![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Происхождение морали, ее социальная обусловленность
Рассуждая о происхождении морали, мы стремимся ответить на вопрос, когда и под влиянием каких причин в человеческом обществе появляется нравственность. Философы-этики по-разному отвечают на этот вопрос. Приведем несколько наиболее известных теорий происхождения морали. 1) Теологическая, то есть богословская теория сводится к утверждению, что мораль есть свойство души человека, дарованное ему богом. Таким образом, с религиозной точки зрения мораль появляется вместе с появлением самого человека как акт божественного творения, а моральные нормы и принципы есть не что иное, как незыблемые божественные предписания. 2) Биологизаторская теория трактует мораль как своего рода общественный инстинкт, берущий начало в мире животных. С этой точки зрения мораль будто бы имеется у животных, она была присуща предкам человека, и не удивительно, что она есть и у человека. В частности, Дарвин считал, что человеческая мораль возникла из стадного инстинкта животных. Близка к этой точке зрения и идея о том, что мораль есть следствие естественного отбора, в ходе которого у людей выработались такие качества, как альтруизм, родительские чувства и т. п. 3) Известное распространение получила также теория, рассматривающая мораль как продукт государственного принуждения. Г. Спенсер, например, считал, что нравственное чувство происходит из ограничений, налагаемых на людей их политическими и религиозными лидерами. Логическим выводом этой теории является утверждение, что нравственность появилась, по крайней мере, не ранее, как в обществе появились сами эти лидеры, люди имеющие авторитет или власть и потому могущие влиять на других людей, подчинять их своей воле. 4) Марксистская теория связывает происхождение морали с возникновением в первобытном обществе форм коллективного труда. В процессе коллективного труда и последующего распределения его результатов возникала необходимость регулировать взаимоотношения, как между отдельными людьми, так и между группой людей и отдельным человеком, моральные установки, запреты и побуждения к определенному поведению были призваны удовлетворить эту общественную необходимость. Не отрицается марксизмом и идея, объясняющая происхождение морали необходимостью каким-то образом регламентировать и узаконить первые общественные различия внутри племени. Следует признать, что с научной точки зрения марксистская теория происхождения морали выглядит наиболее обоснованной и убедительной. Марксизм утверждает, что мораль как форма общественного сознания, в конечном счете, определяется формой общественного бытия людей. Мораль не только определяется господствующими в обществе экономическими отношениями, но и тесно связана с другими формами общественного сознания, поэтому с точки зрения марксизма каждому типу общественных отношений соответствует свой тип нравственности. Смена общественных отношений, основанная на изменении общественного бытия, неизбежно влечет за собой соответствующие изменения в общественной морали, смену типа нравственности. И все же марксистское понимание морали не лишено недостатков. Подчеркивая роль материального фактора по отношению к нравственному сознанию, марксизм оставляет в стороне возможность обратного влияния духовного на материальное, не анализирует процесс и механизмы возрастания этого влияния на пути от дикости и варварства к цивилизованности и гуманности. А ведь именно эти процессы характерны для сегодняшнего цивилизованного общества.
|