Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Демократические революции 1989-1990 гг. и эволюция конституционного строя государств Центральной и Юго-Восточной Европы.
В течение 1989 г., особенно в последние месяцы, в странах Центральной и Восточной Европы произошли важные революционные события, положившие начало длительному периоду глубоких общественно-экономических и политических перемен, которые по масштабу этих перемен носят характер демократических революций. Это были революции, которые ставили своими задачами разрушение политических и экономических структур, закрепляющих состояние социально-экономического тупика, восстановление общечеловеческих механизмов прогресса, ликвидацию тоталитарных политических режимов и грубых ограничений или нарушений прав и свобод, утверждение общепринятых в мире принципов демократии. Отличительной особенностью этих революций в большинстве стран: Польше, Венгрии, Югославии, Чехословакии был их мирный характер (что дало, например, основание назвать революцию в Чехословакии " бархатной"), ибо в ходе их на базе общих ценностей шли поиски компромисса, консенсуса " гражданских форумов", " круглых столов", в которых участвовали представители государственной власти, партий, политических движений, способствовавшего ненасильственному переходу к новому общественному и государственному строю, демонтажу партийно-государственно-бюрократической системы управления. Острота противоречий и социальной конфронтации, темпы революционных перемен, непосредственные поводы начала революционных событий 1989-1990 гг. были разными в этих странах. Там, где формирование некоммунистических и антикоммунистических движений, партий и организаций позволяло использовать политические методы решения обострявшихся конфликтов, там обошлось без деструктивных выступлений народных масс. Здесь, как правило, проявились тенденции к самореформированию коммунистических партий путем уступок демократическому движению, провозглашению ими новых лозунгов и концепций. Там, где проявлялась особая жестокость и негибкость коммунистических режимов, резко возрастала конфронтация, более длительным становился и период политической нестабильности.
В начале 1990 г. почти во всех постсоциалистических странах были приняты новые конституции или существенным изменениям и дополнениям подверглись старые. Новая Конституция Республики Болгария (бывшей Болгарской Народной Республики) была принята в 1991 г. В Конституцию Венгрии 1949 г., как уже говорилось, еще в 1989 г. был внесен ряд изменений, а новые изменения и дополнения в 1990 г. привели фактически к созданию ныне действующей Конституции 1990 г. Благодаря изменениям и дополнениям в 1989 и 1992 гг. в старую Конституцию 1952 г., внесенным конституционными законами " О взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями Республики Польша" и " О территориальном самоуправлении", была создана фактически новая Конституция Польши. В ноябре 1991 г. была принята новая Конституция Румынии, раздел Чехословакии в июле 1992 г. привел к одобрению в сентябре 1992 г. новой Конституции Словакии, а в декабре того же года - Конституции Чешской Республики. Составной частью Чешской Конституции осталась, однако, принятая ранее Федеральным собранием Чехословакии " Декларация основных прав и свобод". Конституция Союзной Республики Югославии, состоящей ныне из Сербии и Черногории (после референдума в Боснии и Герцеговине, когда 66% его участников высказывались за независимость) была принята 27 апреля 1992 г. Все конституции, вместе с собственным опытом воспринявшие общечеловеческие демократические ценности, меняли не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя. Примечательной чертой этих конституций (Болгарии, Румынии и др.) стало закрепление в них норм-принципов, в которых закреплялись основы создания новых рыночных хозяйственных отношений: о свободе и равноправии форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, о свободе труда, вместе с различными сторонами социальной деятельности государства. Во всех конституциях речь фактически шла о создании нового государства по образцу государств зрелой демократии. В преамбуле Конституции Болгарии, например, заявлялось о верности общечеловеческим ценностям - свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости, о признании в качестве высших принципов прав личности, её достоинства и безопасности. Провозглашение общечеловеческих ценностей органично связывалось с деидеологизацией конституций. Конституция Словацкой Республики, например, определяла словацкое государство как суверенное, демократическое и правовое, не связанное " ни с какой идеологией или религией" (ст. 1). Примечательной чертой всех постсоциалистических конституций является закрепление в них положений о создании специальных правовых механизмов, призванных осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод. В большинстве стран таким главным механизмом стал Конституционный суд, в обязанность которого входит рассмотрение конституционных жалоб, к числу которых относятся жалобы физических и юридических лиц, считающих, что их конституционные права нарушены государственными органами и должностными лицами. В сфере защиты конституционных норм, и прежде всего прав и свобод граждан, действуют и другие специальные государственные учреждения.
|