Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совесть и стыд






Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма — стыда. Стыд и совесть, в общем-то, довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам и ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому человек может испытывать стыд — даже за случайные, не предполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он понимает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают обо мне так-то. Они ошибаются. И, тем не менее, мне стыдно, потому что обо мне так думают».

Логика совести другая. И это было осмыслено исторически довольно рано. Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н. э., еще не знал специального слова «совесть». Но он требовал нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись более стыдиться самого себя, чем других … Дó лжно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: не делай ничего непристойного».

Итак, подводя итоги, следует отметить, что совесть — это особый морально- психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «долг».

2. Понимание долга в античной философии.

3. Каковы особенности проявления долга?

4. Дайте определение понятию «совесть».

5. Каково соотношение между долгом и совестью?

6. Стыд и вина как проявления совести.

 

Литература:

1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1985. - С. 87-132.

2. Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В. И. Бакштановский. - М.: Политиздат, 1983. - 224 с.

3. Бердяев Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

4. Гусейнов А. А. Этика: учеб. пособие / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М.: Гардарики, 1998. - С. 241-281, 336-349, 434-461.

5. Душенко К. В. Большая книга афоризмов / К. В. Душенко. - 9-е изд., испр. - М.: Эксмо, 2008. - С. 219, 776-778.

6. Кант И. Из «Лекций по этике (1780-1782)» / И. Кант // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат, 1990. - С. 297-322.

7. Разин А. В. Этика: учебник для вузов / А. В. Разин. - М.: Академический проект, 2003. - С. 429-442, 469- 488.

8. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости: избр. произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1993. - С. 183-371.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал