Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции добра и зла






Говоря о современных концепциях добра и зла, не имеются в виду новейшие моральные идеи, которые не имеют никаких аналогов в прошлом. Большинство этих концепций своими корнями уходят в далекое прошлое. Однако в современном мире эти старые идеи могут наполняться новым содержанием, находить другое значение, по-новому восприниматься.

Гедонизм истолковывает добро, как то, что приносит удовлетворение, наслаждение, радость. Зло — страдание, горе, неудовольствие. Современные гедонисты утверждают, что сама человеческая физиология подсказывает ему, что добро, а что зло, сопровождая полезное чувством приятного, а вредное — неприятного. Последнее утверждение совсем неоднозначно. Наркотик, например, может вызывать приятные ощущения, но всем известны губительные последствия его употребления.

С точки зрения концепции аскетизма добро есть то, что человеку велит делать долг, независимо от того, приятно ему это или нет. В сравнении с гедонизмом аскетизм представляет собой другую крайность, он призывает к самоотречению, к отказу от материальных благ и удовольствий. Таким образом, как всякая крайность, аскетизм противоречит естественным человеческим стремлениям и потребностям.

Концепция эгоизма утверждает, что каждый человек по своей природе неискоренимый эгоист и всегда преследует собственные эгоистические цели, потому, если не лукавить, то каждым человеком добро понимается как что-то соответствующее его личным интересам.

Противоположную эгоизму позицию в понимании добра занимает концепция альтруизма. Альтруизм истолковывает добро как бескорыстное служение другим людям, как забвение собственного «Я», отказ от своекорыстных интересов.

Концепция утилитаризма рассматривает добро как то, что приносит пользу, зло — вред.

Добро — это то, что ведет к самосовершенствованию человека, - утверждает концепция перфекционизма.

Футуристическая концепция добра, во-первых, торжество добра, его победу над злом относит к грядущему, а, во-вторых, в самом будущем видит основной критерий добра. Другими словами, добро есть то, что утвердиться в будущем как нечто общепризнанное. Естественно, что такая концепция немыслима без веры в прогрессивное развитие человеческого общества.

Концепция конвенционализма называет добро продуктом соглашения людей. Конвенционализм объявляет добро то, что принято считать добром в том или ином обществе.

Концепция интуитивизма утверждает, что чувство добра является врожденным свойством человека. Выбор между добром и злом человек осуществляет по наитию. Добро, якобы, нельзя познать рационально, его можно постичь только интуитивно.

Концепция релятивизма считает добро и зло понятиями относительными. То, что в одни времена, у одних народов считается добром, то в другие времена и у других народов может считаться злом и никакого объективного критерия добра и зла нет и быть не может.

Как мы видим ни одна из существующих концепций добра и зла не может претендовать на истину в последней инстанции. Вместе с тем, каждая из этих концепций высвечивает какую-то грань этих нравственных понятий.

Закончить эту лекцию хочется словами современного философа «... задача для человека состоит в том, чтобы научиться различать истину и ложь, добро и зло и делать самостоятельный выбор».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему добро и зло являются центральными категориями этики?

2. Каково соотношение понятий «добро» и «благо»?

3. Что проще: воздержаться от зла или творить добро?

4. Что, по Вашему мнению, побуждает человека делать зло?

5. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают насильно?

6. Охарактеризуйте современные концепции добра и зла.

Литература:

1. Апресян Р. Постижение добра / Р. Апресян. - М.: Мол. гвардия, 1986. - 207 с.

2. Гусейнов А. А. Этика: учеб. пособие / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М.: Гардарики, 1998. - С. 241-281, 336-349, 434-461.

3. Кон И. С. Психология доброго поступка / И. С. Кон // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат, 1990. - С. 41-46.

4. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. - М.: Политиздат, 1991. - 362 с.

5. Разин А. В. Этика: учебник для вузов / А. В. Разин. - М.: Академический Проект, 2003. - С. 429-442, 469-488.

6. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. - М.: Политиздат, 1992. - 351 с.

7. Согомонов Ю. В. Добро и зло / Ю. В. Согомонов. - М.: Политиздат, 1965. - 96 с.

8. Шердаков В. Н. Добро и зло: очерки нравственной философии / В. Н. Шердаков. - М.: Знание, 1992. - 64 с.

9. Этика: энциклопедический словарь / под ре. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - С. 445-447, 486-497, 542-544.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал