Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к " ликургову строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.
Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из " достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

 

 

10. Общая характеристика истории государства и права Древнего Рима.

11. Образование Римского государства. Царский период.

Римская историческая традиция относит основание города Рима к 753 году до н.э. Рассказы об основании Рима и первом периоде его истории сложились окончательно лишь в период борьбы Рима за мировое могущество, т.е. не ранее III в. до н.э. На эти рассказы нельзя смотреть как на простую запись легенд. В значительной степени это – результат домыслов, и, наряду с легендами, которые могли сохраниться в римских городах, мы имеем дело с различными этиологическими толкованиями, перенесением в прошлое позднейших событий римской истории. Основание города Рима история предписывает братьям Ромулу и Рему, чьи имена связывают с началом царского периода в Риме.

Традиция называет семь римских цезарей: Ромула, Нуму Помпилия, Тула Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Старшего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. С каждым из них связывают различные события. Так, Ромулу предписывают разделение граждан на патрициев и плебеев, учреждение Сената, удачные воины, положившие начало могуществу Рима. Нума Помпилий создает жреческие коллегии и учреждает культ. Сервий Туллий известен своей реформой гражданства. Тарквиний Гордый изгнан в 510 (509)г. За тиранический образ правления.1 Однако не сомневаться в достоверности описываемых событий мы не можем, т.к. до нас дошли лишь отрывочные сведения похожие больше на легенды и предания, нежели на фаты истории.2

Лациум – область, в которой расположен Рим – развивается позднее, чем другие районы Италии. Большая часть Лациума была заселена латинами, у которых сохранялся родовой строй. Они жили в укрепленных поселках и в целях защиты от внешних врагов составляли федерацию.

Рим возникает позднее других общин. Впоследствии Рим расширяет свое влияние на соседние холмы – путем завоевания или путем «синойкизма» – мирного слияния с соседними поселками.

В социальном отношении основной единицей был отцовский экзогамный род, 10 родов составляли курию, а 10 курий – трибу (племя). Три трибы – тиции, рамны и луцеры – составляли римский народ. Для разрешения важнейших вопросов народ собирался по куриям, а эти собрания носили название куриатных комиций.

Во главе всей общины стоял царь (rex), который был военоначальником, верховным жрецом и председателем на некоторых судах. Рядом с ним стоит совет старейшин родов из 300 членов.

Население Рима увеличивалось за счет присоединения соседних поселков, а также пришельцев. Однако подчиненные и пришлые элементы после слияния трех племен не вошли в состав populus Romanus. Они составляли бесправную массу, плебс (plebs от pleo – наполняю), не вошедшую в родовую организацию и не пользовавшуюся правами, в противоположность патрициям (patricii – имеющие отцов).1 В эту же эпоху возникает клиентела, сохранявшаяся на протяжении всей римской истории и менявшая свою социальную сущность.2 Отдельные члены родов становились патронами, т.е. брали под свою личную защиту лиц, лишенных всяких прав, которые в свою очередь обязывались быть верными клиентами. Связь эта была личной, основанной на верности патрона и клиента. Клиенты могли быть из плебеев, могли быть чужестранцами, поселившимися в Риме.

Экономической основой римской общины было сельское хозяйство. По преданию, при основании города Ромул разделил землю между горожанами, с правом передачи этого участка по наследству. Остальная земля находилась в коллективном пользовании, составляла ager publicus. Основой могущества патрициев было главным образом скотоводство. Плебеи же занимались преимущественно хлебопашеством, и собственность на землю появилась, вероятно, раньше у плебса. Торговля и ремесло в царский период было развиты слабо. Находились они в руках плебеев и чужестранцев.

С VII в. до н.э. начинается усиление этрусских городов, распространяющих свое влияние на все более обширные территории. Об этрусском владычестве в Риме свидетельствует рассказ о династии Тарквиниев. Недаром после своего завоевания Тарквиний бежит к этрускам и находит защиту у этрусского царя Порсены.

Приемнику Тарквиния Старшего Сервию Туллию приписывается реформа общественного строя.

Численное превосходство плебса, возрастающее его экономическое значение и то, что плебеи привлекались к военной службе наряду с патрициями и подобно последним вооружались за свой счет – все это привело к тому, что плебеи были включены в populus Romanus, и все способные носить оружие были разделены на пять классов в зависимости от имущественного ценза. Каждый класс выставлял определенное количество вооруженных соответствующим образом войсковых единиц (центурий) и получал такое же количество голосов на собраниях всего гражданства, собиравшегося по центуриям, так называемые центуриатные комиции. Из лиц, обладающих таким же цензом, как и граждане первого класса, комплектовались 18 центурий всадников. Таким образом, было установлено деление граждан по имущественному положению. Всего было образовано 193 центурии. Решающее значение имели граждане первого класса, вместе с всадниками выставлявшие 98 центурий.

Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение Рима на территориальные трибы. Новое устройство знаменовало утверждение в Риме государства. Главное значение приобретали центуриатные комиции, в которых главную роль играло имущественное положение, не всегда совпадавшее со знатным происхождением, а собрания по куриям теряют свое прежнее значение. Тем не менее, родовая знать в Риме, в отличие от передовых греческих государств, сохраняла свое значение.1

Легенды об изгнании Тарквиниев отражают освобождение Рима от этрусского владычества и переходе к республике.

Царский период: население города составили две основные группы: собственно римские граждане (патриции), и их антагонисты — плебеи. Римские граждане были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин — сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом.

 

12. Общественный и государственный строй Римской республики.

В конце VI века до н. э. последний римский рекс был устранен, и на его местостали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской рабовладельческой республики, просуществовавшей около 500 лет.

Главным органом власти был сенат. По числу родов сенаторов былопервоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, — цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Сенатор должен был происходить из родовитой семьи, быть богат, занимать перед тем какой-нибудь важный пост.Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате.

Сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов.

В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий — 6 месяцев.

В ведении сената: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну; мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

По роли сената и его составу римскую республику называют аристократической.

Вплоть до Ш века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной, поэтому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали войны.

Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, многиеважные институты народовластия (народные собрания). С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. Право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.

В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные (считались галвными) и трибутные. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание.Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников — магистратов — республики: консулов, преторов, цензоров и др.

На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Крут деятельности членов коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение — вето — на действия своего коллеги.

Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов(первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью «cum imperium» — командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.

Консулы были высшими магистратами республики — дела текущего управления; следили за исполнением законов.

Консулы и преторы несли ответственность перед одной и той же властью — народным собранием.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчениюпервых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (и рабы) в армию не допускались.

Первоначально каждый ополченец должен был явиться на сборный пункт, имея при себе оружие и позаботившись о пропитании во время похода. С завоеванием Италии характер службы меняется. С конца V века до н. э. римские солдаты стали получать жалованье, казенное вооружение и продовольствие. Однако еще долго римская армия сохранит свой ополченский характер: по окончании войны солдаты расходятся по домам.

Армия строилась на началах самой строгой дисциплины. Командующий имел право смертной казни в отношении всех своих солдат и офицеров. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации — казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, — по жребию.

 

 

13. Общественный и государственный строй Римской империи

После победы внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря — Октавиана над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями. Вместе с тем в Риме и провинциях установился государственный строй — принципат. Для Августа " принцепс" означал " первого гражданина Римского государства", а в соответствии с неписаной римской Конституцией — пост императора.

Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена и при его преемниках. Наконец, в 212 г. н. э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению империи. То был знаменательный шаг, имевший далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Тем более что уже к этому времени различия в положении свободных людей в Риме и империи значительно отличались от тех, что были при республике.

Высшие слои рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым почетным считалось сословие нобилей. Оно еще в IV—III вв. до н. э. сформировалось из патрицианско-плебейской поместной знати. При империи нобили становятся господствующим сословием, доминирующим и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета сделался сенат. Высокопоставленными жрецами и высшими магистратами были представители нобилитета, и так продолжалось в течение веков. Консулат особенно был прерогативой нобилитета. Управители завоеванных территорий — проконсулы, пропреторы, легаты и пр.— принадлежали к нобилитету. Они и управляли провинциями вплоть до того, что навязывали им Конституции.

При императоре Августе нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополнявшееся из сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников, финансовой знати империи с цензом в 400 000 сестерций выходили ответственные чиновники и офицеры. Управление городами находилось в руках декурионов, состоявших большей частью из бывших магистратов. Это были, как правило, средние землевладельцы. На самой низшей точке социального положения находились по-прежнему рабы. При Августе интересы рабовладельцев были ограждены с помощью специальных мер, отличавшихся крайней жестокостью. Были резко сокращены возможности отпуска рабов на волю, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина и не пришли ему на помощь.

Между тем экономическое развитие все более указывало на неэффективность труда рабов. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо, но не более того и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды.

Понимая все это, рабовладельцы-хозяева стали все более широко предоставлять рабам пекулии, т. е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенной заранее долей продукта. Все остальное оставалось работнику, поэтому он старался.

Но для того чтобы пекулиатные отношения получили должный размах, во-первых, их следовало надежно оградить от злоупотреблений и, во-вторых, дать им более или менее широкую правовую защиту. Старое римское право запрещало рабу все виды торговых и займовых операций, если они производились от его имени (не хозяина) и для его же пользы. Старое право запрещало рабу " искать" и отвечать в суде. И так как все эти запреты были преградой на пути развития пекулия как специфической формы арендных отношений, их следовало отменять, смягчать, модифицировать. Так и делалось, хотя и с понятной постепенностью.

Одновременно с этим в пределах Римской империи совершается и другой немаловажный процесс: превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, именуемого колоном. Развитие колоната было прямым результатом нескончаемого насильственного грабежа крестьянской земли, прямо связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, что явилось, с одной стороны, прямым следствием уменьшения военной мощи империи, а с другой стороны, усилением оказываемого ей сопротивления.

Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начинался с краткосрочной аренды, но она была невыгодна арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить у колона стремление к улучшению земли, повышению ее урожайности и пр.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время закон запрещал сгонять колонов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным.

Так в еще рабовладельческом Риме зарождаются феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается. К концу империи запрещаются самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения рабов на волю. Ремесленники, организованные в коллегии, т. е. сообщества, должны были " навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них не что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям.

 

Гос.Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.), от " принцепс-сенатус" — первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III—V вв.), от " доминус" — господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3, 5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.

Доминат. С конца III в. начинается новый этап истории империи — доминат, вовремя которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора — Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы — сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет — консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников — придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты — в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают " варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.

 

 

14. общая характеристика феодального государства.

15. государство франков: общественный и государственный строй

Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов, практикой широкой раздачи земель родовой аристократии и королевским дружинникам. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей.

Гос. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для на-чального этапа (V--VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе -- определялось развитием органов вотчинного управления, третье -- было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в " частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII--IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей.

Уже первые франкские короли обладают значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни.

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления - традиционные собрания деревень. Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником (графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе.

Центральное управление: майордом - первый сановник; маршал - руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском), пфальцграф - возглавлял королевский суд, референдарий - руководитель канцелярии, тезаурарий - " хранитель сокровищ" (государственный казначей) и т.д.

Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности - в почетный наследственный титул.

В 809 г. Карл Великий коронуется в Риме в качестве императора. Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

 

16. государство англосаксов общественный и государственный строй

Общественный строй.
Развитие общественного строя происходило так же, как и у франков, но медленнее. В VII в. выделяется родоплеменная знать (эрлы), противостоящая крестьянам-общинникам (кэрлам), а также полусвободные леты и домашние слуги-рабы. В англосаксонских " правдах" VII-VIII вв. зафиксирована практика индивидивидуального покровительства (глафордата). В IX-X вв. происходит усиление процессов феодализации. Этому способствовали иммунитетные пожалования короля в пользу родовой знати. В законодательном порядке осуществляется принудительная коммендация: каждый человек должен был иметь глафорда (лорда), чья власть распространялась и на личность и на имущество. Запрещался самовольный уход от своего господина. Наряду с родовой знатью существовала служилая знать из королевских дружинников (тэнов), получавших за службу земельные участки. Из обедневших кэрлов формировалось зависимое крестьянство. Из завоеванного населения - рабы.

К XI в. оформление системы феодальных отношений находилось ещё в начальной стадии. Король был верховным собственником всей земли и мог ограничивать иммунитеты и конфисковывать земельные пожалования. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства (особенно на северо-востоке).

Государственный строй.
С завоеванием Британии родоплеменные органы превращаются в государственные. В VII-VIII вв. происходит возвышение королевской власти над родовой знатью. Король в это время был прежде всего военным предводителем, но ещё выборным. У короля было право высшего суда. B IX-X вв. наблюдается укрепление королевской власти: король приобретает монопольное право чеканки монеты, введения пошлин, взимания натуральных поставок от всего населения. Король осуществляет вмешательство во внутриобщинные отношения, и даже в споры между феодалами. Одновременно происходит концентрация политической власти в руках отдельных феодалов в ограниченных масштабах и под контролем королевской власти.

Королевский двор был центром управления страной, а дружинники - должностными лицами государства. Особую роль играли королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией.

Вместо народного собрания появляется " совет мудрых" (уитанагемот) из знати, короля и королевы, епископов, крупных феодалов, а с IX в. в него входят и королевские тэны по личному приглашению короля. Компетенция уитанагемота была довольно широкой: вопросы войны и мира, назначение на должности, утверждение налогов, обсуждение законов, рассмотрение судебных дел. Королевская власть постепенно отстраняла совет знати от решения наиболее важных вопросов.

Местное управление.
Характерным было сочетание сильной королевской власти с общинным самоуправлением. Основная территориальная единица - графство, в которое включались сотни. Во главе графства находился назначаемый королем с согласия знати элдормен (на нем было руководство вооруженными силами), а также личный представитель короля - герефа (мог быть управляющим определенного округа, города). В VIII-X вв. ему передают полицейские и судебные полномочия, сбор налогов.

На местах большую роль играли собрания графства и сотни из всех свободных землевладельцев округи, а также старост общин, священников и выборных сотенных старшин. Собрания были судебными и отчасти административными органами, рассматривали местные дела.

Низшей территориальной единицей была сельская община. На собраниях из всего взрослого мужского населения решались хозяйственные вопросы, мелкие уголовные дела и гражданские споры. Общины были разбиты на десятидворки, которые несли коллективную ответственность за преступления, совершенные на их территории.

Армия и суд.
Армия состояла из дружин и народного ополчения, состоявшего из всех свободных граждан. Каждое графство направляло половину населения в ополчение, а вторая половина возделывала поля. На каждом графстве лежала обязанность снаряжения определенного количества кораблей с экипажем.

Высший суд - суд короля. Собрания графства решали все уголовные и гражданские дела на территории графства (председатель - элдормен). В них же рассматривались жалобы на судебные решения сотен. Постепенно выделяется коллегия из 12 старших тэнов (наподобие рахинбургов у франков).

 

17. Франция периода сеньориальной монархии. Общественный и государственный строй.

С середины XII века в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом числа городов, являвшимися естественными союзниками королевской власти, короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране.

С XII века практически прекращается процесс дробления феодальных владений. Феодальные поместья окончательно принимают характер родовых владений. Доступ в класс феодалов новых лиц становиться ограниченным. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XII веку складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия – дворянства.

В IX-XI веке происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращаются в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли целый ряд повинностей, выплачивали значительное число податей и платежей.

Другая группа феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу. Вилланы выплачивали сеньору оброк (талью), но тяжесть его была меньшей, чем у сервов.

В XI-XII веках в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус – городское население. Города путем вооруженной войны или откупа добивались освобождения от сеньориальной власти и предоставления им специальных грамот вольностей. Городская жизнь носила сословно-корпоративный характер (купеческие и ремесленные корпорации).

До конца XII века главную роль при дворе играл сенешаль (также сенешал). Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Сенешалей избирали из наиболее знатных и могущественных семей Франции. В некоторых источниках должность сенешаля приравнивают к должности визиря в восточных странах. Со временем должность сенешаля приобрела такую силу и могущество, что король Филипп II Август оставил её свободной, после этого она прекратила свое существование.

Коннетабль - глава королевской конницы, учрежденной самим Карлом Мартеллом, второй (в военных делах) после сенешаля. После него следовал маршал, а с XIII века королевский адмирал (с развитием флота, и соответственно, его военного значения).

Королевский казначей - чиновник, ведавший государственными архивами и королевской казной. С XIII века с передачей государственной казны в руки ордена тамплиеров его полномочия существенно сократились.

Канцлер - чиновник, руководивший королевской канцелярией, редактировавший королевские акты, представлявший их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Его влияние на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII веке (с Людовика IХ) этот пост длительное время не замещался.

Министериалы первоначально были выходцами из светских феодалов королевского домена и священников. В XIII веке в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также легисты (юристы).

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов - курии короля, возникновение которой также относится к эпохе правления Каролингов. При первых Капетингах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на её заседания. Вначале в неё участвовали лишь непосредственные вассалы короля, которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. На одобрение курий предоставлялись законодательные акты короля.

Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, то есть там, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления.

С середины XI века король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа – преводства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах майоры. Прево занимался в основном сбором средств на нужды государства, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.

Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226-1270):

1. Военная реформа. Создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король стал меньше зависеть от феодального ополчения, более эффективно стал использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.

2. Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, то есть разрешение споров между феодалами путем вооруженной борьбы. Соперничающие стороны обязаны обращаться в королевский суд[8]. Из королевской курии выделилась особая палата – Парижский парламент, который собирался 4 раза в год, ставший верховным судом во Франции, состоявший в основном из профессиональных юристов[9].

3. Финансовая реформа. Людовика IX ввел на территории домена единую королевскую монету, имевшую право обращения на остальной части страны наряду с местными монетами. Затем она постепенно вытеснила местную валюту.

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

Особое внимание следует обратить на правовое положение основных групп населения. Развитие феодальной собственности на землю и сложной системы вассалитета тесно связано со становлением господствующего класса - феодалов. Крупные феодалы руководствовались принципом “чем больше, тем лучше”, и поступали соответственно: в своей собственности они удерживали лишь небольшое количество земли, составляющие его родовое поместье, остальное же они раздавали вассалам.

Отношения между вассалом и сеньором строились на основе договора, однако, стороны не занимали одинакового правового положения. Договор вассалитета содержал строгую систему иерархий и зависимостей, то есть получатель земельного надела (вассал) признавал верховенство сеньора. Договор заключался публично, с большой помпезностью и с помощью тщательно разработанных обрядов.

 

 

18. Франция в период сословно-представительной монархии. Общественный и государственный строй.

Этот период хар-ся значит. развитием городской промышленности и торговли. Эконом. связи между городом и деревней приобретают устойчивый, стабильный хар-р. В связи с развитием тов. –ден. отнош. феодалы нач. заменять часть натур. повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров эконом. более развитых областей был предпочтительнее лично свободный крестьянин – держатель наследственного земельного надела – цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж – ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Цензива, вскоре ставшая основной формой крестьянского землеиспользования,, содействовала почти полному исчезновению серважа. Все население страны делилось на 3 сословия: первое – духовенство, второе – дворянство, третье – городской патрициат. Процесс оформления сословно-представительной начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феод. раздробленности. Ликвидация феод. раздробленности и усиление королевской власти хотя и достигали значит. успехов, но были еще далеки от своего завершения. Нач. созываться собрания представителей от сословия. На обсуждение собраний выносились важнейшие? внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегосударственные налоги. Регулярные денежные поступления позволили правительству сформировать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления. В 1302г. впервые было созвано общефранзузское собрание сословий (Генеральные штаты).Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Третье сословие выбирало своих депутатов. Все? рассматрив. раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. К центр. Органам государств. управл. относ.: Государств. совет, который осущ. по указаниям короля руководство отдельными звеньями управления и контроль за их деятельностью., и счетная палата – фин. управление. Среди должностных лиц наибольшее знач. имели: канцлер, осущ. текущее управл. должностными лицами и контроль за их деятельн., во время отсутствия короля он председательствовал в Гос. совете, под его руков-м составлялись проекты ордонансов; коннентабль – командир конного рыцарского войска, с 13 в. командир королевской армии; камерарий – казначей; палатины – королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля. Отнош. вассалитета постепенно сменились относительно централизованным многозвенным бюрократическим аппаратом. Королевский домен был разделен на почти равныеадмин. ед. – бальяжи. Ими управляли бальи – чиновники (сбор налогов, наблюд. за деятельн. админ.-судеб. органов). Бальяжи делились на превотажи во главе с прево. Правительство усилило свой контроль и над гор. самоуправл. – коммунами. Коммуны осущ. админ. управл. и суд, имели право издавать постановления, обяз. для горожан. Выборный орган гор. самоуправл. – городской совет – состоял из эшевенов и пожизненно избранного гор. главы – мэра. В развитии судебных учреждений обозначились след. тенденции. 1) некоторые судебные правомочия изымались у феодалов и церкви и передавались королевской юстиции. 2) Наметилось постепенное, но не ставшее полным, обособление судов от админ. органов и соответственно формирование судебной системы централизованной монархии. Парламент стал высшим апелляционным судом. Его разделили на палаты: большую (судебную), несколько следственных, а через некоторое время – на несколько палат прошений. Основную массу уголовных и гражданских дел в качестве королевских судей на местах рассматривали бальи, сенешали и Прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от административных органов. В 14 в. создается спец. орган преследования и обвинения – прокуратура.

 

 

19. Франция периода абсолютной монархии. Общественный и государственный характер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задача 3. 3. Распределение 250 пар, вступивших в брак, по возрасту мужчин Х (лет) и женщин Y (лет) представлено в таблице: | Конспект учебного занятия по курсу
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал