Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абсолютная монархия во Франции (XVI-XVIIIвв.). Центральное и местное управление. Судопроизводство.






Французское королевство, возникшее в IX веке с распадом франкской державы Королингов внесло существенное изменение в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX-XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами.

К началу 16 в. абсолютная монархия в основном оформилась. Абсолютизм хар-ся прежде всего тем, что вся полнота законод., исполнит., военной и судебной власти сосредоточивалась в руках наследного главы гос-ва – короля. Абсолютная монархия вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего соц. – эконом. развития. Концентрация всей полноты гос. власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью уже в начале 16 в. центральные органы гос-го управл. представляли собой ряд различных учреждений, созданных в разные периоды. В состав гос-го совета входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии». Гос-ый совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли спец. советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест). Функционировали и другие органы: тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, аппарат канцлера – почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли Генеральный контролер финансов (осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах) и 4 государств. секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Король решал важнейшие внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользую-щихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и государств. секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали наз. Малым королевским советом. Территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интенданства, соответствовавшие территор. Подразделениям фин., военного, церковного, судебного и админ. ведомств. Важное место в механизме абсолютизма во Франции заняла полиция. Наделенная широкими правомочиями, она стала вездесущей. Была установлена цензура книг, просмотр частной кор-респонденции. Основным источником государств. доходов являлись налоги. Одновременно функц. несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. При абсолютизме завершилось создание регулярной армии. Рост эконом ресурсов гос-ва позволил значит увеличить ее численность и улучшить оснащенность. Армия по-прежнему имела ярко выраженный сословный хар-р. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса.

Абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

Феодалы так же понимали, что в условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально- политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

 

14. Германия в период территориальной раздробленности: особенности государственно-политического и правового развития.

В XIII - XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. Существовали:

  • имперские сословия (в империи) - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов;
  • земские сословия (в княжествах) - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Духовенство разделилось на:

  • высшее - епископы, аббаты;
  • низшее - сельские и городские священники.

В германских городах имущественная дифференциация привела к образованию трех различных групп:

  • патрициата - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;
  • бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в бппозиции к патрициату;
  • городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.

Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы феодалами вводились новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным:

  • в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду;
  • на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими наделами земли, барщина здесь была заменена денежной рентой;
  • на колонизированных восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях - они получили земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали феодалам умеренные фиксированные платежи.

2. Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.

Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда.

Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства.

Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она включала в себя следующее: установление мира между княжествами, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д.

В княжествах сложились свои местные сословно-представительные учреждения - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан; в некоторых землях в эти собрания также входили представители свободного крестьянства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инструкциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в управление государством.

Значительную роль в жизни Германии играли города. Правовой статус города определял объем его самостоятельности. Германские города были трех видов:

  • имперские - непосредственные вассалы короля;
  • вольные - пользовавшиеся полным самоуправлением;
  • княжеские - подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились.

К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами.

Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Должности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрициат, присваивал себе право избрания городского совета и замещения

городских магистратур и использовал эту власть в свои интересах. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в

XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - ремесленники входили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.

3. Система судоустройства Германии характеризуется наличием нескольких видов судов:

  • сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории;
  • церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной стороны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), с другой - на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т. д.);
  • городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, в других - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община.

С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.

 

В 1356 году Карл IV избрал Нюрнберг в качестве места проведения очередного имперского сейма – собрания высшей знати Центральной Европы. Именно на этом сейме император утвердил «Золотую буллу» - знаменитый документ, определивший порядок государственного устройства Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году.

 

Булла санкционировала права князей на высший суд, разработку горных недр, чеканку монет, взимание таможенных пошлин, и т. д. Феодалам разрешалось вести «законно объявленные» частные войны (только вассалам запрещалось воевать против своих сеньоров), однако при этом городам запрещалось заключать союзы, они были названы «заговорами».

 

Салическая правда, ее содержание и значение. Преступление и наказание. Судебный процесс по Салической правде.

Источником права у франков в " Салической правды" были обычаи, постановления франкских королей законодательного характера (капитулярии). Завоевано франками населения Галлии жило по римскому праву.

 

Салическая правда, как и другие подобные ей германские " варварские правды" не представляет собой систематизированного свода законов или кодекса, который должен охватывать абсолютно все стороны общественной жизни и преподаваться в форме общих постановлений. Положение ее не носят характера общих юридических норм, а является фиксированным перечнем правовых конкретных обычаев и соответствующим им наказаний, главным образом, в виде различных денежных штрафов. Части ее статьи посвящены преступлениям против личности и имущества. Эти статьи устанавливают наказание за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджог, ломки ограждений. Салическая правда предусматривала суровые наказания, большие штрафы (вергельд) за убийство, телесные повреждения.

" Салическая правда" - это судебник, состоящий из конкретных судебных случаев (казусов), которые в результате многократных повторов превратились в судебный обычай. Однако эта конкретность, подробное описание разных сторон повседневной жизни франков предоставляют произведению крупнейшей научной привлекательности как историческому источнику.

По своей структуре " Салическая правда" достаточно сложный документ, сохранившийся в нескольких редакциях, последовательность которых не так поняла, как, например, в вестготских законах. Текст " Салической правды", по мнению подавляющего большинства исследователей, был составлен и записан на латинском языке в последние годы правления франкского короля Хлодвига, очевидно между 507 и 511 годами.

 

Наказание дифференцировались в зависимости от положения правонарушителя. Основным наказанием был штраф, который определялся в солид и динарий (1 солид = 40 ден.). Вергельд (цена человека) хозяину убитого раба составлял 35 солидов. За убийство полусвободного (литая) предназначалась плата 100 солидов, свободного франка - 200, графа, королевского чиновника - 300 солидов. За убийство графа при исполнении им служебных обязанностей вергельд утраивался. Предполагалось наказания тех, кто позорил достоинство франка (титул 30).

Также " Салическая правда" свидетельствует о существовании у франков пережитков кровавой мести. Если преступник не может уплатить выкуп за совершенное убийство, то " он должен заплатить своей жизнью". Однако кровавая месть запрещается, если убийство совершено непреднамеренно.

Статьи " Салической правды" охраняли и защищали жизнь и достоинство женщины. За похищение чужой жены принадлежало платить штраф 200 солидов. Тот, кто хватал свободную женщину за руку, кисть или палец платил 15 солидов, а кто называл свободную женщину блудницею - 45 солидов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал