Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный и государственный строй Римской республики. Государственный строй. Сенат являлся высшим государственным органом Рима
Государственный строй. Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование.Магистратурами в Риме именовались государственные должности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. Общественный строй. К высшему сословию относят римскую знать – нобилитет. Только они могли занимать должности консулов. Также нобилитет претендовал на политическое первенство, имел религиозное влияние на граждан Рима и мог присваивать жреческие должности. Представители нобилитета возглавляли армию, управляли провинциями. Следующими сословиями были политические и правовые сословия сенаторов и всадников, которые выделялись из-за своих богатств. Положение римского гражданина в данный период подразумевало обладание политическими правами (выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии) и личными. Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составляли жители внеиталийских областей (перегринов) и стран, сохранивших автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации (справедливый союз). Жители этой категории сохраняли собственное гражданство и получали государственное покровительство Рима и правовую охрану. Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства (латины). Ими обозначались жители центральной области вокруг Рима – Лациума, которые первыми признали над собой господство Рима и были на положении союзников. Также существовали жители областей или общин, враждебных и покоренных Риму с ликвидацией у них политических и административных институтов. Они могли пользоваться судебной защитой. К несвободному населению относили класс рабов, которые были или захвачены в плен на войне, или родились рабами, или были проданы за долги. 16. Древний Рим: общественный и государственный строй в период империи. Реформы Диоклетиана и Константина. Общественный строй. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати. Из сословия всадников - финансовой знати империи с цензом в 4 000 000 сестерциев выходили ответственные чиновники и офицеры. Правление городами империи осуществлялось декурионами - сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы. На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. Государственный строй. То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима -- устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде. Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, " друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Реформы Диоклетиана и Константина. Диоклетиан назначает себе соправителя – цезаря. Империя была разделена на две части — западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя — цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря. Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) «О беглых колонах» 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них. В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей. Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.
|