Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рим в период республики.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Республика делиться на 2 этапа: 1 - ранняя республика, становление и упрочение; 2 – поздняя республика, расцвет и упадок, замена монархией. Ранняя республика. Общественный строй. Он складывается в результате 200летнней борьбы патрициев и плебеев. Плебеи нуждались в земле, в освобождении от долгового рабства в политических правах. Они добились удовлетворения своих требований: 1) Учреждена плебейская магистратура, призванная защищать плебеев от произвола патрициев. 2) Доступ к общественной земле наряду с патрициями. 3) Защита от произвола патрицианских судей введением кодекса Законов XII таблиц. 4) Разрешение браков между патрициями и плебеев. 5) Право занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности включая, военные. 6) С 287 года д.н.э. решения плебея плебейских собраний стали иметь туже силу, что и решения центуриатных комиций. Завершился процесс формирования рабовладельческой государственности. Пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. Утвердилась рабовладельческая аристократическая республика.
Государственный строй ранней римской республики.
Римской республикой управляли сенат, народное собрание и должностные лица. Сенат – высший административные орган республики, контролирующий всю жизнь государства, их 300. Первоначально входили только патриции, затем и плебеев допустили с 444 д.н.э. полномочия: международные, финансовые дела, вопросы культа, объявление и ведение войны, и некоторые другие. Аристократическая по своей сути республика сохранила и многие институты народовластия. Прежде всего, народные собрания – комиции. Центуриатные комиции имели военный характер, созывали их только магистраты обладавшие военной властью. Были полномочны принимать или отвергать законопроекты, избирать или отвергать кандидатуры предложенных должностных лиц, решать вопросы войны и мира, судить за особо тяжкие преступления. Трибутные комиции обладали почти той же компетенцией, избирали некоторых магистратов, позднее получил законодательную и судебную власть. Это наиболее демократичный вид собрания, но собирались они не регулярно. Должностные лица МАГИСТРАТЫ (начальники). Они делились на обычных (ординарных) и чрезвычайных = экстраординарных. Для всех характерны выборность, безвозмездность, временность, коллегиальность (вето одного магистрата останавливало дело), ответственность. Обычные магистраты: консулы, преторы, цензоры, народные (плебейские) трибуны, эдилы, квесторы. Консулы – их двое. Занимались всеми первостепенными гражданскими и военными делами. Преторы – разное количество от 2 – 16, высшие руководители судопроизводства. С 3 века д.н.э. они стали толкователями права, и его творцами. Цензоры – объединялись в коллегию из 5 человек на пять лет. Должны были распределять людей по имущественному цензу по центуриям. В их функции входило: наблюдение за нравами, за предупреждением излишней роскоши воинов римлян, безнравственных поступков, они культивировали простой и честный образ жизни. Народные (плебейские) трибуны - по 10 человек. их задача заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, затем они взяли функцию блюстителей законностей, он мог налагать вето на решение любого республиканского магистрата. Эдилы – выполняли полицейские функции, надзирали за общественным порядком, за городскими зданиями, и т.д. Квесторы – низшая ступень, заведовали казной, хранили государственный архив.
Экстроординатльная магистратура это должность диктатора, назначаемого одним из консулов, по соглашению с сенатом. Поводы для назначения диктатора: любые кризисные ситуации на войне и в нутрии страны, требующие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Диктатор обладал высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно. Имел законодательную власть. Все ординарные магистратуры подчинялись ему. Максимальный срок 5 месяцев. Вывод: в Римской республике сложилось устойчивое распределение власти между демократией и аристократией. Существовало своеобразная система сдержек и противовесов: два собрания, коллегиальность магистратур, отчётность, ответственность за свои действия.
Поздняя республика. В 3 и 2 веках д.н.э. Рим превратился в огромное государство сильнейшее во всём средиземноморье. Ему принадлежали Пиренейский полуостров, Балканский п-о, Аппининский п-о., острова Сицилия, Сардиния, Корсика, часть малой Азии, Северная Африка. Новые территории назывались провинции, рассматривались как собственность римского народа. Население ПЕРЕГРИНЫ стояло вне римского права, платило в римскую казну 1/10 часть всех доходов. Управляли провинциями наместники Общественный строй поздней республики. Характеризуется господством рабовладельческого способа производства. Общее число рабов достигло нескольких миллионов. Происходит процесс концентрации земельной собственности. Появляются крупные поместья ЛАТИФУНДИИ и средние поместья ВИЛЛЫ. Избыток рабов лишил работы крестьян и ремесленников. Следствие: 1) обостряются противоречия между крупными землевладельцами и свободными обедневшими гражданами. 2) между свободными и рабами. Это явилось причиной реформ. Реформы братьев Гракхов. В 1034 году д.н.э. народным трибуном был избран Тиберий Гракх. Он предложил в сенате аграрный законопроект: 1. Каждой семье разрешалось иметь в собственности не более 250 гектаров земли. 2. Излишки должны быть возвращены в казну и не большими участками розданы бедным гражданам в наследственную аренду. Предварить его в жизнь не удалось, Гракх был убит, против его сторонников начались преследования (суды), были сброшены в реку Тибр. В 1024 году народным трибуном избран Гай Гракх. Он провёл три законопроекта: 1. Аграрный – повторил предыдущий законопроект. 2. Хлебный – установлена продажа хлеба по пониженной цене с гос. складов. 3. Судебный – создавались постоянные судебные комиссии по рассмотрению дел о злоупотреблениях в провинциях. Гая Гракх был убит. Значение реформ: развитие, утверждение частной земельной собственности. Государственный строй поздней республики. В государственном праве этого периода появляются военные диктатуры. Причины: неутихающая борьба между свободными и рабами, между гражданами и не гражданами; политическая борьба, приведшая к созданию партий «оптиматов» (интересы знати) и партия «популяров» (интересы народа). Первым военным диктатором стал полководец Сулла. В 82 г д.н.э. при поддержке армии установил режим единоличной власти (диктатуры) сделав её бессрочной. Сулла присвоил себе законодательные функции, право распоряжаться жизнью и имуществом граждан, ограничил полномочия народных собраний. В 79 году д.н.э. сложил полномочия, восстановлен республиканской строй, но не на долго. Новым диктатором стал Гай Юлий Цезарь. Это было время после восстания Спартака, потребовавшего авторитарного правления. В начале Цезарь получил временную диктатуру, а в 48 пожизненную. Цезарь сосредоточил в своих руках власть консула, трибуна, цензора и жреца, мог распоряжаться войском и казной, распределять провинции между наместниками, рекомендовать половину кандидатов в магистраты. Его провозгласили отцом отечества. Таким образом власть Цезаря по существу была монархической, юридически возникла из сосредоточения в его руках высших республиканских магистратур. Сенат превратился в совещательный орган при Цезаре. Народное собрание было ему послушно. В 44 году он был убит. Эти события означали падения республики, установление монархической власти. Причина падения республики: противоречия между республиканской формой правления, созданной в ранней римской общине для одного города – государства, и содержание общественного строя Римской империи.
3. Рим в период империи. Империя делиться на два периода: 1 - ПРИНЦИПАТ (1-3 века), 2 – ДОМИНАТ (4-5 века). Принципат – система римского государственного устройства, при котором фактическая монархия была прикрыта республиканскими формами и пережитками. Сложился принципат при императоре Августе (возвеличенный богами – лат.). Государственный строй периода принципата.
налогал
новое должностное лицо стоящие во главе магистратур (ПРИНЦЕПС). Формально это высший республиканский магистрат, но пожизненный и с чрезвычайной власть. Избрание формальное. Полномочия: издание, толкование законов; высший гражданский и уголовный суд; внешняя политика. При принципсе «двор» - центр высших учреждений империи. Создан чиновничий аппарат. Народные собрания приходят в упадок, полномочия сената ограничены. Действует правило – «всё, что решил принципс имеет силу закона» Доминат – система римского государственного устройства, при котором, существует безраздельная власть императора и создан централизованный бюрократический аппарат, для управления страной (Диоклетиан). Старые республиканские учреждения исчезают, управляют империей несколько ведомств: важнейший гос. совет и финансовое ведомство. Реформы Диоклетиана окончательно утвердившие доминат. 1) Реформа УПРАВЛЕНИЯ - верховная власть поделена между 4 соправителями. Два из них получили титулы августов. Один управлял западной половиной империи, второй восточной половиной империи. Сам Диоклетиан сохранил высшую власть над ними. Армия увеличенная на 1/3, была поделена на 2 части. Одна часть пограничные войска, другая для внутренней безопасности. Образована 101 провинция. 2) Налоговая – всё сельское население империи обложено комбинированным подушнопозмельным налогом. Обеспечен сбор средств на содержание армии и чиновников. Западная римская империя существовала до 476 года. Когда глава германских наёмников ОДОАКР сверг последнего римского императора и занял его место. Византия будет существовать ещё 1000 лет. Вывод: многие принципы римской государственности не ушли в историю. Участие народа в решении важнейших государственных дел, ответственности должностных лиц перед народом и т.д. эти принципы восходят к античным государствам Греции и Риму.
Тема: История права Древнего Рима. План: 1.Периодизация, источники и основные системы римского права. Римское право занимает уникальное место в истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развития права в античном мире и в древнем мире в целом. Зародилось в 8 веке д.н.э. действовало в течении 13 столетий. С 12 века начинается рецепция (заимствование) римского права, оно влияет на развитие современного гражданского права. Оно стало по истине всемирным. Распространению римской частноправовой системы во времени и пространстве, способствовали два фактора: 1. Римское государство став империей сумело переработать различные территориальные норма права, создать универсальную правовую систему, зафиксированную в кодификации Юстиниана, т.е. она годиться для применения в любой стране. Римская правовая терминология стала универсальной терминологией юристов культурных народов. 2. Абстрактность римского права, что позволяет применять его к любым отношениям, основанным на частной собственности. Периодизация истории Римского Права. Хотя и связана с историей государства, но не сводиться к ней, так как оно сложилось и достигло наивысшего рассвета уже в период империи. Древнейший период (6-сер.3 века д.н.э.) – право характеризуется архаичностью, неразвитостью, сакральным характером институтов права. Классический период (сер.3века д.н.э. – конец 3века н.э.) – римское право превращается в светскую юридическую систему = юриспруденцию. Постклассический (4-6века н.э.) – происходит систематизация римского права, постепенное его приспособление к новым феодальным отношениям.
|