Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные цели и задачи образовательной системы в ВУЗах






Современный специалист — это специалист широкого профиля. К этому выводу приходят многие. Например, М. М. Гуренко еще с 70-х гг. прошлого века говорил: практика убедительно показала, что при высоких темпах научно-технического прогресса знания и опыт узкого специалиста быстро морально устаревают: они используются в течение 5—6 лет, после чего необходимо переучиваться и, по существу, приобретать новую специальность, более соответствующую происшедшим изменениям в сфере инженерной деятельности без экономических, моральных и иных издержек для него при узком профиле его подготовки. Отсюда и возникло понятие «широкого профиля» как реакция на реально вскрытые противоречия и попытки сформулировать новый принцип построения модели современного технического специалиста. В настоящее же время моральное устаревание знаний происходит еще быстрее.

Основная проблема существующей системы классического ВУЗовского образования состоит в том, что преподаватель интересно рассказывает, показывает, давая в основном теоретические знания без погружения студента в реальную деятельную среду.

С точки зрения философии образования рассматривается несколько методологических подходов к образовательным системам:

1. Социальный подход (проблема взаимодействия образования и общества)

2. Культурологический подход (образование и ценности культуры).

3. Антропологический подход (становление человека в образовании).

4. Онтологический подход (образование как мировой процесс).

Каждый подход предполагает выявление особой цели образования, которая, в свою очередь, выражается через целый веер задач и педагогических методов. Только их совокупность может дать целостную картину целей и ценностей образования и обнаружить в ней недостающие звенья для поддержания устойчивого развития общества. Однобокий взгляд, естественно, страдает неполнотой и не может быть основой для стратегических оценок и модернизации образования. Но именно это и происходит сейчас в нашей стране, да и во всем мире.

Рассмотрим с этой точки зрения предположительный эскиз целей и задач, которые пересекаются в образовательном пространстве. При этом онтологический и антропологический аспекты выражены в образовании не столь явно, они скрыты в глубине педагогического процесса, а социальный и культурологический аспекты представлены в образовании весьма зримо, отражены в его содержании и расположены на поверхности его управленческих механизмов.

Социальный подход рассматривает социальную роль образования. Эта роль была хорошо известна еще в античные времена, именно с нее начался сам процесс философствование на тему образования.

В социальном отношении к образованию всегда говорится о целях и задачах общества, а именно — государства, в отношении к человеку как члену общества. Например, достижение личного счастья посредством добродетельного служения; удовлетворение потребности человека в качестве жизни, повышение уровня благосостояния людей, их личная успешность и т. п. Целью в данном случае является социализация юного поколения, то есть его адаптация к быстро и часто изменяющимся жизненным условиям, особенно глобализации. Задачами — получение современных навыков, развитие интеллекта, приобретение необходимых обществу профессиональных навыков и компетенций, овладение правовыми нормами взаимодействия людей в обществе, становление гражданина.

Эти цели и задачи полагаются и на соответствующие методы:

— воздействующие, нацеленные от обучающего к обучаемому как на объект воспитания; — технологичные, инновационно-проективные, информационные, рассчитанные на активизацию памяти, рационального мышления студентов, набор познаний, умений и навыков;

— помогающие личности осваивать будущие общественные роли;

— поощряющие конкурентную способность юных в соревновательных условиях изучения;

— равноправие в свободе самовыражения.

Культурологический подход к воспитанию был выявлен российскими философами в тот момент, когда они еще в ХIХ в. предсказали грядущий кризис западной цивилизации, очень быстро несущейся к нему по пути технического прогресса, предложили другие критерии в оценке целей исторического становления. К примеру, хранение национальной самобытности различных народов, проявленной в их культурном достоянии и ценностных ориентациях. В этом контексте «конус притяжения аттрактора» определяет историю народа как целый культурно-цивилизационный процесс скрытый в архетипах народного миросозерцания, проявленных в его культурном коде. Процесс этот характерен абсолютно для любого народа, а вот сообразно форме он постоянно самобытен и национален. На данном фоне пред образованием стоит цель сохраненить целостность культурного пространства страны (региона) путем преемственности юным поколением культурных содержаний бытия народа, проявленных в его духовных предпочтениях. Задачи воспитания при такой установленной цели формулируются как патриотическое и высоконравственное образование, обращенное к идеальным установкам народа.

Соответственны и методы: приобщение к высочайшим образцам, сделанным в государственной культуре — языке, мифологии, литературе, науке, искусстве, философии, исторической и педагогической мысли, пробуждающих чувство вовлеченности к истории родного народа; воспитание отношения к культурному наследию народа как к предмету единой гордости; формирование возможности участников образования к духовному осмыслению и оценке родной культуры; создание национального самосознания.

Антропологический подход к образованию конкретно связан с господствующим в сообществе мировоззрением, осознанием человека как неповторимого феномена природы. Данная неповторимость по-разному формулируется в различных философских системах. В обществе, где главенствуют позитивизм и материализм, человек — биосоциальное существо, имеющее органическую природу и нервную систему, социально-мотивированную. Понятие «человек», он же «индивидум», полностью раскрывается в понятии «персона», совокупность которых и сформирует общество. Так понимает и объясняет себя западная культура. С личностью, либо индивидумом, имеет дело и западное образование. Антропологический подход тут вполне сводится к использованию в обучающем процессе этих возрастной психологии.

В современной отечественной философии суть и полнота природы человека открывается чрез его универсальные возможности, интегрированные в потребности к творчеству и созиданию. Именно внутри данного подхода появляется теория природосообразности образования, которая опять обращается к идеям педагогической антропологии. Ее значимость для педагогической науки и практики заново переосмысляется, и антропологический подход к воспитанию делается никак не наименее важным, нежели 1-ые два. В нем на 1-ое пространство выдвигается цель формирования личности до созревания в ней творческой индивидуальности, в отсутствии потери полноты ее целостной природы.

Из данной цели выдвигаются задачи воспитания, которые связаны с его гуманизацией: проявление у участников образовательного процесса универсальных способностей — к образному мышлению, к сопереживанию и к созидательной деятельности; соответствие этапов образовательного процесса закономерностям постепенного созревания человека как творческой индивидуальности. Полнота ее природы проявляется в том, что способность к мышлению воздействует на потребность в правде и способность отличить ее от лжи, способность сопереживать связана с потребностью в добре и возможностью отделять его от зла, способность к созиданию связана с потребностью в настоящей красоте и возможностью отличить ее от безобразного. Этому всему нужно учить.

Соответствующие методы:

— ориентир на творческий коллектив, способный к самоуправлению;

— развитие самодеятельности участников процесса обучения (так называемое «свободное воспитание»);

— педагогика сотворчества сотрудничества;

— метод философского диалога;

— глубочайшее уважение к тяге учеников к самосовершенствованию и обретению индивидуальности.

Онтологический подход к образованию еще очень молодой и в то же время просто забытый. Возник он в эпоху раннего христианства и поднял значение педагога («детоводителя») на невиданную высоту, придав процессу воспитания человека огромный масштаб. Эта задача и до сих пор является одним из дел религиозного воспитания. А вот современный онтологический взгляд на образование связан с недавними открытиями в науке (например, антропным принципом Вселенной, ноосферной концепцией В. И. Вернадского) и с действительным расширением границ сознания живущего в конце ХХ и начале ХХI века человека.

Онтологический подход определяет такую цель образования — создать основы ноосферного образования, сформировать планетарное мировоззрение, которое впервые было заявлено в философии русского космизма (Н. Федоров, Э. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, Л. Гумилев, Н. Моисеев, А. Субетто). Там раскрывается космическое назначение человека. Эта цель отражает задачи: благоговение перед жизнью, преодоление неприятных отношений людей друг к другу; воспитание экологического сознания; бережное отношение к здоровью как к чуду жизни, к краскам природы как к факту ее нерукотворности; ограничение потребностей потребления, ведущих к разорению ресурсов планеты.

Соответствовать методы реализации целей и задач: космизация сознания; развитие целостного мышления; нравственная ответственность за свое здоровье и за других; экологическая помощь природе; проектное творчество.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал