Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика 1. Анкета Н.Г. Лускановой.
Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребенком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из десяти вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как умение хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой ннформации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Учащимся предлагается ответить на вопросы, выбрав один из трех предложенных ответов по каждому вопросу. Ребенку дается инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трех вариантов ответов, который выражает твое мнение”. Вопросы анкеты: 1. Тебе нравится в школе или не очень? • не очень; • нравится; • не нравится. 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? • чаще хочется остаться дома; • бывает по-разному; • иду с радостью. 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? • не знаю; • остался бы дома; • пошел бы в школу. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? • не нравится; • бывает по-разному; • нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? • хотел бы; • не хотел бы; • не знаю. 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? • не знаю; • не хотел бы; • хотел бы. 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? • часто; • редко; • не рассказываю. 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? • точно не знаю; • хотел бы; • не хотел бы. 9. У тебя в классе много друзей? • мало; • много; • нет друзей. 10. Тебе нравятся твои одноклассники? • не нравятся.
Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, предложенной автором методики Н. Г. Лускановой в работе «Методы исследования детей с трудностями обучения».
• высокая школьная мотивация — 30 баллов; • нормальная школьная мотивация — 20 баллов; • школа привлекает внеучебными сторонами — 15 баллов; • низкая школьная мотивация — 10 баллов; • негативное отношение к школе — ниже 10 баллов. Первичное анкетирование учащихся желательно проводить в начале учебного года (перед проведением программы), повторные опросы по анкете - в конце учебного года. Методика 2. Рисование на тему: ”Что мне нравится в школе: Еще в исследованиях А. М. Шуберт, проведенных в 1928 г.на материале более 10 тысяч рисунков, было выявлено, что дети подвижные чаще изображают подвижные объекты, рисунки робких и застенчивых детей отличаются крупным форматом, а импульсивные дети рисуют размашисто и небрежно. О внутреннем беспокойстве свидетельствует «уплотненность» и закрашивание всего пространства рисунка. При анализе рисунков оцениваются следующие показатели: 1. Соответствие заданной теме. 2. Сюжет (что изображено). 3. Размеры рисунка и отдельных деталей. 4. Цветовое решение. 5. Динамика изображения. 6. Правильность рисунка. 7. Законченность рисунка. При анализе детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» также используется 30-балльная шкала, описанная Н. Г. Лускановой. 1. Несоответствие заданной теме может указывать на: а). отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т.д. Это свидетельствует о незрелости школьной мотивации; б). детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований; в). неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой псхического развития. При несоответствии рсунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов. 2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено: а). учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т. п. - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов); б). ситуации неучебного характера - школьное здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п. – свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (20 баллов); в). игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности (10 баллов). Методика 3. Опросник «Направленность на приобретение знаний» Инструкция учащимся: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Необходимо внимательно прочитать утверждение и из двух ответов нужно выбрать один (а или б) и написать рядом с вопросом, в конце предложения. Отвечайте, долго не раздумывая, помните: нет «хороших» или «плохих» ответов Если вы выбрали «а» – поставьте «а» рядом с утверждением. Если вы выбрали «б» – поставьте «б» рядом с утверждением.
|