Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабский Халифат






1. Возникновение мусульманской империи.2. Основные черты общественного строя.3. Характеристика государственного строя.

4. Распад Халифата.

 

1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становле­нием новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в За­падной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное офор­мление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель­ную часть других районов Аравии.

 

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное те­ократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марок­ко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных ра­бовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государ­ства принято подразделять на следующие периоды:

 

• период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

 

• период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг. Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское обще­ство кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной* общины, подрывом соот­ветствующих ей политеистических религиозных представлений. Все ара­бы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся од­новременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

 

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсаль­ность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последовате­лей независимо от их происхождения и-родоплеменной принадлежнос­ти, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую оче­редь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой I..-,? сульманской правящей элите примкнула старая родоплеменна* и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.

Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политичес­ких норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ис­лам всеобъемлющей, тотальной системой,, претендующей на удовлет­ворение всех духрвных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово " ислам" по-арабски означает " преданность", " покорность") и признания права на конт­роль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитар­ный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростов­щичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объе­динения различных населявших Халифат этнических, расовых, куль-, турных групп в единый политико-идеологический организм.

 

2. Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:

• доминирующее положение государственной собственности на землю;

• широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

• государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;

• религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;

• отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у го­родов, каких-либо свобод и привилегий.

Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (не­мусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраня­ли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со време­нем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоот­ношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачи­вать поземельную и подушную подать (харадж).

3. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племен­ная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника. После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственни­ков и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вож­дей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухамме­да, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централи­зованной теократической монархии.

Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полно­мочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово " диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:

• военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружени­ем войска;

• диван внутренних Дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство; '

• диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих ос­новных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, ка-раван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции. Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски " пове­литель", " князь"), наместников, управлявших провинциями, на кото­рые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также ме­стный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры име­ли заместителей - наибов. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШв. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до на­чала XVI в.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал