![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика конституционного развития в странах Азии и Африки в ХХ в.⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
Первые конституции независимых государств Африки были составлены и " дарованы" метрополиями; они нередко закрепляли некоторые привилегии племенных вождей. При этом бывшие английские колонии были вынуждены принять " вестминстерскую модель" государственных органов. Страны, входящие прежде во французскую колониальную империю, принимали свои конституции самостоятельно, но и в этом случае они восприняли политические образцы Пятой республики. Однако все эти государственные формы совершенно не соответствовали социально-экономическим условиям развития африканских обществ, и в середине 60-х гг. стал явственно обнаруживаться их кризис. Отказ от западного конституционализма в африканских странах капиталистической ориентации характеризовался установлением авторитарных методов правления. В 60 - 70-х гг. в целом ряде таких государств были установлены военные режимы, отменившие или приостановившие действие конституций. Однако военное руководство оказалось также не в состоянии решить коренную проблему развития молодых государств. В связи с этим в некоторых странах с конца 70-х гг. обозначился поворот к демократизации, конституционным методам правления. Были ликвидированы террористические режимы в Уганде, Центральной Африканской Республике, Экваториальной Гвинее; в 80-х гг. к гражданскому правлению возвратились Судан, Руанда. Впоследствии в некоторых из них неоднократно чередовались военные и гражданские режимы (Нигерия, Судан и др.). В условиях переходных африканских обществ особенно ярко проявилась высокая активность государства не только в политической системе, но и в его влиянии на экономические отношения. Наиболее значительная роль была отведена государству как средству насаждения и утверждения соответствующих общественных отношений в тех странах, которые провозгласили " социалистическую ориентацию" развития. В 1960 г. на этот путь вступили три государства (Гана, Гвинея, Мали), в 1970 г. их число удвоилось, а в середине 80-х гг. утроилось (Ангола, Бенин, Конго, Танзания, Эфиопия и др.). Впоследствии многие из них в результате военных переворотов или изменения прежних концепций развития отказались от этого курса; окончательно " социалистическая ориентация" по моделям тоталитарных социалистических государств была отвергнута в 80-90-х гг. Одной из первых стран, вступивших на путь " социалистической ориентации", была Танзания. Объединенная Республика Танзания (ОРТ) возникла в 1964 г. в результате добровольного объединения Республики Танганьики и Народной Республики Занзибар и Пемба. В 1967 г. был провозглашен некапиталистический путь развития, а Конституция ОРТ 1977 г. подтвердила в качестве основной цели строительство в Танзании социалистического общества. Руководство обществом и государством осуществлялось единственной в стране партией, идейно-теоретической основой которой являлась теория " уджамаа" - особого африканского пути развития социализма " общинного типа" при особой роли государства как выразителя коллективной воли народа. Главой государства и правительства в ОРТ является президент, наделенный очень широкими полномочиями. Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из однопалатного собрания и президента. По форме государственного устройства ОРТ является федерацией, в которую входят Материковая Танзания (Танганьика) и Островная Танзания (Занзибар). Определенное своеобразие федерации заключается в особом положении одного из ее субъектов - Занзибара. В отличие от Танганьики он имеет свою Конституцию (1979 г.), систему органов власти и управления, обладает автономными правами в решении экономических и финансовых вопросов. В последнее время правящие круги страны ведут поиск новой стратегии развития, которая позволила бы оптимально сочетать роль государства с коллективной взаимопомощью и частным предпринимательством; однопартийная система заменена многопартийной. Конституция Народной Республики Мозамбик 1975 г. объявила основой политической системы и руководящей силой общества Фронт освобождения Мозамбика, преобразованный в Авангардную партию ФРЕЛИМО в 1977 г. Учреждалось Народное собрание и институт президента республики, который одновременно являлся председателем партии, правительства и Народного собрания. В 1990 г. в Мозамбике были осуществлены важные реформы: замена монополии одной партии многопартийностью, упразднение поста премьер-министра и переход его функций к главе государства, принятие программы рыночной экономики. Принята новая Конституция, закрепившая эти изменения. В Эфиопии государственное руководство в 1974-1987 гг. принадлежало Временному военному административному совету, председатель которого являлся одновременно главой правительства и главнокомандующим вооруженными силами. В 1984 г. была образована " авангардная" Рабочая партия Эфиопии, а в 1987 г. на референдуме была принята новая Конституция, которая провозглашала страну народно-демократической республикой. В 1987 г. были избраны Национальное собрание, Государственный совет и президент, наделенный обширными полномочиями, созданы пять автономных образований, из которых одно (Эритрея) обладало законодательными полномочиями. Однако фактически сложившийся в Эфиопии военно-авторитарный режим не сумел решить острые этно-национальные проблемы и был свергнут одной из повстанческих группировок, выступающих за создание коалиционного правительства и переход к демократическому правлению. В 1993 году Эритрея вышла из состава Эфиопии и стала самостоятельным государством, а в 1994 г. в Эфиопии была принята новая Конституция. Она учредила парламентарную республику с широкими полномочиями премьер-министра и федерацию, в составе которой девять штатов. Национальности, образующие штаты, обладают правом выхода из федерации. В 1990 году была одобрена Конституция Намибии, которая считается самой либеральной конституцией на Африканском континенте. Она провозгласила страну демократическим многопартийным государством, республикой с пропорциональной системой выборов. Конституция дополняется " биллем о правах". Законодательным путем запрещена смертная казнь. Исполнительная власть, по Конституции, вручается президенту, избираемому всеобщим прямым голосованием не более чем на два президентских срока.
68. Особенности государственно – правового развития зарубежных стран в условиях глобализации. Глобализация как состоявшееся и постоянно развивающееся явление сопровождается развитием правового регулирования в соответствующем направлении: оформляется и закрепляется новый порядок в обществе, меняются приоритеты правовой политики, происходит конкурентная борьба субъектов с различными интересами, наблюдается монопольное продвижение, экспансия интересов масштабных экономических и политических образований. Законодательство подчас становится средством, подчиненным влиянию интересов отдельных субъектов и их сплоченных групп; оно ставит под охрану интересы отдельных лоббистов в ущерб национальным интересам, предоставляет им правовую защиту, стабилизирует и задает направление экономическим, политическим и социальным процессам в угоду «глобализаторам». В этом правовом аспекте следует рассматривать влияние интересов на право, их выражение в праве, а также конфликты интересов, возникающих в процессе развития глобализации. Что касается собственно специфики права локальных цивилизаций (т. е. правовых традиций, что характерно для всех незападных правовых систем, в том числе для России), то здесь (за исключением Западной Европы) существенных новаций в связи с глобализацией, на наш взгляд, не произошло. Гораздо раньше, в результате модернизации, затронувшей в той или иной степени все цивилизации, последними были позаимствованы (а в колониальных странах - внедрены принудительно) многие элементы, присущие изначально правовым семьям, сложившиеся в рамках западной правовой традиции. К таковым относятся система законодательства, правовая доктрина, юстиция. Однако такие существенные характеристики, как роль права в обществе, отношение к праву, особых изменений не претерпели1. Впрочем, отдельные ученые совершенно справедливо указывают на некоторую интенсификацию в связи с глобализацией в процессах взаимодействия (интернационализации, конвергенции, рецепции, аккультурации и т. п.) между различными правовыми системами государств, цивилизационными традициями права2. Тем не менее, неких качественных изменений не произошло, поскольку все указанные процессы в правовой сфере имею весьма давнюю историю3. В современном глобализирующемся мире правовая защита всеобщих юридически значимых интересов приобретает первостепенное значение, поскольку в данном случае частный монополистический интерес может подавить не только частные интересы более слабых в экономическом и политическом отношениях субъектов, но и публичные интересы, связанные, например, с безопасностью государства, его обороноспособностью, внешней политикой, экологией, экономикой страны и т. д. По сути, реальная политическая власть, т. е. то, что касалось принятия важнейших решений для общества в целом, частично сместилась от государственных институтов к экономическим, образовав элитарно-олигархические структуры4. Это, в свою очередь, означает, что набирает обороты процесс подмены истинных общественных (публичных) интересов интересами корпоративными или индивидуальными (частными). При этом общество либо вводится в заблуждение по поводу истинных целей относительно осуществляемых для реализации данных интересов действий от имени и за счет государства (а по сути - от имени и за счет самого общества), либо просто зомбируется путем внедрения в сознание отдельных индивидов идеи о необходимости поддержания позиций «наших» (корпораций, олигархов и т. п.) в объявленной либо фактической войне. В качестве примера можно привести многочисленные вооруженные конфликты, развязываемые США под предлогом установления или восстановления институтов демократии, хотя очевидно, что интерес здесь носит характер откровенно экономической экспансии или захвата сферы политического влияния с дальнейшей трансформацией, конвертацией политической власти во власть экономическую1. Содержание интересов государств, вступающих в международное общение и воплощающихся в нормах международного права, должно отражать в том числе какие-то общие для всех государств потребности, объективно обусловливающие процесс международного правотворчества. Справедливо, на наш взгляд, мнение, высказанное С. М. Шахраем: «если попытаться объективно определить государственный интерес, то скорее всего это будет связано с ограничением, пусть даже вынужденным, собственн^хх потребностей и амбиций»2. С учетом данного факта следует признать, что в интересах государства, отражающихся в международном праве, находят выражение как индивидуальные условия внутреннего существования, так и общие условия для всех государств, выступающих в качестве участников системы международных отношений 3. В исследованиях, посвященных данной проблеме, отмечается, что появление общих интересов всего человечества является одной из отличительных черт современной эпохи и важным фактором международных отношений4.
|