Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос: 81. Общественный, государственный строй и право Западной Германии (ФРГ) после второй мировой войны. Правовой статус Западного Берлина.
В 1949 г. Западная Германия была объединена в " Тризонию" и определен ее оккупационный статус. Правительства США, Великобритании и Франции в лице своих губернаторов сохраняли контроль за соблюдением конституционного строя. Под контролем оккупационных властей небольшая группа экспертов разработала проект Конституции для Западной Германии. Для принятия Конституции был сформирован особый Парламентский совет из 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель. 8 мая 1949 г. большинством голосов Совет принял конституцию Федеративной республики Германия (ФРГ). Затем она была утверждена ландтагами земель и западными военными губернаторами. 23 мая 1949 г. Конституция ФРГ вступила в силу. ФРГ демократическое и социальноправовое государство, построенное на началах федерализма. 14 земель пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство. По ст. 31 " федеральное право имеет перевес над правом земель". За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные. Из старого германского конституционализма сохранился институт экзекуции принуждения федерации в отношении какойлибо земли. Правительство каждой из земель назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента будесрат (союзный совет). Нижняя палата бундестаг избиралась населением на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Главой государства является президент, избираемый сроком на пять лет федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа делегатов земель, избранных ландтагами. По сравнению с Веймарской конституцией полномочия президента были небольшими. Федеральные министры несут ответственность перед канцлером, ибо назначаются и увольняются президентом по представлению канцлера. Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае " состояния законодательной необходимости" оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов. Основной закон учреждает Конституционный суд ФРГ, члены которого избираются поровну бундестагом и бундесратом. Он выносит решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по спорам земель, о конституционности или неконституционности действий и законов органов власти. Основной закон ФРГ фиксирует права и свободы граждан, известные с 1919 г. по Веймарской конституции. Но в конституции ФРГ более обстоятельно представлен блок социальных прав. Как социальное государство ФРГ должно осуществлять политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социальноэкономические права граждан. Конституция ФРГ действует более продолжительное время, чем предшествующие германские основные законы. Конституционный строй ФРГ получил дополнительную правовую защиту посредством чрезвычайного законодательства 6070 гг., которое предусматривало насильственные меры в отношении лиц и организаций, пытающихся изменить существующий порядок, введения бундестагом особых состояний " напряженности" и " обороны". Номинально Основной закон ФРГ распространял свое действие и на восточную зону. Он адресовался ко всему германскому народу в целях осуществления " единства и свободы Германии". Восточная Германия, занятая в 1945 г. Вооруженными силами СССР, управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в результате слияния коммунистической и социалдемократических партийных организаций. В сентябреоктябре 1946 г. в Восточной Германии были проведены выборы по Веймарской конституции 1919 г. в земельные парламенты (ландтаги) и органы местного самоуправления. Но в ответ на самоопределение Западной Германии Народный конгресс Восточной Германии, состоящий из представителей земель, в марте 1948 г. избрал Немецкий народный совет, который в октябре 1948 г. провозгласил образование Германской демократической республики (ГДР) и приступил к подготовке проекта Конституции СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР, что получило юридическое закрепление в Конституции ГДР 1949 г.
|