Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев.
Формы правления в Древней Индии имели свои специфические особенности, одна из них состоит в том, что государство развивалось при сохранении большого числа родоплеменных институтов и элементов военной демократии. Важнейшие вопросы ранних государств решались на общинных собраниях. Глава административной власти раджа, так же избирался на народном собрании. Цари в Древней Индии рассматривались как представители Бога на земле, однако были лишены высшей религиозной власти. В условиях варно- кастовой системы брахманы имели значительные возможности влиять как на царя, так и на политику государства. Поэтому индийская монархия в значительной степени представляет собой теократию. Наибольший интерес для нас представляет организация власти в эпоху империи Маурьи. Первым помощником царя был ученый брахман каутилья. Ему предписывают авторство знаменитого политического трактата «Артха- щастра». Этот документ можно расценивать как свод наставлений и практических рекомендаций по управлению государством. Артха- шастра содержит суждения о внутренней и внешней политике, финансах, судебной системе, о наложении взысканий. По сути впервые была разработана концепция государственной власти и управления. При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь наделялся широкими полномочиями, к которым Артха- шастра относит: · Назначение и увольнение высших должностных лиц; · Строительство крепостей и водных сооружений; · Поддержание в пригодности дорог и портов. Царь осуществлял и законодательные функции, но они были ограничены. Считалось, что царский акт должен согласовываться с обычным и религиозным правом. Это выражалось в обязанности царя постоянно советоваться со своими советниками и брахманами. Царь не имел полной самостоятельности при решении судебных дел. Интересен тот факт, что Артха- шастра рассматривает полномочия царя как его обязанности. Царь был обязан: 1. Защищать подданных. 2. Обеспечивать выполнения ими харм. 3. Почитать брахмана. 4. Охранять страну. 5. Охранять собственность. 6. Сохранять чистоту варн. 7. Регулярно собирать налоги. 8. Отправлять правосудие. 9. Опекать малолетних, вдов и больных. При вступлении на престол царь давал клятву служению своему народу и предупреждался о возможной ответственности за не выполнение своих обязанностей (в плоть до восстания подданных). Это является уникальным прецедентом для Древнего Востока. Центральный административный аппарат Древней Индии был относительно слаб по сравнению с другими странами Древнего Востока. Важное место в государственной администрации занимал паришад являвшийся высшим органом государственного управления. Он состоял из чиновников, в том числе и брахманов и давал советы царю по важнейшим вопросам государственного управления. Паришад мог заседать и в отсутствии царя, не всегда поддерживал царские мероприятия, а в некоторых случаях мог и ограничить царскую власть. Кроме того при царе существовал тайный совет, состоявший из узкого круга доверенных лиц. В необходимых случаях собирался совещательный представительный орган Раджасабха. В него входили представители аристократии, чиновники, представители городского населения. Для государственного аппарата империи Маурьи характерно ценкое деление чиновников на две группы: 1. Чиновники центрального управления. 2. Чиновники местного управления. Главные должности занимали: · Главный советник и жрец царя; · Высший советник по вопросам делопроизводства (тхармадьягша); · Главный сборщик налогов; · Главный казначей. Большую роль играли ведомства связанные с ведением военных действий, сбором налогов и ведомство общественных идей. Важной частью государственного механизма являлась армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско в Древней Индии и весьма многочисленным до полумиллиона человек. Кадры военных начальников формировались из кшатриев, а во время войны собиралось ополчение куда собирались вайши и шундры. Центральному административному аппарату подчинялись провинциальные. Вся территория государства делилась на две части- это императорские земли и остальные провинции, которые обладали определенной самостоятельностью. Во главе этих провинций стояли царевичи и родственники царя. В Древней Индии традиционно высокой была роль органов местного самоуправления. Во главе общин стояли старосты, являвшиеся представителями царя, которые выбирались из зажиточных крестьян. Важнейшие вопросы жизнедеятельности общины решались на общинных собраниях или советом старейшин. Судебная система Древней Индии сохранила не мало пережитков родового строя. Параллельно продолжали существовать две самостоятельные судебные системы: царская и общинная. Высшим судьей в государстве считался царь, который рассматривал важнейшие государственные дела или дела касавшиеся царского хозяйства. Иногда вместо себя он назначал судебную коллегию состоявшую из брахмана и трех судей. В административно- территориальных единицах назначались территориальные коллегии состоявшие из трех судей. Помимо них судебными полномочиями обладали: надзиратели, наместники в главных провинциях, должностные лица. Функционировал общинный и кастовый суд, который разбирал дела о землепользовании и незначительные правонарушения. 12.Источники права Древней Месопотамии.Законы царя Хаммурапи. Источники права Древней Месопотамии яв: 1.обычая, 2. Акты высших органов управления: Законы Хаммурапи, Законы Ур-Намми, законы Липид-Иштара, законы Среднеассирийского царства. Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали: 1. законы предшествующих правителей; 2. обычное право; 3. собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил. Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения " истинного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются " указы о восстановлении справедливости", которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий. Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Статьи: 1. наказания за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения (ст. 1-5); 2. о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства: 1. статьи о краже собственности (ст. 6-14); 2. о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора (ст. 7); 3. о наказании за содействие беглому рабу (ст. 15-20); 4. о грабеже (ст. 21-23); 5. о воровстве на пожаре (ст. 25). 3. регулирование удельных имущественных прав состоящих на царской военной службе (ст. 26-37); 4. об аренде земли и правилах водопользования (ирригационными сооружениями). Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов (ст. 38-107), обращения в долговую кабалу; 5. способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращаемого долга (ст. 53, 113 и др.); 6. требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию: 1. непротиводействие заговорщикам (ст. 108); 2. обман соседей с мнимой кражей; 3. об отработке долга домашней кабалой у кредитора; 4. о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или против жены свободного человека (ст. 102-103, 114-117, 120-127). 7. раздел о семейственном праве: • о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях (ст. 128-163); • о наследовании (ст. 165-182); • о личных отношениях правового характера в семье между родителями и детьми — законными и приемными (ст. 185- 195). 8. защита от причинения вреда здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения и т.д.) регулируется ст. 196-214. 9. правила и регулирование ответственности за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций и предоставление различных услуг или средств труда (ст. 215-282). Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по излечению болезней, снятием клейма с раба, производством строительных работ, арендой движимого имущества, наймом и продажей рабочей силы и средств труда. На основе знакомства с политикой и Законами Хаммурапи возникает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования. В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть уступает выкупу на основе тарифа поранений. Государство через своих служителей заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледелия, торговли, прокладывании и поддержании в надлежащем режиме водных сообщений и каналов. Государство придерживается мирной позиции, нет привилегий у тех или иных национальностей (вавилонян, эламитов и др.). Социальная структура в значительной мере дифференцировалась на основные и неосновные группы и слои (например, в жречестве имелось несколько категорий и классов служителей, служба царю выдвинула классы баиру (охотники), ридсабе (служилые люди, солдаты). Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуманным правителем. Однако в сборнике законов, где очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и произвольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устрашения, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе.
|