Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки Американской революции.






 

С первых лет существования колоний Англия проводила в отношении их политику меркантилизма, рассматривая их как рынок сбыта своих товаров и источник сырья. Поэтому поощрялось производство в колониях нужны Англии видов сырья (древесина, шерсть), и одновременно тормозилось или сдерживалось развитие основных отраслей обрабатывающей промышленности. Так «шерстяной закон» 1699 года запрещал экспорт шерстяных изделий из колоний. «Шляпный закон» 1732 года ограничивал производство шляп местными потребностями. «Железный закон» 1750 года запрещал сооружение металлообрабатывающих мастерских. Одновременно английское правительство вело борьбу со сквоттингом (сквотированием) – самовольным захватом земель. Оно лишало крупных землевладельцев рабочей силы, а также понижало цену земли и арендную плату. Королевская прокламация 1763 года запрещала селиться за Аллеганскими горами, то есть, захватывать западные земли. Стеснительные английские законы выполнялись только частично, а иногда и вовсе не выполнялись. Американская промышленность развивалась вопреки им. К середине XVIII века колонии освоили производство и сбыт готовых изделий (а земли захватывались и без законных оснований). Широко была распространена контрабандная торговля (английские навигационные законы запрещали перевозить товары в Америку на иностранных судах, кроме английских и колониальных). Колониям запрещалось вести непосредственную торговлю с другими странам (все товары сначала доставлялись в Англию, и за это взымалась внутренняя пошлина). Таким образом, на первом этапе колониальной политики Англия не смогла установить строгий контроль над своими поселениями. Однако после окончания 7-летней войны с Францией 1756-1763 годов Англия попробовала усилить нажим на колонии. В 1765 году был издан закон о постое войск, который обязывал колонии строить казармы для Английских солдат (10 тыс. человек) и кормить их. В том же году был издан акт «О гербовом сборе», который облагал им различные коммерческие, юридические документы, печатные издания (кроме векселей и денежных квитанций). Что не понравилось колонистам:

· Деньги предполагалось истратить в Америке на содержание регулярной армии.

· Всякое дело, возникшее по поводу неисполнения этого закона, должно рассматриваться в адмиралтейском суде без участия присяжных.

· Это был первый прямой налог, введенный английским парламентом, в котором колонии не были представлены (в Англии действовал принцип «никаких налогов без согласия парламента», а в Америке – «никаких налогов без собственного представительства»).

 

На волне массовых выступлений против этого закона стали возникать первые революционные организации «сынов свободы», которые призывали к бойкоту английских товаров. В Нью-Йорке даже был созван Конгресс по поводу гербового сбора, который был началом Американского союза. В 1766 году английский Парламент был вынужден отменить этот акт, поскольку он никем не выполнялся. Но уже в 1767 году были изданы законы Тауншенда (английский министр финансов), которые вводили таможенные пошлины на ввоз в колонии ряда товаров – краска, бумага, свинец, стекло, чай. Эти законы имели целью усилить английский административный, судебный и военный аппарат в Америке. Губернаторы и другие английские чиновники теперь должны получать жалование из фонда сборы этих пошлин. Эти законы вызвали новую вспышку негодования. Стали создаваться «комитеты связи» или «корреспондентские комитеты», согласовывавшие действия различных колоний и отдельных городов. Английское правительство отправило в Америку дополнительные войска.

 

В 1773 году Английский Парламент, чтобы поправить финансовые дела Ост-Индской компании, разрешил ей ввозить в колонии чай без уплаты внутренней пошлины, но с сохранением налога Тауншенда. В ответ на это группа жителей Бостона (самый революционный город), переодевшись в индейцев, выбросила в море груз чая, ввезенный на английских судах – «Бостонское чаепитие». Английский Парламент отреагировал на это чаепитие нестерпимыми актами, по которым Бостонский порт закрывался вплоть до погашения ущерба Ост-Индской компании, а городские собрания колонии Массачусетс лишались права избрать присяжных, лица же, обвиненные в антиправительственной деятельности придавались суду.

 

В сентябре 1774 года был созван Первый Континентальный Конгресс из представителей колоний. Он высказался против отделения от Англии, но потребовал прекратить злоупотребление властью. Было заявлено о праве колонистов на самоуправление, жизнь, свободу и собственность, объявлен бойкот английских товаров. Колонисты начали вооружаться, складировать оружие, создавать отряды минитменов - «мены», которые за минуту могут собраться, вооружиться и отправиться в бой.

 

19 апреля 1775 года событиями в Лексингтоне и Конкорде началась американская революция (полк английских солдат, посланный захватить склад оружия, устроенный патриотами, и арестовать вождей заговорщиков, был обстрелян вооруженными фермерами и, потеряв 1/3 солдат с трудом добрался до Бостона).

 

Задачи революции:

1. Ликвидация колониальной зависимости от Англии (внешний аспект данного события, в его плане революция называлась «войной за независимость»).

2. Устранение пережитков феодализма (внутренний аспект данного события, и в его плане она называлась «американской буржуазной революцией»).

3. Установление новых принципов и форм организации политической власти.

 

10.05.11

 

Ход революции условно принято делить на 3 этапа:

1. Апрель 1775 г. – июль 1776 г. (принятие Декларации Независимости).

2. Июль 1776 г. – 1783 г.

3. 1783 – 1787 гг.

 

2. Наиболее важными событиями первого этапа революции были созыв Второго Континентального Конгресса (май 1775 г.) и принятие на нем 4 июля 1776 г. Декларации Независимости. Второй Конгресс продолжал существовать до 1781 г. и представлял собой собрание предводителей радикальных партий из разных колоний. Вскоре он приобрел верховную власть, выполняя многие функции государя (набирал, вооружал и содержал армии, принимал дипломатических агентов, заключал займы для национальных потребностей). Он признал своею армию, блокирующую Бостон, а защиту Массачусетса объявил своим национальным делом. В июне 1775 г. принял решение об образовании регулярной армии и избрал верховным главнокомандующим Джорджа Вашингтона. Королю была послана мирная петиция «Оливковая ветвь» о применении власти королевского вето для защиты его американских верных подданных от притеснений со стороны английского Парламента. В ответ последовала прокламация (единоличный акт короля) против изменников и мятежников. Теперь война стала неизбежной. Для разработки Декларации Независимости Конгрессом была создана специальная комиссия из 5-ти человек, но фактически ее автором стал Томас Джефферсон. Декларация состоит из двух частей:

· Социально-философская – все люди сотворены равными и наделены своим творцом некоторыми естественными и неотъемлемыми правами (жизнь, свобода и стремление к счастью). Для обеспечения этих прав среди людей учреждаются правительства. Если они с этой задачей не справляются, народ вправе их свергнуть.

· Во второй части подробно перечислялись несправедливости и злоупотребления английского короля Георга III по отношению к колониям. Он затруднял отправление правосудия (нарушал право на справедливый суд присяжных), содержал среди колонистов в мирное время флот и армию без согласия их парламентов (законодательных ассамблей или собраний). Король отказался от управления колониями и встал на путь войны с ними. Все эти злоупотребления были основаниями для разрыва государственных связей с Англией и провозглашения независимости в каждом из 13-ти штатов.

 

Передовые идеи Декларации:

· Народ – источник власти.

· Правительство должно покоиться на согласии управляемых и служить их интересам.

· Право на свержение власти, попирающей права народа.

· Патриотическое движение Северной Америки продолжало сохранять верность принципам Английской Конституции вплоть до образования США и провозглашения их республикой, но идея подчиненности английскому парламенту постепенно уступала место идее гомруля (государственно-правовой автономии северо-американских провинций в рамках Британской Империи).

 

Полное обоснование этой доктрины принадлежит Франклину: Англия и колонии равноправные и суверенные части Британской Империи, законодательная власть в которых принадлежит собственным представительным органам. Английский парламент не имеет никаких преимуществ. Связь между метрополией и колониями осуществляет только король, власть которого ограничена представительными органами. Вся система политической власти в колонии основывается на народном соглашении и колониальных конституциях – хартиях, скрепляющих это соглашение. Правительство – слуга народа, а народ – хозяин страны.

 

Томас Пейн первым противопоставил доктрине гомруля идею полной независимости северо-американских колоний. По его мнению, сохранение власти короля не обеспечит прав американцев. Критика иллюзий, связанных с доброй волей английского короля, перерастала в критику монархических устоев в целом. Его политический идеал – демократическая республика со всеобщим избирательным правом, широким и равным представительством.

 

Декларация независимости определила в качестве основ прав жителей колоний только законы природы и ее создателя. Такая трактовка положила конец поклонению Английской Конституции. С 1776 г. конвентами Штатов разрабатываются и принимаются конституции, которые закрепляли свободу печати и выборов, право большинства на замену правительства, принципы народного суверенитета и разделения властей.

 

Одновременно велась работа по созданию «Конституции Союза Штатов», для чего Конгрессом также была создана специальная комиссия. Эта конституция была принята Конгрессом в 1777 году, а ратифицирована штатами в 1781 году. Официально этот акт назывался «Статьи Конфедерации и Вечного Союза». Цель Конфедерации – прочная дружба для общей обороны, обеспечения своих свобод, а также взаимного и общего благосостояния. Общее гражданство не вводилось, но было записано, что свободные граждане каждого из государств за исключением нищих, бродяг и людей, бежавших от суда, пользуются всеми привилегиями и льготами во всех государствах. Каждое государство сохраняло за собой право содержать в мирное время флот и армию в необходимом количестве, определяемом Конгрессом, начинать войну, если оно подвергнется нападению, согласия высшего органа Конфедерации принимать и посылать послов, а также заключать между собой договоры и союзы. Заведование общими делами осуществлял однопалатный Конгресс, состоящий из делегаций всех 13-ти штатов. Каждая делегация (от 2 до 7 членов) избиралась Законодательным Собранием штата ежегодно и имела 1 голос в Конгрессе. К ведению конгресса относилось:

· Решение вопросов войны и мира.

· Назначение и прием послов.

· Заключение международных договоров.

· Установление правил чеканки монет и т. д.

 

Для решения всех наиболее важных вопросов требовалось согласие не менее 9-ти штатов из 13-ти. Конгресс созывал не реже 1-го раза в год. В перерывах между сессиями Конгресса действовал Комитет Штатов, избираемый делегациями, входящими в состав Конгресса (по 1 человеку от делегации). Компетенция Комитета определялась Конгрессом, но этот орган точно не мог решать те вопросы, для которых требовалось согласие не менее 9-ти штатов. Общегосударственного Президента не было.

 

Статьи Конфедерации учреждали весьма слабую центральную власть, напоминающую власть Великобритании в колониальный период (власть посредника и защитника). Наряду с политическими решались военные задачи. На стороне Англии сражалось 56 тысяч человек, а Америки – не более 20-ти тысяч. Началом перелома в войне была победа американской армии под Саратогой в 1777 году, когда сдался 7-тысячный корпус англичан. В 1778 году Франция объявила войну Англии, причем в очень своеобразной форме: королю была послана нота, в которой было сказано, что королева Франция заключила договор торговли с американцами. В следующем году к ней присоединилась Испания, а затем - Голландия. Победа американской и французской армии под Йорктауном в 1781 году, когда сдался 8-тысячный корпус англичан, предрешила исход борьбы. Военные действия были фактически прекращены, и начались мирные переговоры при посредничестве Франции. В 1783 году в Версале были подписаны мирные соглашения, по которым США признавались независимым государством с определенной территорией.

 

3. Переход от конфедерации к федерации. Несмотря на успехи конфедерации в войне и дипломатии организацию государственного аппарата правящие круги рассматривали как неудовлетворительную и чреватую угрозой.

 

1. Конгресс имел право определять размер денежной суммы необходимой для общих национальных целей и распределять ее между штатами в соответствии с ценностью земли и построек, но не мог заставить штаты платить налоги, то есть, у него было право устанавливать налоги, но не было права их взимать. С 1781 по 1789 гг. штаты выплатили Конгрессу лишь 1/10 часть запрашиваемой им суммы.

2. Неспособность Конгресса регулировать торговлю между штатами и иностранными государствами затрудняла коммерческую деятельность.

3. Конгресс имел право чеканить монету, но у него не было необходимых денег на покупку металлов и для устройства и ведения операций монетного двора.

4. Конгресс не имел принудительной власти по отношению к отдельным личностям, он мог только воздействовать на них через правительства штатов, которых также не имел права принудить к исполнению своих решений.

5. Опасность междоусобной войны, в условиях, когда торговая война между штатами уже велась.

6. Рост социальной напряженности, который выражался в решительном сопротивлении населения уплате долгов и особенно в восстании 1786 – 1787 гг. под руководством отставного капитана Даниэля Шэйса, в ходе которого захватывались здания судов и уничтожались судебные дела.

7. Отсутствовала единая правовая, судебная системы. Между отдельными штатами были таможенные границы.

Таким образом, необходимо было упорядочить финансовую, налоговую, таможенную системы, ликвидировать политическую раздробленность, утвердить правопорядок, укрепить внешнеполитические позиции страны, то есть, создать сильную, эффективную государственную власть. В связи с этим в 1787 году в городе Филадельфия (столица США до 1800 г.) был созван Конвент (Чрезвычайный Парламент) из представителей штатов, которому было поручено заняться пересмотром статей Конфедерации. Его заседания проходили ежедневно за закрытыми дверями под председательством Вашингтона с 25 мая по 17 сентября 1787 года. Делегаты конвента избирались Законодательными Собраниями штатов. Из 73 делегатов, направленных законодательными собраниями 12-ти штатов (кроме Род-Айленда), лишь 55 прибыли на Конвент. Кто-то говорил, что был занят по службе, кто-то жаловался на здоровье, кто-то говорил об удаленности штата, но на самом деле, они просто не верили в эффективность Конвента. Почти все они были людьми состоятельными и имели большой политический опыт. Таким образом, в Филадельфии собралось ядро экономической и политической элиты США. Философом Конституции был Мэдисон. Большую часть работы по составлению текста Конституции проделал комитет из 12-ти человек, которым он руководил.

 

17.05.11

 

Тон на Конвенте задавали несколько человек - 4 делегата выступили в общей сложности 640 раз (Вильсон, Мэдисон, Шерман). Официальный текст Конституции подписали 39 делегатов из 42-ух присутствующих. 3 делегата не приняли Конституцию в связи с тем, что обнаружили там отсутствие статей о правах и свободах граждан.

 

Новизна Конституции заключилась в следующем:

· Систематическое закрепление норм государственного права.

· Конституционным нормам была придана высшая юридическая сила.

 

Значение конституции:

o Оформила государственное единство штатов, создав эффективное федеральное правительство (союзное федеративное государство).

o Разделив и сбалансировав государственную власть, конституция заложили правовую основу демократического правления.

 

Конституцию США называют жесткой, поскольку для ее пересмотра установлена довольно сложная процедура. С одной стороны отцы-основатели старались сделать всякую революцию излишней, допуская поправки к Конституции. С другой стороны сложный процессуальный механизм, в котором обставлено введение таких поправок, делал их едва осуществимыми. Поправки внести можно, но сложно. В этом американцы усматривают устойчивость (сложно…) и эластичность (…но можно) своей Конституции. Поправки к Конституции могут предложить 2/3 обеих палат Конгресса и Национальный Конституционный Конвент, созванный Конгрессом по запросу законодательных собраний 2/3 штатов. Принятые поправки нуждаются в ратификации, то есть, в утверждении. Существовало два способа ратификации:

§ Одобрение законодательными собраниями ¾ штатов.

§ Специально созванными конвентами ¾ штатов.

 

Сначала на обсуждение Конвента был предложен проект Вирджинии, который исходил из создания двухпалатного Конгресса, формируемого на основе пропорционального представительства населения каждого штата. Делегации малых штатов это предложение не одобрили. Тогда был внесен альтернативный проект – «План Нью-Джерси» (усовершенствованный вариант «Статей Конфедерации»). В итоге бурных дебатов этот план был отвергнут и Конвент вновь вернулся к обсуждению проекта Вирджинии. Тогда и был достигнут Великий Компромисс: верхняя палата Конгресса формируется посредством равного представительства от каждого штата, а нижняя пропорциональна численности его населения.

 

Тогда же и возник конфликт между торгово-промышленными северными и рабовладельческими южными штатами. Север желал, чтобы новое федеральное правительство имело право регулировать торговлю, а юг колебался, опасаясь, что оно, воспользовавшись этим правом, запретит торговлю людьми. В итоге также был, достигнут компромисс:

§ До 1808 года был разрешен ввоз людей.

§ При определении представительства в нижнюю палату и размере налогообложения рабы принимались в 3/5 их действительного числа.

 

Но по поводу основных конституционных принципов разногласий среди участников Конвента не было:

o Все штаты должны быть равны. Национальное правительство не может предоставлять специальных привилегий ни одному из них.

o Должны существовать 3 органа правления: один для создания законов, другой для их исполнения и третий для разрешения вопросов права (принцип разделения властей).

o Все лица равны перед законом и любой богатый или бедный может требовать законной защиты своих прав.

o Правительство является правительством законов, а не людей. Нет никого выше закона. Ни один правительственный служащий не может использовать власть иначе, как дозволено Конституцией или законом.

o Народ может изменить власть Правительства, изменяя Конституцию.

o Конституция, законы Конгресса и договоры США являются высшим правом на их территории.

 

В виде основы устройства высшей власти был принят принцип разделения властей, дополненной системой сдержек и противовесов. Цель: создать механизм, с помощью которого можно предотвратить. Неправомерное возвышение какого-либо органа. Идея разделения властей была, во-первых, аксиомой для участников Конвента, во-вторых, рассматривалась ими как первый принцип хорошего правительства, в-третьих, средство предотвращения тирании и, в-четвертых, гарантия гражданской свободы. В отличие от английской американская концепция ни только не признавала принцип верховенства Парламента, но на против настаивала на установлении строго контроля над законодательной властью. При этом учитывался опыт американской революции, в ходе которой пришлось вести борьбу против английского парламента. Система сдержек и противовесов (взаимозависимость и взаимоконтроль различных институтов государственной власти) теоретически была сформулирована Мэдисоном: «Следует создавать стремления, чтобы они противодействовали другим стремлениям». Американский государственный аппарат устроен так, чтобы посеять бурю во взаимоотношениях между органами, чтобы столкнуть их лбами, чтобы не было политического монополизма. А как это сделать? Стремление Президентов, законодателей, судей постоянно сталкиваются, так как каждый из них ответственен перед различными категориями избирателей. Отцы основатели позаботились о том, чтобы большинство избирателей сразу могли взять под контроль только один государственный орган. Для этого все институты государственной власти наделялись различным сроком полномочий. Это обеспечивает не только преемственность в политике, но и оттягивает возможные политические перемены, способствует консервации элементов политического режима. Взаимоконтроль означает, что каждый орган имеет возможность в известной мере контролировать деятельность других, а также обладает смежной компетенцией. С одной стороны это поощряет сотрудничество и взаимное приспособление государственных органов, а с другой стороны создает потенциал для конфликта, который разрешается путем переговоров, сделок и компромиссов.

 

Другим принципом Конституции является федерализм, который выражается во-первых, в четком определении полномочий федеральной власти (внешняя политика, оборона, федеральный бюджет, вопросы гражданства, внешняя торговля, товарооборот между штатами), во-вторых, в определении полномочий, которые штатам не принадлежат (штаты не вправе заключать международные договоры, вступать в межгосударственные союзы, выпускать деньги и т. д.). В-третьих, в 10-ой поправке к американской Конституции сказано, что полномочия, не принадлежащие федеральной власти, и пользованием которыми не запрещено штатам, сохраняются за ними. Штаты вправе принимать свои законы, конституции, регулировать торговлю и экономическую жизнь штата, обеспечивать охрану общественного порядка и т. д.

 

Принцип судебного контроля за конституционностью правовых актов в ходе рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел считался само собой разумеющимся, хотя специальной конституционной нормы на этот счет не было. Он был обоснован Гамильтоном: «Власть народа выше законодательной и судебной властей, когда воля законодателя, выраженная в статутах противоречит воли народа, выраженной в Конституции, судьи должны руководствоваться последней (волей народа), а не первой (волей законодателя), они должны принимать свои решения на основе фундаментальных законов, а не тех, которые таковыми не являются».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал