Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артур Шопенгауэр






В любом обществе, равно как и в жизни отдельно взятой личности, всегда присутствуют определенные общественные установки, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и т. д. Подобные общественные установки в этике именуются моральными ценностями.

Особое место среди них занимают категории Долга и Совести, которые относятся к высшим моральным ценностям. Именно от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши поступки, взгляды, оценки. Поэтому важно разобраться в сущности этих ценностей.

 

1. История формирования понятия «долг»

Понятие «долг» имеет длительную историю развития. Понятие долга ввел в античную философию Сократ, причем не теоретически, а своим послушанием тому приговору, который вынес ему суд Афин. Хотя Сократ был не согласен с приговором суда, но он не мог его нарушить, будучи законопослушным гражданином; тем самым, он продемонстрировал своей смертью пример выполнения гражданского долга.

Этические теории прошлого рассматривали долг как проявления либо божественной воли, либо вечных и неизменных свойств человеческой природы. В этике стоиков, например, долг покорности судьбе, воле Бога и стоический идеал мудреца, поднимающегося выше материальных интересов и страстей, выводился из воли божества.

В китайской философии значение долга имела категория «и», которая означала выполнение строго установленных в рабовладельческом и феодальном обществе Древнего Китая норм и правил поведения («ли»). В индийской этике понятие долга, обозначаемое термином дхарма, было тесно связано с комплексом религиозных идей буддизма, индуизма. Средневековая религиозная мораль требовала полного подчинения человека божественной воле, которая рассматривалась как источник и критерий долга. Осознание долга будто бы происходит или через «божественное откровение», или через посредство религиозных авторитетов.

Материалисты прошлого стремились свести содержание и критерий долга к земной основе. Многие из них связывали нравственные обязанности человека с его личными интересами и потребностями. Французские материалисты XVIII века подвергли резкой критике религиозное понятие долга и теорию врожденных нравственных идей с позиций индивидуализма, который был в то время средством духовного освобождения личности от гнета религии. По их мнению, истинные основы морального долга лежат в сфере собственного интереса, собственного счастья и безопасности каждого человека, а сознание долга определяется опытом и разумом.

Многие идеи стоицизма, прежде всего, учение о нравственном долге, были развиты в Новое время И. Кантом. По вкладу в этику его можно сравнить разве лишь с Аристотелем, хотя он разделял во многом и противоположные взгляды. Кант конкретизирует понятие долга, выделяя следующие его виды:

- долг человека по отношению к высшим существам (если они есть);

- долг человека перед человеком;

- долг человека перед низшими существами (например, животными).

Более подробно он останавливается на втором виде долга (собственно нравственном), разделяя его на две части — долг человека перед собой и долг перед другими людьми. Долг человека перед самим собой распадается на две части — забота о сохранении своего физического тела (забота о собственном здоровье) и забота о себе как духовном существе (обязанность совершенствоваться в культурном и нравственном смысле). Долг человека перед другими людьми заключается в обязанности уважения, благожелательности и любви.

Способствовать счастью ближнего — нравственный долг человека, гораздо более благородный и достойный, чем цель стремиться к собственному счастью.

По мере завоевания буржуазией господства, проблема нравственных обязанностей все больше решается буржуазной этикой с позиций удовлетворения эгоистических интересов личности. Разрабатываются этические теории, в которых моральные отношения людей, в том числе и их нравственные обязанности, сводятся к торгашески понятым отношениям взаимной полезности (буржуазный утилитаризм. И. Бентам, Дж. Ст. Милль). Появляются теории, в которых делается попытка теоретически обосновать ненужность понятия долг («мораль без обязательства и без санкции» - Гюйо). Аморальность буржуазного общества ярко проявляется в теориях элиты, культе «сверхчеловека», который не знает и не должен знать никаких нравственных обязанностей перед обществом (Ф. Ницше).

Марксистская этика исходит из того, что требования долга в классовом обществе носят классовый характер. Каждый класс вырабатывает свое понятие о долге, соответствующее его интересам. Революционный долг рабочего класса состоит в сплочении всех трудящихся для совместной солидарной борьбы за уничтожение эксплуатации человека человеком, за мир, демократию и социализм. Высшим, священным долгом рабочего класса является борьба против капитализма, за построение коммунистического общества. Долг всех народов состоит в борьбе против империалистических войн, против милитаризма.

Основным содержанием долга в социалистическом обществе является преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, выполнение законов и правил социалистического общежития, защита Родины от империалистических агрессоров, борьба против остатков старого строя в сознании и быту людей и т. д. Выполнение долга перед обществом является одним из основных принципов морального кодекса строителя коммунизма, вошедшего в Программу КПСС.

Социалистические общественные отношения создают наиболее благоприятную возможность для того, чтобы сознание и чувство общественного долга стало неотъемлемой чертой духовного облика каждого члена общества. Благодаря единству личных и общественных интересов людей при социализме, честное выполнение общественного долга становится условием нравственного удовлетворения личности и личного счастья.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал