Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Салическая правда как источник раннефеодального права






Салическая правда – раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Франская монархия в начале VI века обрела свод норм обычного права – Салическую правду. В ней юридически закреплялась общинная собственность на землю. Угодья (леса, пастбища и т.д.) принадлежали всей общине крестьян. Участки пахотной земли в равной мере распределялись между крестьянскими семьями. Земля не могла быть объектом гражданско-правовых сделок. Частная собственность на землю возникает в результате покупки у римлян, захватов не занятой никем земли. Эти земли получили наименование аллод. Наряду с ними существовали земли, переданные их собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. Франские короли предоставляли чиновникам и воинам земельные участки на правах бенефиция (условное держание земли на условиях несения службы). Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиций, т.е. путем неформальной передачи. Признавалась также приобретательная давность (один год). К исполнению договорных обязательств кредитор мог понудить должника: три раза с промежутками в несколько дней он должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. При отказе должника удовлетворить их он мог обратиться в суд, где при подтверждении ребований кредитора с должника взыскивались не только причитающаяся с него сумма долга, но и штраф в 15 солидов за просрочку. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Однако земля переходила только к сыну. Тем самым законодатель хотел сохранить земельную собственность в данном роде. У франков существовал институт аффатомии. Наследодатель передавал перед судом все имущество или часть его особому лицу, которое должно было играть роль посредника. Через 12 месяцев он являлся в дом действительного наследника и передавал ему в собственность все, что было им получено от наследодатца. Лицо, вступившее в брак со вдовой, имеющей имущество, должно было уплатить родным первого мужа сумму в три солида и один динарий. Законодатель предусмотрел виндикацию похищенных и утраченных вещей. Если владелец, у которого собственник находит свою вещь, сознается в краже, то с похитителя взыскивается штраф. Если же владелец отрицает кражу и ссылается на произведенную покупку вещи, то последняя передается временно третьему лицу, и производится судебное расследование. Кража в доме каралась строже, чем кража вне дома. Кража со взломом считалась более опасной, чем кража простая. Различались три вида кражи: 1) на сумму от 2 динаров и выше; 2) на сумму от 40 динаров и выше; 3) кража со взломом или с подделкой ключей. Наказание устанавливается в этих случаях: для свободных штрафы соответственно в 15, 35 и 45 солидов; для рабов же предусмотрено в первом случае возмещение ущерба и 120 ударов, во втором случае – кастрация или штраф помимо возмещения ущерба, в третьем случае – смертная казнь. Уплата штрафа, будучи непосильной одному лицу, производилась совокупными усилиями всех членов того рода, к которому принадлежал преступник. Можно было освободиться от этой коллективной ответственности за своих сородичей, если на общем собрании граждан совершить церемонию, которая влекла за собой разрыв уз, связывающих данное лицо с родом (разломить над головой четыре ольховых прута и разбросать их в четыре стороны). Размер штрафа зависел от социального положения пострадавшего и ответчика. Убийство влекло за собой штраф в пользу родных убитого, так называемый вергельд, который уплачивался убийцей и его родными. За убийство крестьянина взыскивался вергельд в размере 200 солидов. Закон предусматривал штрафы за ранения, размеры которых различались в зависимости от тяжести последствий. Но если преступник болен или безроден и не может собрать денег для уплаты штрафа, то " он должен уплатить своей жизнью". Это означало применение кровной мести (самосуда) со стороны родственников потерпевшего. Кровная месть, однако, была запрещена для случаев, когда нет умысла, а значит и вражды.

Салическая правда – памятник права раннефеодального общества – составлена на рубеже 5-6 в.в., т.е. вскоре после завоевания салическими франками бывшей римской провинции Галлии и принятия христианства.

Особое значение Салической правды состоит в том, что она рисует яркую и достоверную картину перехода от первобытнообщинного строя к классовому – феодальному.

Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. После завоевания Гал­лии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регули­ровать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записана «Салическая правда». В научном понимании Салическая правда не является ни кодексом, ни сводом законов.

В ней записаны нормы обычного права. В большей части она содержит предписание о сумме штрафа за различные преступления: за грабеж, воровство, поломку изгороди, телесные повреждения и оскорбления, злостную клевету, кражу чужой жены и т.д. Подробно указана ответственность. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и ма­териальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участ­вовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.

За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.
За убийство человека положено было платить ВЕРГЕЛЬД («возмещение за жизнь»), но размеры его неодинаковы, и зависят от того, кто убий­ца и кто убитый. Кражи.
В «Салической правде» детально перечисляются конкрет­ные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коро­вах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была со­вершена кража. При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и, тем не менее, каждый случай записан особо.
Сделки. Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу.

Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

Судебная власть. В эпоху «Салической правды» многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. Салическая правда является оригинальным памятником права раннего феодализма, она не испытала сколько–нибудь заметного влияния высокоразвитого римского права

20.Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.)реформы людвика
 
 
 
1. Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в. История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:
  • период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;
  • период сослоено-представительной монархии - XIV - XV вв.;
  • период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.
2. В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств. Складывание двух основных классов феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующих ступеней:
  • на ее верху стоял король - сюзерен;
  • далее - пэры, то есть " равные королю", герцоги и графы;
  • вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;
  • в самом низу - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие. Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Первоначально положение сервов было еше близко к позднсантично-му рабству - часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы. Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:
  • право перехода из сеньории в сеньорию;
  • право отчуждения земельного держания;
  • право свободы наследования;
  • право выбора брачной партии.
Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город. Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали начиная с X в. возникновению новых и возрождению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально зависимых людей. 3. В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви. В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:
  • дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сене-шал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);
  • управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.
Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления. В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились. Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал