Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос: 85. Развитие государств СНГ и Балтии после распада СССР.
Создание СНГ осуществлялось параллельно с распадом биполярной системы международных отношений. Практически перестала существовать мировая социалистическая система: в 1991 г. был юридически оформлен распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора, страны Восточной Европы начали процесс демонтажа социалистической модели, в конце 1991 г. распался СССР и на его пространстве были образованы новые независимые государства. Создание СНГ было подготовлено логикой развития ситуации в СССР и это событие можно рассматривать как промежуточный итог революционных преобразований на рубеже 1980-1990-х гг., которые были осуществлены в различных сферах общества: в политической (процессы демократизации, формирование многопартийной системы, преобразование государственного механизма), социально-экономической (постепенный переход от социалистической командно-административной системы к рыночным отношениям), общественной (изменение мировоззренческих основ общественного сознания). Данные преобразования осуществлялись в ходе политической борьбы между различными силами: между консерваторами и реформаторами в союзном руководстве; между союзным руководством и руководством Российской Федерации, ряда других союзных республик; между сторонниками социалистического выбора и приверженцами либерально-демократической модели развития. Коммунистическая партия перестала являться основным элементом политической системы и постепенно потеряла власть как в центре, так и в республиках. В ряде республик в начале 1990-х гг. к власти пришли политические силы, которые приступили к реализации либеральной модели экономического развития.
Страны Балтии. Став независимыми государствами, Эстония, Латвия и Литва должны были решить множество сложных проблем. 90% их товарооборота было связано со странами СНГ. Спад производства имел катастрофический характер. Множество предприятий разорилось и прекратило существование. Рост цен на российские энергоносители (электричество, нефть, газ) вызвал в странах Балтии энергетический кризис. Угроза, что придется прекратить теплоснабжение жилых домов и предприятий, была столь велика, что глава эстонского правительства предложил ввести в стране чрезвычайное положение.
Ситуация изменилась с началом рыночных реформ. Либерализация цен, приватизация, формирование предпринимательства вывели экономику из состояния острого кризиса. Экономическое развитие постепенно стабилизировалось. К середине 90-х гг. частным сектором производилось в Эстонии и Литве более 65%, в Латвии — 60% национального совокупного продукта. Как и в других странах СНГ, первый этап рыночных реформ имел высокую цену для общества. Снизился жизненный уровень населения. Обострилось имущественное неравенство, появилась безработица. Личные сбережения людей были утрачены. В 1992 — 1993 гг. в странах Балтии состоялись выборы. В 1994 г. с их территории были полностью выведены российские войска. После этого страны Запада начали оказывать им полномасштабную политическую и военную поддержку. Весной 1993 г. Литва и Эстония, а в 1995 г. Латвия стали членами Совета Европы. С 1995 г. они были приняты в Европейское сообщество, а в 1998 г. объявили о намерении вступить в НАТО. Отношения России со странами Балтии омрачал болезненный вопрос о положении русскоязычного населения. Лишь и Литве, где к началу 90-х гг. около 90% населения составляли литовцы, эта проблема не имела серьезного значения. Иная ситуация сложилась в Эстонии и особенно в Латвии (доля латышей в составе населения едва превышала 50%). Руководство этих стран стремилось поставить коренное население в особое положение. Парламенты Эстонии и Латвии приняли дискриминационные законы о гражданстве, нарушающие права национальных меньшинств. Межгосударственные отношения в Прибалтике осложняли и другие проблемы, в частности территориальные претензии стран Балтии к России и друг к другу.
Вопрос: 86. Проблемы правового статуса и международного признания самопровозглашенных государств постсоветского пространства (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье).
|