза; 2) утверждением правосудия; 3) охраной внутреннего спокойствия; 4) организацией совместной обороны. Только в конце преамбулы говорится о содействии благосостоянию живущих и о предоставлении им и их потомкам благ и свобод. Революционные лозунги Декларации о правах и свободах американских граждан в Конституции даже не упоминаются. Составители стремились закрепить права и власть в США за богатым меньшинством, вопреки демократическому большинству. Высшая общефедеральная законодательная власть вручалась конгрессу, состоящему из двух палат: 1) нижняя палата именовалась палатой представителей; 2) верхняя – сенатом. Двухпалатная структура парламента отражает федеративное устройство государства. Палата представителей избиралась сроком на два года прямым голосованием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста. Члены сената избирались законодательными собраниями штатов по два сенатора от каждого. Поправка 17-я к Конституции, принятая в 1913 г., установила, что сенаторы избираются непосредственно населением штата путем прямых выборов. Возрастной ценз для сенаторов 30 лет. Срок их полномочий 6 лет. Через два года Уз сенаторов должна переизбираться. Председателем сената являлся вице-президент. Компетенция конгресса по сравнению с полномочиями, определенными статьями конфедерации, значительно расширилась. Он получил право: издавать законы по регулированию внешней и внутренней торговли, чеканке монет, работе почтовых ведомств, набору и содержанию армии, милиции, объявлять войну, заключать внешние займы, устанавливать единицы мер и весов, вводить правила о натурализации будущих американских граждан, издавать акты по управлению и организации судоходства. Ему принадлежат полномочия на издание актов по организации подавления мятежей и т. д. Передача многих прав из ведения штатов к федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка, принятая в 1913 г., предоставила конгрессу право устанавливать подоходный налог. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и сохраняют там свои должности пожизненно, «пока их поведение является безупречным». Конституция запрещает уменьшать их жалованье. Верховный суд позднее присвоил себе право высказывать свое мнение о том, соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции США. Согласно конституции – президент – глава государства и федеральной администрации. Он не может быть отрешен от должности резолюцией недоверия, принятой конгрессом. Фактически это главное доверенное лицо правящих классов США. Президент является главнокомандующим армией и флотом, может назначать и смещать любого члена своего кабинета. Как глава государства президент осуществляет функции представительства: принимает и назначает послов. Важными являются те статьи, в которых говорится о полномочиях президента как главы правительства: 1) определять обязанности всех министров, должностных лиц США; 2) требовать от руководителей каждого департамента, министерства письменное мнение по любому вопросу. 50. Конституция США, одна из самых старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из самых наиболее «жестких»: за 200 лет в нее было внесено всего 26 поправок, 10 из них были внесены в 1791 году, так называемый Билль о правах. В противоположность юридической конституции существует, по мнению американских теоретиков, «живая конституция». Другими словами, Конституция 1787 года действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов президентов. Принцип разделения властей: Законодательная власть в США вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т.д.). В этой области обе палаты наделялись равными правами за некоторым исключением: законопроекты относительно налогов должны были исходить от палаты представителей, сенат мог предлагать поправки. Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительства. Как глава государства он был главнокомандующим, имел право помилования и отсрочки исполнения приговоров, " по согласию и совету" сената назначал послов и других высших должностных лиц, созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава правительства президент руководил текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавал административные распоряжения, которые не должны, однако, выходить за рамки законов. Третья власть была представлена судом. Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных. Принцип федерализма: Федерализм - конституционный принцип, предполагающий жесткое разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов, что, по сути, также в некоторой степени является проявлением «принципа сдержек и противовесов» на более «низком» уровне. Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия). 51. Как и было решено на Конституционном конвенте в Филадельфии, первый созыв Конгресса США уже в 1789 г. принял ряд поправок к Конституции США. посвященных правам человека (Билль о правах).Проект Билля о правах был разработан Конгрессом США и специальной комиссией под председательством Дж. Мэдисона. 52. Высшие федеральные органы государственной власти США (англ. U.S. government, Federal government of the United States, Government of the United States) — система государственного управления США, образованная с принятием Конституции США в 1787 году. Форма государственного правления —федеративная республика. Федеральное правительство обладает только теми полномочиями, которые прописаны в Конституции. Федеральное правительство работает на основании принципа разделения властей и подразделяется на три независимых ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Высший орган законодательной власти — двухпалатный Конгресс: верхняя — Сенат; нижняя — Палата Представителей. Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов). Количество представителей в Палате Представителей от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения. Сенаторы избираются на шестилетний срок, представители на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться на неограниченное количество сроков. Каждые 2 года в порядке ротации меняется 1/3 представителей Сената. Возрастной ценз в верхнюю палату — 30 лет, в нижнюю палату — 25 лет. Также действовал ценз оседлости. Президент США — глава государства, правительства, верховный главнокомандующий вооруженными силами США. Президент США избирается на четырёхлетний срок, причём может занимать этот пост не более, чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США). Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд. В его компетенцию входит рассмотрение особо важных дел, апелляций, исков против штатов и федерального правительства и определение конституционности законов. Фактически Верховный суд обладает громадной властью, так как его решения могут отменить любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки к конституции. Кроме того, члены суда выбираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. Впрочем, однажды президент Рузвельт сумел оказать на Верховный суд политическое давление, угрожая расширить количество судей за счёт добавления новых, если Верховный суд и далее будет противиться принятию законов о защите наёмных работников. До этого исторического момента Верховный суд США признавал недействительными все законы о гарантированной минимальной заработной плате наёмных работников и о гарантированных условиях труда на вредных производствах, мотивируя эти решения свободой договора. 53. По окончании войны за независимость множество энергичных людей устремилось на Запад в надежде колонизовать земли, принадлежащие индейским племенам Америки. Туда же хлынул поток эмигрантов из Европы. Правительство США поощряло это движение. Когда население той или иной колонизуемой области достигало некоторой достаточной цифры, конгресс давал ей автономию, а спустя некоторое время - право выработать собственную конституцию, сделаться " штатом". В некоторых других случаях штаты возникали в результате отделения (Западная Виргиния) или захватов (так возник штат Техас на землях, отнятых у Мексики). Существование рабовладельческой системы на Юге противоречило интересам буржуазного Севера Соединенных Штатов. Колонизация свободных земель на Западе вызывала острый недостаток рабочей силы в старых промышленных штатах. Чтобы удержать рабочие руки на восточном берегу Атлантики, приходилось поддерживать на относительно высоком уровне заработную плату. Нужны были прибыли, и получение их связывалось с введением достаточно высоких таможенных тарифов, могущих защитить американскую промышленность от конкуренции промышленности европейской, особенно английской. Но южные штаты - покупатели товаров - не хотели их удорожания и решительно противились тарифам. После многих попыток Севера достигнуть приемлемого компромисса с плантаторами Юга дело окончилось гражданской войной (1861-1864 гг.). В этой войне, как и следовало ожидать, победил промышленный Север. Перелом в ходе войны наступил не прежде, чем правительство, руководимое президентом Авраамом Линкольном, решилось на издание так называемого гомстед-акта, которым каждому желающему было предоставлено право занять участок величиной в 160 акров за счет неосвоенных земель Запада. Этот акт увеличил силы северной армии - появился могучий стимул. Немалую роль сыграла прокламация 1863 года об освобождении негров. Победа Севера привела к ликвидации рабства. Восторжествовал так называемый американский путь развития в сельском хозяйстве, при котором преобладание принадлежит не плантатору-рабовладельцу (и не помещику вообще), а капиталистического фермеру. В этом смысле война Севера с Югом может считаться продолжением буржуазной революции, начатой войной за независимость. По своим движущим силам это была буржуазно-демократическая революция: ее двигали вперед фермеры, рабочие, негры. 54. Великая французская революция буржуазно-демократическая революция 1789—94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма. В. ф. р. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя феодально-абсолютистской системы, отражавшего нараставший конфликт между старыми, феодальными производственными отношениями и выросшим в недрах феодального строя новым, капиталистическим способом производства. Выражением этого конфликта являлись глубокие непримиримые противоречия между третьим сословием, составлявшим подавляющее большинство населения, с одной стороны, и господствовавшими привилегированными сословиями — с другой. Несмотря на различие классовых интересов входивших в третье сословие буржуазии, крестьянства и городского плебейства (рабочих мануфактур, городской бедноты), их объединяла в единой антифеодальной борьбе заинтересованность в уничтожении феодально-абсолютистской системы. Руководителем в этой борьбе выступала буржуазия, которая была в то время прогрессивным и революционным классом. Основные противоречия, предопределившие неизбежность революции, были обострены государственным банкротством, начавшимся в 1787 торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами, повлекшими за собой голод. В 1788—89 в стране сложилась революционная ситуация. Крестьянские восстания, охватившие ряд французских провинций, переплетались с выступлениями плебейства в городах (в Ренне, Гренобле, Безансоне в 1788, в Сент-Антуанском предместье Парижа в 1789 и др.). Монархия, оказавшаяся не в состоянии удерживать старыми методами свои позиции, была вынуждена пойти на уступки: в 1787 были созваны нотабли, а затемГенеральные штаты, не собиравшиеся с 1614. 55. В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло знаменитую Декларацию прав человека и гражданина. Декларация заключала в себе круг идей, выражавших скорее осуждение внутренней политики королевской власти, чем действительную программу действий. Но изложены эти идеи были в виде политической платформы основы предлагаемого законодателями режима. Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности. Она получила свое закрепление в виде общих принципов организации государственной власти и прежде всего - в разделении властей. Основные права:
Последовавшими за принятием Декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии. Учредительное собрание упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны). Оно отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания являлась Конституция. Окончательный ее текст был составлен на основе многочисленных законодательных фактов, принятых в 1789-1791 гг. Она была утверждена 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король принял Конституцию. Депутаты предлагали следующую модель государственного устройства: законодательная власть передавалась Национальному собранию, состоящему из одной палаты. Собрание избиралось на два года, и оно не могло быть распущено королем. Конституция содержала перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания. Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых противоречило Декларации прав, и это стало предметом острой критики. Законодательная и судебная власти очень скоро оказались в руках представителей буржуазии. Исполнительная власть по Конституции принадлежала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями, подписывал законы. Таким образом, были подготовлены основы для нормального функционирования конституционной монархии. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», гарантировала некоторые привилегии. Местные органы власти создавались на основе выборов. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций - крупных феодов (герцогств и графств) - согласно принятой Конституции было создано 84 департамента. Все судебные органы по вертикали были выборными. Судопроизводство стало осуществляться с участием присяжных заседателей. 56. Якобинская диктатура, революционно-демократическая диктатура, высший этап Великой французской революции. Была установлена в результате народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (отсюда утвердившееся за ней в исторической литературе название). Опиралась на революционный блок городской мелкой и средней буржуазии, большинства крестьянства и плебейских масс. Я. д. установилась в тяжёлых условиях, когда развязанные внутренними врагами мятежи (роялистов в Вандее, жирондистов в Бордо, Тулузе, Лионе и других городах), контрреволюционный террор, интервенция, экономические трудности поставили французскую республику на грань катастрофы. Правовое оформление системы власти Я. д. осуществлялось постепенно и было завершено декретами 10 октября и 4 декабря 1793, учредившими во Франции " временный революционный порядок управления" (введение в действие буржуазно-демократической конституции, принятой Конвентом 24 июня 1793, было отложено). Вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточилась в руках Конвента и его комитетов; Комитет общественного спасения (с 27 июля фактически возглавлявшийся М.Робеспьером) в сущности выполнял функции революционного правительства; основной задачейКомитета общественной безопасности и Революционного трибунала была борьба против внутренней контрреволюции. Якобинцы в кратчайший срок решили главные задачи буржуазной революции и отстояли её завоевания. Декретами 1793 (3 июня — о распродаже мелкими участками земель эмигрантов, 10 июня — о возвращении крестьянам захваченных феодалами общинных земель и их равном разделе между членами общины, 17 июля — о полной и безвозмездной ликвидации феодальных повинностей) было обеспечено радикальное и по своей смелости уникальное в истории буржуазных революций Запада решение главного вопроса революции — аграрного. Я. д. нанесла сокрушительный удар силам внутренней контрреволюции, в частности вандейским мятежникам (см. Вандейские войны). Создание массовой национальной армии, чистка офицерского состава, выдвижение талантливых командиров из народа, спешное развёртывание военного производства, выработка новой стратегии и тактики, революционно-патриотический энтузиазм и твёрдое военное руководство обеспечили перелом на фронтах в пользу Франции. и более определенно говорит о свободе совести (ст. 7), но умалчивает о свободе союзов. Очень важным является провозглашение права граждан заниматься любым трудом, промыслом и торговлей. Новым было в декларации право коллективных петиции, «которое не может быть отменено, приостановлено или ограничено». Декларация признает за народом и даже отдельной частью общества право сопротивления угнетению, называя священным право и даже обязанность народа и каждой его части на восстание, когда правительство нарушает права народа (ст.ст. 33, 34, 35). Декларация прямо говорит об обязанностях общества давать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать народному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан. 57. Пришедшая к власти в результате переворота группа умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы республикански настроенных кругов французской буржуазии, получила название термидорианцев. Для этой группировки, как и для других депутатов Конвента, участвовавших в суде над королем и ставших тем самым " цареубийцами", реставрация монархии была абсолютно неприемлема, но столь же нетерпимым для нее стал режим революционного террора. Первое время термидорианцы были вынуждены сохранять систему государственных органов, созданную якобинцами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социально-экономическое законодательство якобинцев. Формально считалось, что в силе оставалась конституция 1793 г., принятая якобинским Конвентом и подтвержденная первичными собраниями выборщиков. Хотя якобинская Конституция так никогда и не применялась, первоначально сами термидорианцы ставили вопрос о поправках и добавлениях, необходимых для ее введения в действие. Однако вскоре, в частности под воздействием новых революционных волнений, правые термидорианцы усмотрели в якобинской конституции " организованную анархию" и приняли решение о подготовке нового конституционного документа. Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз. Следуя уже испытанной в 1791-1792 гг. политической модели, новая конституция в статье 22 заложила в основу республиканского строя принцип разделения властей. Однако новая организация государственной власти отличалась громоздкостью, доктринерством, чисто внешним подражанием образцам античной демократии. В системе разделения властей законодательному корпусу отводилось ведущее место. Авторы конституции проявили политическую осторожность и отказались от создания " всемогущего" законодательного органа по типу Национального конвента. Впервые в истории французского конституционализма законодательный корпус был создан не на однопалатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Право законодательной инициативы по конституции предоставлялось только Совету пятисот, но решение последнего становилось законом только после одобрения Совета старейшин. Отклоненный последним законопроект мог вноситься повторно только спустя год. Законодательная власть, таким образом, заведомо становилась источником политической конфронтации, а следовательно, и нежизнеспособной. 58. Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII года республики - по новому календарю) группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, привел к упразднению Директории и устранению других конституционных органов. Власть во Французской республике перешла к коллегии из трех консулов - генерала Бонапарта и двух бывших членов Директории, участвовавших в заговоре, - Сиейеса и Роже Дюко. Фактически же контроль за политическими событиями в стране все более оказывался в руках генерала Бонапарта, проявившего себя энергичным, прозорливым и властолюбивым государственным деятелем. Печальный финал Конституции III года республики, которая была объявлена причиной всех бедствий во Франции, стал своего рода неизбежностью. Политика " качелей", проводимая Директорией, ставшая символом непрочности и порочности правящего режима, в результате потеряла своих последних сторонников. К осени 1799 г. Директория окончательно утратила свой авторитет как у демократически настроенных республиканцев, так и у новой буржуазной аристократии, мечтавшей о создании устойчивой власти, способной искоренить революционные настроения во французском обществе. Демократические силы Франции, ослабленные предшествующими репрессиями, не выступили в защиту конституционного правительства, деятельность которого отличалась открытой враждебностью по отношению к народным массам. Особенность нового государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством верхушечного антиправительственного заговора, но и при прямой поддержке заговорщиков армией, сыгравшей благодаря авторитету генерала Бонапарта роль своеобразного политического арбитра. В условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов армия становилась стержневым элементом и опорой государственной власти. За годы, прошедшие после революции, в заграничных завоевательных походах армия утратила свой революционный дух и охотно приняла политику цезаризма. По методам осуществления власти и по своей социальной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от правления Директории. Это была новая форма политической консолидации французского общества, осуществленной путем установления авторитарного, откровенно антидемократического режима. Генерал Бонапарт, стремившийся к установлению личной власти, лишь отразил готовность консервативно настроенных кругов французского общества к уничтожению остатков революционных идей и учреждений. Он уловил их желание создать стабильную государственную систему, не связанную идеологическими догматами, но обеспечивающую простор для развития предпринимательской деятельности. Именно поэтому политика бонапартизма получила поддержку не только со стороны буржуазных кругов, но и французских крестьян-собственников, опасавшихся в равной мере феодально-монархической реставрации и новой волны революционного экстремизма. Будучи достаточно трезвым политическим деятелем, генерал Бонапарт ясно представлял, что создаваемый им и опирающийся на армию авторитарный режим должен быть, как можно быстрее, облечен в конституционные формы. Он понимал также, что переход от коллегиальных республиканских учреждений к личной власти требует промежуточных ступеней и политико-юридического камуфляжа. Взяв в свои руки инициативу в составлении новой конституции, он оттеснил при этом Сиейеса, претендовавшего на роль " отца" французских конституционалистов, но проявившего со своим проектом непоследовательность и медлительность. Генерал Бонапарт, он же первый консул, предложил такую организацию " республиканской" государственной власти, которая открывала простор для его честолюбивых политических замыслов. Новая конституция (Конституция VIII года республики) отличалась от своих предшественниц, прежде всего тем, что не утверждалась представительным органом. Подписанная лишь членами узкой конституционной комиссии, она по воле первого консула была вынесена " на одобрение французского народа". Таким образом, новая республиканская конституция была утверждена 13 декабря 1799 г. по итогам плебисцита, который проводился под жестким государственным контролем. Волеизъявление " французского народа" осуществлялось не путем голосования в первичных собраниях избирателей, а посредством сбора подписей в реестрах, которые вели мировые судьи, нотариусы и т. д. В Конституции при внешнем сохранении республиканского строя закреплялась диктатура генерала Бонапарта, принявшая лишь гражданские очертания. В отличие от предшествующих основных законов, Конституция 1799 г. уже не содержала Декларации прав человека и гражданина, ибо " гражданин Бонапарт" не считал уместным само напоминание в этом документе о свободе и братстве. Гарантируя буржуазии и крестьянству собственность, полученную в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ, Конституция 1799 г. заявила, что " после совершения законной продажи национального имущества независимо от его происхождения" приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94). В Конституции нашли свое отражение и цезаризм, и опора на армию, которой отводилась важная роль в осуществлении внутренней и внешней политики. Бонапарт в конституции особо предусмотрел установление пенсий для раненых воинов, а также для вдов и детей военных, умерших на поле битв и вследствие ранений (ст. 86). Для ослабления возможной оппозиции со стороны законодательной власти Наполеон предусмотрел в Конституции своеобразное расщепление законодательного процесса, который осуществлялся рядом органов. Государственный совет по указанию и под руководством правительства составлял и предлагал законопроекты, которые затем поступали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законопроекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вносить их в Законодательный корпус. Члены Законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект (за что получили название " трехсот немых"), а лишь принимали его или отвергали. Утвержденный закон мог быть направлен первым консулом в Охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. 59. В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию. Новая конституция (Конституция Наполеона) была принята на плебисците 24 декабря 1799 г. По этому акту исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула – Н. Бонапарта. Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями. Особенность переворота: осуществлен посредством заговора политической «верхушки» при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов государственной власти. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Он был фактически диктатором, так как назначал и смещал министров, членов Государственного совета, весь командный состав армии и флота. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Законопроекты предлагались от имени правительства первым консулом, редактировались Государственным советом, обсуждались Трибунатом (одна из законодательных палат) и принимались или отвергались целиком без прений Законодательным корпусом (триста «немых») – вторая из законодательных палат. Государственный совет в количестве 30–40 человек назначался первым консулом, Законодательный корпус (300 депутатов старше 30 лет) и Трибунат (100 трибунов старше 25 лет) формировался Охранительным сенатом (24 сенатора, пожизненно избираемых, старше 40 лет) – органом, который осуществлял высший надзор за конституционностью законов, а в дальнейшем получил право изменять конституцию сенатус-консультами. 60. В марте 1850 г. в Париже происходили дополнительные выборы в Законодательное собрание. Среди избранных оказались: участник июньского восстания Дефлотт, бывший секретарь Люксембургской комиссии Видаль и левый республиканец Карно, занимавший после февральской революции пост министра народного просвещения. Исход этих выборов показал усиление влияния левых групп. В контрреволюционном лагере возникла большая тревога. 31 мая 1850 г. Законодательное собрание приняло новый избирательный закон, который устанавливал трехлетний ценз оседлости и другие ограничения, направленные против рабочих. Около 3 млн. человек было лишено избирательных прав. В ночь на 2 декабря 1851 г. бонапартистские заговорщики во главе с президентом совершили государственный переворот. Войска заняли все важные стратегические пункты Парижа. Законодательное собрание было распущено, политические деятели, враждебные бонапартизму, арестованы. Чтобы затушевать контрреволюционную сущность переворота и обмануть демократические круги населения, Луи Бонапарт объявил об отмене закона 31 мая 1850 г., ограничившего избирательные права Большинство депутатов Законодательного собрания не пошло далее робкого протеста против совершенного насилия и без всякого сопротивления дало себя арестовать. Левые республиканцы организовали «комитет сопротивления»; среди его членов был знаменитый писатель Виктор Гюго. 3 и 4 декабря в народных кварталах Парижа были воздвигнуты баррикады; их защитники оказали стойкий отпор войскам. Но число баррикадных бойцов, главным образом рабочих, не превышало 1200 человек. Бонапартистам удалось довольно быстро подавить сопротивление республиканцев в Париже. Чтобы ускорить развязку и запугать население, в ход пустили артиллерию. При этом было убито и ранено до двух тысяч мирных жителей. Через год, 2 декабря 1852г., Луи Бонапарт провозгласил себя императором под именем Наполеона III (Наполеоном II бонапартисты считали никогда не правившего сына Наполеона I, герцога Рейхштадтского, умершего в молодости). Президентом был избран Луи Бонапарт, политический авантюрист, не пренебрегавший никакими средствами в борьбе за власть. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему. За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были предрешены. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента. 61. БОНАПАРТИЗМ- термин, первоначально употреблявшийся для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта, позднее стал использоваться для обозначения особой формы военной диктатуры, в основе которой лежит политика лавирования между классами. Классический политологический анализ этого явления дан К. Марксом в статье " Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852). В. И. Ленин определял Б. как форму правления, " которая вырастает из контрреволюционности буржуазии в обстановке демократических преобразований и демократической революции".В политической науке отмечается три фундаментальных признака Б.: контроль над государственной машиной; использование армии в качестве политической силы; политическая демагогия. 62. Парижская коммуна, (фр. Commune de Paris) — революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию социалисты и анархисты. Уже 26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну. Собственно слово коммуна означает территориальную единицу и орган местного самоуправления; в этом качестве коммуна Парижа существовала и организовывалась и раньше, но после событий 1871 года это название без уточнений закрепилось именно за ними. 63. Германия в 1945 году была разделена на два государства в результате разделения территорий влияния между США, Великобританией, Францией и Советским Союзом. В основе этой политики лежал раздел страны на три оккупационные зоны, раздел Берлина на три части и создание совместного Контрольного совета. В 1961 году в ночь с 12 на 13 августа подразделения Национальной народной армии и народной полиции ГДР возвели на границе с Западным Берлином стену, ставшую на три десятилетия символом раскола Германии и Европы.[2]С началом революционных перемен в стране стало требование ее граждан открыть границы, которое сопровождалось массовыми демонстрациями немцев, рвавшихся в обеспеченную Западную Германию. В мае 1989 года после открытия венгерско-австрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. В результате этих событий после 18 летнего правления был снят со своего поста председатель Государственного совета и генеральный секретарь СЕПГ Э. Хонеккер. Состоявшийся 4 ноября 1989 года в центре Берлина на Александрплатц митинг оказался самым крупным за всю историю ГДР, собрав по разным оценкам от 400 тыс. до полумиллиона человек. Он же символизировал собой высшую точку идейного романтизма, освобожденного от оков мертвой доктрины. Представителю Политбюро ЦК СЕПГ Гюнтеру Шабовскому собравшиеся так и не дали договорить. Главное, что объединяло всех участников митинга 4 ноября в Берлине и аналогичных собраний, проходивших во всей стране, - нежелание оставаться заключенными в собственной стране, отгороженной от Западной Германии и Западного Берлина непреодолимой границей. Спустя пять дней тот же Шабовский на пресс-конференции, транслировавшейся в прямом эфире, зачитал проект закона о свободном выезде граждан ГДР за пределы страны. На вопрос журналистов о том, когда закон вступит в силу, он ответил: «немедленно». Это моментально накалило страсти, толпы жителей Восточного Берлина стали собираться у пограничных переходов, боясь пропустить долгожданный момент открытия границы. Телевидение ФРГ всю ночь вело прямой репортаж от берлинской стены, мобилизую население на активные действия. Не выдержав напора толпы, пограничники ГДР около полуночи открыли шлагбаумы. С падением берлинской стены история революционных завоеваний пополнилась еще одним символом, не уступавшим по своему значению взятию Бастилии или штурму Зимнего дворца. Улицы западной части города превратились в спонтанный карнавал, слезы смешивались с шампанским, люди с общей судьбой, но разными паспортами смотрели друг на друга и не находили слов, чтобы выразить свои чувства. За одну ночь и следующий день, 10 ноября, в Западный Берлин «сходило» около миллиона жителей ГДР 64. После победы над Францией и коронования германского императора в Версальском дворце была подготовлена и введена в действие Конституция Германской империи от 16 апреля 1871 г. Она представляла собой конституцию федерации 22 монархий и трех вольных городов (Любек, Гамбург, Бремен) при общем главенстве Пруссии, которой было предоставлено 17 из 58 голосов в Союзном совете (бундесрате), тогда как для приостановки движения какого-либо законопроекта достаточно было всего 14 голосов. Главой империи стал король Пруссии — самого большого из объединившихся государств (свыше половины всей территории и 60% населения). Он был главнокомандующим вооруженными силами, назначал всех высших имперских чиновников, включая главу правительства — канцлера. Он же назначал делегатов в верхнюю палату. 65. В 1868 г. в Японии произошло событие, которое резко изменило ход исторического развития этой страны. Впервые после XII в. была восстановлена императорская власть. Закончился не просто сегунат Токугава, начавшийся в 1603 г. Рухнула вся система сегуната, просуществовавшая в Японии почти семьсот лет. Новое правительство встало на путь реформ и преобразований, которые неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Дальнем Востоке. Это поистине революционное событие свершилось при жизни одного поколения, на глазах всего изумленного мира. Стремительный рывок Японии до сих пор интересует не только ученых, но и просто любознательных людей. В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей — сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. 66. Конституция была октроирована 11 февраля 1889 г. и введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией Великой Японской Империи».11 Принятие Конституции устранило одно из препятствий к тому, чтобы европейские державы и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной. Специфические черты Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция является октроированной. Это означает, что первоначально существует право монарха и Конституция устанавливается именно правом монарха. Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены. В ней определено, что император является самым авторитетным лицом во всей Японии не только в политическом отношении, но и с точки зрения традиционной национальной религии. С одной стороны, можно даже сказать, что как член «непрерванной за многотысячелетнее время» династии (ст. 1) он — живой бог.12 Соответственно его особа священна и неприкосновенна (ст. З).13 С другой стороны, император одновременно никем не заменяемый глава государства (ст. 4) и сосредоточивает в себе все права властелина, которые происходят от верховной власти: он устанавливает законы в согласии с парламентом (ст. 5), приказывает опубликовывать и осуществлять их (ст. 6) и заставляет подданных соблюдать их (ст. 57). И роль парламента, кабинета и суда заключается в конечном счете просто в содействии императору. Кроме того, император непосредственно руководит группой людей, которая функционирует как действительное орудие осуществления его воли, т. е. бюрократией и военными (ст. 10). Он стоит во главе вооруженных сил (ст. 11), единолично определяет отношения Японии с зарубежными государствами (ст. 13), как милостивый государь жалует подданным ордена и т. п. (ст. 15), санкционирует амнистию (ст. 16) и т. д. Глава II является очень важной с точки зрения характеристики этой Конституции, поскольку в нее включены права и обязанности подданных. В отличие от граждан у подданных признаются только те права, которые пожаловал властелин, за ними не признаны права и свободы природные, или врожденные. Хотя в Конституции перечислены свобода выбора и перемены местожительства (ст. 22), свобода вероисповедания (ст. 28), свобода слова, печати, публичных собраний и образования союзов (ст. 29), в формулировках всех этих статей наличествуют
|