Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: 77. Государственный строй КНР в период «большого скачка» и «культурной революции» (1958-1976 гг.).






" Большой скачок" - название массовой полити­ческой кампании, организацией которой ставилась задача многократного увеличения экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок (" три года упорного труда - десять тысяч лет счастья"). " Большой скачок" был провоз­глашен в 1958 г., однако его предтечей явились две других кампании, начавшиеся годом раньше: " борьбы против пра­вых буржуазных элементов" и " исправления стиля". Заост­ренная вначале против руководства некоммунистических партий и старой университетской профессуры, первая кам­пания вскоре была перенесена в ряды КПК и государствен­ные учреждения. " Правых элементов" и сторонников " ино­странных шаблонов" находили везде. Приклеивание ярлы­ка " правый элемент" влекло увольнение с работы, исклю­чение из вуза, иногда и высылку.

Кампания " исправления стиля" также вышла за пре­делы партийной чистки и распространилась на другие пар­тии и массовые организации, государственные учреждения, высшие учебные заведения и т. д. В августе 1957 г. Госсове­том принимается Постановление по вопросам трудового пе­ревоспитания, в соответствии с которым административные органы получили возможность заключать в специальные лагеря на неопределенный срок лиц, не совершивших уго­ловных преступлений. Принятие этого Постановления вы­звало появление мест лишения свободы нового вида - вос­питательно-трудовых учреждений.

" Большой скачок" как политическая кампания был на­правлен на выполнение утопической задачи многократного увеличения в короткий срок производства важнейших ви­дов промышленной продукции за счет мобилизации трудо­вых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего вре­мени и сокращения заработной платы. Одновременно в сель­ском хозяйстве стала проводиться " коммунизация" дерев­ни, в ходе которой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнения народные ком­муны взяли на себя полномочия местных органов власти.

В коммунах обобществление распространилось даже на предметы бытового назначения, не говоря уже о приусадеб­ных участках и домашнем скоте и птице. Одновременно произошло изменение и в оплате труда: были ликвидирова­ны трудодни, главной формой обеспечения стало питание в общественных столовых.

Период " большого скачка" и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. На селе они были практически ликвидированы. На других уровнях выборы вообще не проводились с 1958 по 1964 г.

Несостоятельность политики " большого скачка" выяс­нилась быстро, и уже в начале 60-х гг. началась политика " урегулирования", в ходе которой произошло возвращение к разрушенной в период " большого скачка" системе управ­ления экономикой, восстановлению и укреплению элемен­тов хозрасчета на предприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Был подвергнут серьезно­му пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено их разукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр. Крестьянам были возвращены приусадеб­ные участки, мелкий сельхозинвентарь, разрешено ведение личного хозяйства.

Однако период " урегулирования" не был продолжитель­ным. Уже в 1962 г., после очередного пленума ЦК КПК, на­чалась " кампания за социалистическое воспитание", в ходе которой экстремистское крыло руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном путем раздувания культа личности и искус­ственного обострения классовой борьбы стремилось обеспе­чить внутренние условия для претворения в жизнь своего " особого" курса. В 1964 г. в рамках " социалистического вос­питания" развернулась другая широкая кампания, получив­шая название " учиться стилю работы у НОАК". Армия была объявлена непревзойденным образцом для партии и всего народа. Армейские порядки превозносились как самый вы­сокий идеал организации. Не только общественно-полити­ческая жизнь и производство, но также культура и быт должны были приближаться к казарменным порядкам по формуле " весь народ - солдаты".

Наиболее деструктивная кампания тех лет (" пролетар­ская культурная революция"), продолжавшаяся с 1966 по 1976 г., означала левоэкстремистский переворот, в ходе ко­торого были подвергнуты слому конституционная система государственных органов и уставная система организаций и комитетов КПК.

В самом начале она носила характер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней были подключены отряды молодежи: хунвэйбины (" красно­гвардейцы" или " красные охранники") из числа учащихся школ и вузов и цзаофани (" бунтари") из других слоев насе­ления. Умело направляемые лидерами " культурной рево­люции" и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды были брошены на погром местных и некоторых централь­ных государственных, партийных органов, профсоюзных и молодежных организаций, администраций учебных заведе­ний, научно-исследовательских институтов и пр. Вооружен­ной поддержкой хунвэйбинов и цзаофаней руководили спе­циальные " комитеты поддержки левых", создававшиеся при командовании больших военных округов по всей стране и имевшие подчиненные им структуры в нижестоящих воен­ных округах и гарнизонах. Военные составили и костяк по­рожденных " культурной революцией" новых органов вла­сти - так называемых ревкомов, которые первоначально заменили собой не только местные народные правительства (СНП не созывались), но и местные парткомы и комитеты всех общественных организаций, которые практически пре­кратили свое существование. Репрессии затронули многие миллионы людей. Карательные функции в период " куль­турной революции" осуществляли объединенные под воен­ным контролем специальные органы, " комиссии по искоре­нению контрреволюции", " органы (комитеты, отделы, шта­бы) пролетарской диктатуры" или просто " органы диктату­ры".

К концу 1968 - началу 1969 г. лидеры " культурной революции", видимо, сочли, что проведенная глубокая чи­стка уже укрепила их руководящее положение. Главной задачей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высше­го руководства партии, что свелось к почти полному вклю­чению " пролетарского штаба" в состав политбюро ЦК КПК. Партия воссоздавалась сверху и снизу. После центральных органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы. С окончанием формирования парткомов провинциального уровня " ревкомы" стали выполнять преимущественно функ­ции местных правительств.

Конституционное закрепление " ревкомов" в качестве правительственных органов произошло в 1975 г. Но до этого состоялся еще один съезд КПК (X), когда в состав ЦК вошли и некоторые ранее ошельмованные члены политбюро и дру­гие партийные деятели высокого ранга, в том числе и Дэн Сяопин (впоследствии его кооптировали в состав политбюро).

Во время " культурной революции" только что начав­шие создаваться правовые основы государства были разру­шены. " Культурная революция" создала свою государствен­но-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепле­ния. Только в 1975 г. первой и единственной сессией ВСНП четвертого созыва была принята новая Конституция КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с пер­вой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 статей) документ, представляющий собой скорее политическую декларацию, нежели правовой акт. Новая Конституция была призвана легализовать некоторые институты и политические установки, порожденные " культурной революцией". " Ревкомам" фактически придавался статус ор­ганов, составлявших политическую основу государства. Фор­мально они объявлялись лишь постоянными органами мест­ных СНП, но им были предоставлены равные с собраниями полномочия, к тому же СНП на практике не созывались. Конституция 1975 г. упразднила пост Председателя КНР и такие институты, как Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Ею были значительно сужены полномочия ВСНП И ПК ВСНП, из ее текста были исключены положения о гарантиях и правах депутатов ВСНП, положения о его постоянных комиссиях, упразднена прокуратура и пр. В Конституцию не вошли прежние уста­новления о национальном равноправии и равенстве граж­дан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности и пр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал