Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эти органы лишь маскировали единовластие.
Выборы являлись фикцией, т.к. кандидатов было столько, что чиновники имели полную свободу выбора. С парламентским строем было покончено, миниум имевшихся демократических свобод уничтожены. Упраздняется выборное местное самоуправление. Строгая иерархическая подчиненность Первому Консулу. 1802 г. – Наполеон объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Власть принимает монархический порядок. Армия из освободительной, революционной превратилась в профессиональную, наемную. Созданы привилегированные войска – императорская гвардия. Также было создано несколько полиций - тайная слежка одна за другой. Введена строгая цензура. Соглашение с главой римско-католической церкви. Католицизм – религия большинства французов. Все чины церковной иерархией назначались правительством, утверждались Ватиканом. Духовенство стало получать жалованье от государство, отказалось от претензий на земли, отнятые в годы революции. Армия, полиция, бюрократия, церковь – стали рычагами императорской власти. История империи – захватнические непрерывные войны. 1812 г. – вторжение в Россию. 1814 г. крах наполеоновской армии.
№ 38. Эволюция государственного строя Франции в 1814–1850-х гг.: Легитимная и Июльская монархии, Вторая республика (1848–1852 гг.), Вторая империя. Конституция 1852 г. После поражения Империи возвращаются дворяне-эмигранты, реставрация монархии Бурбонов, но революция разрушила устои старого порядка, Король Людовик 18 соглашается на конституционное правление. 1814 г. Хартия: неприкосновенность собственности. обеспечение всех обяз-ва гос-ва по отношению к его кредиторам, политические свободы (равенство всех перед законом, личная свобода), фактически – на бумаге. В стране восстанавливалась легитимная конституционная монархия. Расширены прерогативы короля (священный, неприкосновенный) по сравнению с конст. 1791 г.: Король: полнота исп. Власти, назначал на все должности в гос.аппарате, армии полиции суде. Право издания указаов и законопроектов, законопроект принятый парламентом приобретал силу закона после утв.королем, право пожалования титула пэра. Выборы: лица, достигшие 30летия, платящие не менее 300 франков прямого налога. Избранными м.б. лица, 40 лет, уплачив.не ниже 1000 франков прямого налога. Легитимная монархия сохранила военно-бюрократический и судебный аппарат, созданный при Наполеоне. Восстановленная монархия Бурбонов вызвала острое недовольство в стране. Расцвет дворянской реакции приходится на 20 гг. 19 века, на престол вступил Карл 10, закон о выплате возмещения возвратившимся эмигрантом, тяжесть на плечи крестьянства. Законы, ущемлявшие интересы предпринимателей, наказания за выступления против церкви. Июнь 1830- решение прав-ва упразднить конституционный режим, уст. Хартией 1814 г. 4 ордонанса: о роспуске палаты депутатов, уменьшение вдвое депутатов в нижней палате, доп. Цензура прессы, запрет собраний и манифестаций. Протесты в стране. Июль 1830 – вооруженное восстание, Карл бежал, с легитимной монархией было покончено. Крупная финансовая буржуазия сформировала временное правительство, провозгласили королем Луи-Филиппа Орлеанского. Новый режим – Хартия 1830 г., она воспроизводила Хартию 1814 г., несколько расширена роль парламента. Законодательная инициатива вручалась обеим палатам и королю, снижение цензов. «Отныне Францией править будем мы, банкиры» - сущность новой монархии. Зима 1848 – вооруженное восстание в Париже, толчок – расстрел мирной демонстрации парижан. Луи-Филипп отрекся от престола. Провозглашена республика. Прав-во обязалось ввести всеобщее изб. Право, улучшить трудовые отношения, другие демократ.меры. Одновременно прав-во укрепляло свои вооруженные силы – мобильная гвардия. Повышение налогов, недовольства крестьян, весной 1848 г. выборы в учредительное собрание, подавляющее большинство - крупные буржуа, земельные собственники, после выборов отмена всех нормативных актов, предусматривавших улучшения полож. Трудящихся. 22 июня – 4-х дневное восстание рабочих, было разбиты мобильной гвардией. Конституция 1848 г. - республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высш.орган – Национальное собрание, исключит.право принятия законов, формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, торговые договоры и др. Срок – 3 года Глава исполнитель.власти – президент. Под его началом армия, полиция, адм. Аппарат, он назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов и др. высших должностных лиц. Вводилось всеобщее и прямое изб.право при тайном голосовании. Спец. Глава была посвящена демократ.правам и свободам. Вторая империя: Первый избранный президент – племянник Н.Бонапарта – Луи Наполеон, политический авантюрист, воспользовался надеждами крестьян на уменьшение бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты (не было выполнено), крупные предприниматели и банкиры ждали от него сильную власть, способную предотвр. Новые революционные выступления. В декабре 1851 г.Луи-Наполеон разогнал Национальное собрание, конституция 1848 г. упраздена. Конституция 1852 г. – закрепить гос.переворот 1851, вся полнота власти в руки президента. Конституция подготавливала условия для провозглашения империи, отличие – власть не наследственная, полномочия президента 10 лет. Ноябрь 1852 – реставрация империи, Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеон 3. Бонапартистское управление – сочетание демагогии и репрессий. Выход – новая война. Летом 1870 Луи начал войну против Пруссии, помешать объединению Германии, эта война обнаружила непрочность бонапартистской империи.
№ 39. Установление Третьей республики во Франции (1870–1875 гг.). Конституционные законы 1875 г. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны». Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс. Парижская коммуна: 18 марта 1871 года пролетариат Парижа восстал после шестимесячной осады города прусскими войсками, измученный голодом и безработицей. Организованный в Национальную гвардию пролетариат провозгласил Коммуну, в которой видел осуществление принципов той «социальной республики», за которую он тщетно боролся в 1848 году. Временная власть оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии. Две силы: пролетарский Париж, с одной стороны, и буржуазная Франция — с другой, — оказались в состоянии гражданской войны. Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила старую полицию. Не стало буржуазного суда. Церковь была отделена от государства. Центральный комитет Национальной гвардии начал с выборов в Совет Коммуны. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам, на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений. Исполнение законов, осуществление политики Совет Коммуны поручил 10 комиссиям, 9 из которых имели строго определенную компетенцию: финансовую, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда и обмена, общественных служб, обороны, общественной безопасности и др. Роль координирующего центра играла особая Исполнительная комиссия, составленная из делегатов всех прочих комиссий. Комиссии, в свою очередь, опирались на широкий актив, особенно на профсоюзы и другие рабочие организации. Коммуна разработала и опубликовала план государственного переустройства Франции. Он был назван «Декларацией к французскому народу» (19 апреля 1871 года). Его принципы: Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной одним — полнотой прав соседних коммун и интересами страны в целом. Каждой коммуне предоставлялось право иметь собственную военную силу в лице национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуны при всей их автономии объединялись в главном городе округа. Окружные собрания посылали депутатов в Национальную делегацию, заседающую в Париже. Центральное правительство наделялось немногими, но очень важными функциями. Коммуна предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны. Низшей судебной инстанцией остались мировые судьи. Многие из них были простыми рабочими. Они разбирали незначительные уголовные и гражданские дела. Для более серьезных уголовных дел был создан особый суд, заседавший вместе с присяжными заседателями. Он назывался «обвинительным жюри». Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая перевесом сил, версальское правительство сумело овладеть Парижем. Коммунаров сотнями расстреливали без суда. Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, обязавшись пятимиллиардной контрибуцией, Национальное собрание Франции, избранное в феврале 1871 года, приобрело мир. После того главной задачей Собрания стала выработка конституции. На это ушло 4 года. В конституционной комиссии заседали 20 монархистов и 10 республиканцев. Замышленная в качестве временной, конституция 1875 года оставляет без внимания такие непременные атрибуты, как функционирование правительства, положение судей, вотирование бюджета и пр. Конституционные законы 1875 года: КЗ об организации государственных властей 25 февраля 1875 года — законодательная власть осуществляется 2 собраниями: палатой депутатов(всеобщим голосованием) и сенатом (определяются особым законом); президент избирается абсолютным большинством голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание на 7 лет; может быть переизбран. Президент имеет право амнистии, назначает все гражданские и военные должности, располагает вооруженной силой, обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен подписью министра. Президент ответственен только в случае государственной измены. Закон об организации сената 24 февраля 1875 года — сенат образуется из 300 членов, 225 избираются департаментами и колониями и 75 — Национальным собранием. Сенат наряду с палатой депутатов имеет право законодательной инициативы и выработки законов. Сенат может преобразовываться в верховный суд для суда над президентом республики или министрами. Закон об отношениях государственных властей 16 июля 1875 года — заседания палаты депутатов и сената публичны, однако по требованию известного числа своих членов могут закрыть двери. Президент обнародует законы в течение месяца, следующего за передачей правительству окончательно принятого закона. Президент не может объявить войну без предварительного согласия обеих палат. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. № 40. Образование единого Германского государства (1806–1871 гг.). Конституция Германской империи 1871 г. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение. Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии. Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том числе Ганновера, Гессен-Кастеля, Франкфурта-на-Майне. В Центральной Европе возникло, по сути дела, новое государство, получившее название северо - германского союза. В Союз не вошли южно-германские государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция. В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Прусский король был коронован императором объединенной Германии, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя. Конституция - в 1867 г. Господство Пруссии было юридически оформлено в Конституции. Конституция германской империи вошла в силу в 1871 г. К ведению общеимперских органов было отнесено – законодательство об армии и флоте, налогах, системе мер и весов, монеты, пути сообщения, почта-телеграф и т.д. Король Пруссии одновременно являлся кайзером Германии, был носителем верховной власти. Его полномочия осуществлялись через канцлера. Кайзер назначал канцлера, высшим чиновником был главкомом Вооруженных Сил, он объявлял войну и мир. Бундесрат - союзный совет, занимал 2-е место по объему прав. Он имел законодательные и административные полномочия. Это был орган представителей государств, вошедших в империю. Число голосов в нем зависело от размеров гос-ва. У него было права рассматривать законопроекты, толковать Конституцию, имел приоритет в законодательном процессе, также это был имперский суд по особо важным преступлениям. Рейхстаг - нижняя палата - избиралась всеобщими выборами (1 депутат на 100 тыс. Избирателей). Для принятия решений требовалось абсолютное большинство голосов. Закон принимался этими 2-мя палатами (бундесратом и рейхстагом). Также рейхстаг утверждал бюджет, но не имел права контроля за исполнительной властью. Канцлер (глава правительства) отвечал перед кайзером. №41. Англосаксонская и континентальная системы права. Сравнительная характеристика. Нормы английского права были заимствованы рядом других стран Бритайских владений, где большинство населения были белые (Австралия, Новая Зеландия, США). Постепенно сложилось понятие англо-саксонской системы права. Этой системе противопоставляют другую систему – континентальную, получившей распространение во Франции, Германии, Италии. Отличия континентальной (романно-германская)системы права 1. Закон – основной источник права, а судебный прецедент либо не признается, либо играет крайне незначительную роль. Именно поэтому рано возникла необходимость систематизировать законы. 2. Стремление кодификации права (создания кодексов). 3. Кодекс – это единый закон, ставящий цель объединить и расположить в определенном порядке нормы права. В текст включались не только нормы права, которые уже содержались в ранее изданных актах, но и новые нормы права. 4. Влияние римского права (римского частного права) довольно широкое – это не рецепция (восприятие) римского права. 5. В отличии от Англии, во Франции был значительный чиновничий аппарат. Для соблюдения его привилегий существовали особые суды из числа чиновников. Речь идет о существовании Особой административной юстиции. В этой связи было резкое деление на публичное и частное право. Публично-правовые нормы регулировали деятельность гос. органов и должностных лиц. Все споры между гражданскими и должностными лицами рассматривались в административных делах. Частное право – регулирует отношения между частными лицами. Деление возникло еще в римском праве. Образцовой страной выступала Франция. Особенности англосаксонской системы права: 1. Прецедент – основной источник права. 2. Кодексов нет (консолидация – поглощение одних актов другими). 3. Нет деления на движимое и недвижимое (как в римском праве), а есть деление собственности на реальную (земля) и персональную (личную).
№ 42. Право Англии в Новое время. Судебная реформа 1873–1875 гг. Право Англии сохранило институты средневековья. Форма средневековья постепенно полонялось буржуазным содержанием. Особенности английского права: 1. Архаизм. 2. Англия располагалась обособлено от Европы, поэтому испытывало незначительное влияние права других стран. В меньшей степени Римского права. 3. В истории Англии большую роль в судопроизводстве сыграла деятельность судей, юристов (судебная практика). 4. Английское право не знает кодификации. Источники: 1. Общее право. 2. Право справедливости. 3. Статутное право. В средневековья судебный прецедент играл важную роль в системе права. Со времен средневековья сложилось две системы права: – общее право (система судебных прецедентов); - и право справедливости. Общее право действовало в судах общего права, а право справедливости действовало в судах справедливости, в канцлерском суде. Сложилось примерно в 15 веке право справедливости. Это тоже система судебных прецедентов. Конечно происходит изменения в этих системах.
Право справедливости, которое менее сковано прецедентом, но стало сковываться. И общее право постепенно находит сближение с правом справедливости. В 1873 -75 гг. были две судебные системы, в результате которых суды общего права и суды справедливости были объединены. Они могли использовать нормы друг друга. И произошло практически слияние этих систем. Вот так сложилась так называемое прецедентное право. Прецедентное право – это основной источник права Англии. Статут - закон Статутное право – это законы, которые принимались тремя инстанциями: 1) палатой общин; 2) палатой лордов; 3) и Королем. Статутное право имело второстепенное значение. В 17 и 18 веках мало что-то менялось. Парламент вел свою «войну» с Королем. Законы противоречили друг другу. В 19 веке влияние парламента усилилось и стали издавать консолидированные акты. Были изданы четыре консолидированных акта, котрые поглотили около 300 старых запутанных статутов. Так или иначе законы (статуты) занимали второстепенную роль. Кодификации нет, но были попытки. В 19 веке юрист Стефан попытался создать уголовный кодекс. Проект был создан, но не принят – противодействие со стороны адвокатов и судей. Гражданское право. В вещном праве нет деления на недвижимое и движимое имущество, а есть деление собственности: - реальная собственность (земля и документы, закрепляющие право на землю, закрепленные реальным иском); - персональная собственность (личные). Реальный иск –в случае удовлетворения иска должны были возвратить именно эту вещь (землю). Персональный иск – можно было ограничено взысканием в денежной выражении. Неограниченное право частной собственности рано утвердилось. Что касается реальной собственности – сопряжено с большими трудностями. От количества земли зависел статус в обществе. Редко кто продавал землю. Обычно землю сдавали в аренду. Малое влияние Римского права на право Англии оно все-таки было, определенное влияние. И в частности институт владения здесь трактовался также, как и в Римском праве, т.е. фактическое обладание вещью. Предположим я фактически обладаю вещью. Но я намерен к ней относится, как к своей? – Нет… Значит я не владелец, я только фактически держу ее, обладаю. Но, если Вы мне, допустим, сказали: «Вы можете эту вещь взять, хотя возможно, я через какое-то время попрошу вернуть ее обратно. Но Вы возьмите и держите ее у себя хоть год, хоть два». Мне становится интересно… В Римском праве предполагается - если я намерена относится к этой вещи в последующем как к своей, то я стану владельцем этой вещи. Правда владение в Римском праве так и различалось законное (если ты собственник, если Вы собственник, то тут в тоже время и владелец, и владелец), т.е. вот это законное владение будет. А если ты не собственник, то ты незаконный владелец. Но незаконный владелец по истечении определенного срока мог стать собственником. В римском праве для недвижимости требовалось два года, для движимых вещей – один год, – в классическом варианте. Так вот это мы опять оттолкнулись от Римского права. Как в Римском праве, так и в Английском праве есть институт Владения, который предполагал фактическое обладание вещью с намереньем господствовать над ней. В Английском праве, при этом, даже они тут дальше римского права пошли, они считают всякое владение правомерно, пока не доказано обратное, и всякий владелец рассматривался в общем как собственник, пока не доказано обратное. Траст – это доверительная собственность. - это передача управления имуществом на определенный срок другому лицу, который выступает как собственник ко всем прочим (третьим лицам) В средневековье, во времена рыцарских походов, этот институт имел широкое распространение. В буржуазное время Траст существовал в частности и был распространен в деятельности банков. Банк проводил операции с деньгами, которые не являлись его собственностью. Банк выступал, как доверительное лицо (деньги клиентов).
|