Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословно - представительская монархия во Франции.






Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении страной, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты. Генера́ льные шта́ ты во Франции - высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 гг.Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства. Предшественниками генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII. Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан. Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV в. (Парижское восстание 1357—58, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент. В конце XIV в. Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV в. институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, 1593).

26.«Великая хартия вольностей».Образование английского парламента и его компетенция в период средневековья.

Вели́ кая ха́ ртия во́ льностей (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter) — грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года и ставшая в последующем одним из основополагающих конституционных актов Великобритании. Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».Великая хартия вольностей также содержала положения о единстве мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих доверия и других гарантий правосудия.Кроме закрепления соблюдения королём установленных обычаев, хартия запрещала взимать с феодалов безвозмездные отчисления в пользу короны без их согласия (щитовые деньги), ликвидировала права короля на вмешательство в деятельность феодальных курий и, главное, создавала комитет из 25 баронов, которые в случае нарушения великой хартии вольностей королём имели право начать против него войну. Особое значение в великой хартии вольностей имеет 39 статья, в которой запрещались арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание и иное ущемление прав феодалов как свободных людей, иначе как по законному приговору равных (укрепив институт присяжных).Эти статьи хартии оказались наиболее жизнестойкими и составили основу последующих редакций хартии, придали ей в дальнейшем силу конституционного документа и значение -такую окончательную трактовку хартия получила в эпоху английской буржуазной революции. Великая хартия вольностей является памятником средневекового права Англии и частью британской конституции (наряду с Хабеас корпус акт, Биллем о правах 1689 и Актом о престолонаследии 1701). Парламент Англии. Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. В 1066 Вильгельм Норманнский принес в Англию феодализм. При нем существовал совет крупных землевладельцев и иерархов церкви. В 1215 крупные землевладельцы добились от Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов (кроме некоторых старых феодальных налогов) без согласия королевского совета (royal court), который постепенно эволюционировал в парламент. В 1265 Симон де Монфор, 6-й граф Лестерский, собрал первый выборный Парламент. Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком приносившим ежегодную ренту в 40 шиллингов. В городах имущественный ценз различался, разные города имели разные правила. Это подготовило место для так называемого «Модельного парламента» 1295 года принятого Эдуардом I. К правлению Эдуарда III Парламент был разделен на две палаты: одну, где заседала высшая аристократия и высшее духовенство, и другую, где заседали рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и Суверена. Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, однако, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету премьер-министра и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов (" Лордов Парламента"). Формально палата называется Достопочтенные Лорды Духовные и Лорды Светские, собравшиеся в Парламенте. Лорды духовные - это духовенство англиканской церкви, а Лорды светские - члены пэрства. Лорды Духовные и Лорды Светские считаются представителями разных сословий, но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе. Раньше Лорды Духовные включали в себя всё высшее духовенство англиканской церкви: архиепископов, епископов, аббатов и приоров. Однако, во время роспуска монастырей при правлении Генриха VIII, аббаты и приоры потеряли свои места в Парламенте. Все епархиальные епископы продолжали заседать в Парламенте, но согласно Акту о манчестерском епископстве 1847 года и более поздним актам, сейчас Лордами Духовными являются только двадцать шесть высших епископов и архиепископов. Эти двадцать шесть человек всегда включают в себя людей, занимающих «пять больших кафедр», а именно Архиепископа Кентрберийского, Архиепископа Йоркского, Епископа Лондонского, Епископа Даремского и Епископа Винчестерского. Остальные Лорды Духовные - это самые старшие епархиальные епископы, согласно очерёдности рукоположения.Все Лорды Светские являются членами пэрства. Раньше это были наследственные пэры обладающие титулами герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Некоторые наследственные пэры не имели права заседать в Парламенте только по праву рождения: после объединения Англии и Шотландии в Великобританию в 1707, было установлено, что те пэры, чье пэрство было создано Королями Англии имели право заседать в Парламенте, но те, чьё пэрство было создано Королями Шотландии, избирали ограниченное число «пэров-представителей». Похожее положение было принято в отношении Ирландии, когда Ирландия была присоединена к Великобритании в 1801. Но когда Южная Ирландия покинула Соединённое Королевство в 1922, выборы пэров-представителей были прекращены. Согласно Акту о пэрстве 1963, были прекращены и выборы шотландских пэров-представителей, при этом все шотландские пэры получили право заседать в Парламенте. Согласно Акту о Палате Лордов 1999 года, только пожизненное пэрство (т. е. пэрство, которое не наследуется) автоматически даёт право его обладателю заседать в Палате лордов. Из наследственных пэров только девяносто два — граф-маршал (Earl Marshal) и лорд обер-гофмейстер (Lord Great Chamberlain) и девяносто наследственных пэров, выбираемых всеми пэрами, сохраняют свои места в Палате лордов. Простолюдины, последнее из сословий Королевства, представлены Палатой общин, которая формально называется Почтенные Простолюдины собравшиеся в Парламенте. В настоящее время Палата состоит из 646 членов. До выборов 2005 года Палата состояла из 659 членов, но число шотландских членов парламента было сокращено согласно Акту о Шотландском Парламенте 2004. Каждый «Член Парламента» или " MP" (англ. Member of Parlament) выбирается одним избирательным округом согласно избирательной системе First-Past-the-Post. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединённого Королевства и граждане Ирландии и стран британского содружества, постоянно проживающие в Соединённом Королевстве. Срок полномочий члена Палаты общин зависит от срока полномочий Парламента; всеобщие выборы, на которых избирается новый состав парламента, происходят после каждого роспуска Парламента. Три части Парламента отделены друг от друга; никто не может заседать одновременно в Палате общин и Палате лордов. Лорды Парламента по закону не могут голосовать на выборах членов Палаты общин, кроме того Суверен по обычаю не голосует на выборах, хотя для этого и нет законодательного ограничения.

27.Образование и государственный строй «Священной Римской империи» германской нации.

Идея империи (лат. imperium), единого государства, объединявшего весь цивилизованный и христианский мир, восходящая ко временам Древнего Рима и пережившая второе рождение при Карле Великом, сохранялась и после крушения Франкской империи Каролингов. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Хотя столицей империи Карла Великого был Аахен, имперская идея была связана прежде всего с Римом, центром западного христианства и, согласно «Константинову дару», источником политической власти во всей Европе. После распада государства Карла Великого в середине IX века титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией, за исключением нескольких случаев кратковременного объединения всех франкских королевств. Последний римский император, Беренгар Фриульский, скончался в 924 г. После его смерти власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривали представители ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи в середине X века стало Восточнофранкское королевство, будущая Германия.

Священная Римская империя в X веке. В правление Генриха I Птицелова (919—936) и, особенно, Оттона I (936—973) Восточнофранкское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Аахеном, были отражены набеги венгров (битва на Лехском поле 955 г.), началась активная экспансия в сторону славянских земель Поэльбья и Мекленбурга. Причём завоевание сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в славянских странах, Венгрии и Дании. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х гг. Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви.В 961 г. папа римский Иоанн XII обратился к Оттону с просьбой о защите против короля Италии Беренгара II Иврейского и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над Беренгаром и был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 г. Оттон I был помазан на царство и коронован императором. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви.Священная Римская империя не имела конституции как единого нормативного акта. В основе её государственного устройства и принципов функционирования лежали неписанные правовые обычаи, которые лишь начиная с позднего средневековья стали дополняться законодательными актами императоров и рейхстага. В новое время конституционно-правовые нормы были разбросаны по значительному числу актов, что в сочетании с уникальным федеративным характером империи и сложившейся системой баланса власти между различными имперскими институтами и сословиями создавало достаточно сложную государственно-правовую конструкцию. По образному выражению Иоганна Якоба Мозера, крупного немецкого правоведа XVIII века, Священная Римская империя не имела конституции как единого нормативного акта. В основе её государственного устройства и принципов функционирования лежали неписанные правовые обычаи, которые лишь начиная с позднего средневековья стали дополняться законодательными актами императоров и рейхстага. В новое время конституционно-правовые нормы были разбросаны по значительному числу актов, что в сочетании с уникальным федеративным характером империи и сложившейся системой баланса власти между различными имперскими институтами и сословиями создавало достаточно сложную государственно-правовую конструкцию. По образному выражению Иоганна Якоба Мозера, крупного немецкого правоведа XVIII века, Федеративный принцип и сложная иерархия государственной структуры стали объектами критики со времён Реформации и формирования в Европе централизованных национальных государств. Самуэль Пуфендорф в XVII веке назвал Священную Римскую империю «подобным „чудовищу“ (лат. monstro simile) сообществом полусамостоятельных княжеств, существовавших под прикрытием слабых прерогатив императорского престола»[13]. Однако несмотря на всю децентрализацию империя оставалась единым государственным образованием, с собственным главой — избираемым императором, и субъектами — имперскими сословиями. Дуализм императора и имперских сословий, которые являлись относительно независимыми источниками верховной власти, создавал систему, сильно отличавшуюся от других европейских государств: император «не был империей»[14] и зачастую не выражал её государственной воли. Последний эрцканцлер Священной Римской империи Карл Теодор Дальберг так описывал это государство незадолго до его падения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал