![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утверждение конституционной монархии в Англии XVIII в.
1. Утверждение в Англии кощггятуционной монархией получило закрепление в следующих актах парламента: • Хабеас корпус акт (" Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") - 1679 г.;, Билль о правах - 1689 г.; ^ Акт об устроении - 1701 г.
2. Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт (" Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократическбго правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка. Его название происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного.
3. Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов р парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в Згода, впоследствии был увеличен до 7 лет.Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права: • приостанавливать действие законов ил и их исполнение; • взимать налоги и сборы в пользу короны; • набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.
4. Акт об устроении, или " Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития конституционного строя Англии > ажное значение имели следующие положения этого документа: • установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подписи соответствующего министра; • установление принципа несменяемости судей- отстранить их от должности можно было только по решению парламента: Это правило провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.
5. Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. Эти правила утвердились в XVIII в. и стали называться кои-стугущонным прецедентом. К основным из них относятся: • непосещение королем заседаний кабинета министров; • формирование правительства из членов партии, победившей на выбо- • коллегиальная ответственность кабинета министров; • отказ короля от права вето. 6. Парламент Англии после " Славной революции" вновь стал двухпалатным: • палата лордов -верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля; • палата общин - нижняя палата, формировалась на основе избирательного права. В силу действовавшего в XVIII в. избирательного закона нижняя палата по социальному составу почти не отличалась от верхней, что обусловливало господство аристократии в парламенте. 7. В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти - кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин.
Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров.
Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин.
|