Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абсолютизм во Франции и его специфика.






Абсолютизм во Франции. Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, который усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавляла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа).

С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреждение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Генеральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других привилегий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.

Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Государство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрократического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по государственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что податные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).

 

Национальные особенности французского абсолютизма следующие: 1) высокая роль государственной бюрократии, вышедшей из дворянства «мантии»; 2) активная протекционистская политика, особенно в правлении Людовика XI, Франциска I, Генриха IV, Людовика XIII и его кардинала Ришелье; 3) активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов (участие в Итальянских войнах, Тридцатилетней войне); 4) отход от конфессионально ориентированной политики по мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта. В правлении Людовика XIV и далее это Просвещенный абсолютизм.

23. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания в XI-XII вв. Реформы Генриха II.

Развитие феодального государства в Англии отличалось от «классического» пути, пройденного Францией. Его предыстория уходит корнями в далекое прошлое. Наиболее важными вехами можно считать нашествие кельтских племен1, начавшееся в III в. до н.э.; римское владычество в (1-У вв. н.э.); покорение в V в. кельтов германскими племенами англосаксов2. Иноземные завоевания способствовали активизации процессов разложения первобытнообщинных отношений у кельтов и англосаксов, которые в X в. объединились в одно государство, аналогичное охарактеризованному выше государству франков.

Англосаксонское государство просуществовало сравнительно недолго. Уже в середине XI в. Британия подверглась новому нашествию - из Нормандии, полуострова на северо-западном побережье Франции. В1066 г. нормандский герцог Вильгельм Завоеватель высадился со своим войском в Британии, наголову разбил англосаксов и был провозглашен королем Англии.

После нормандского завоевания все высшие государственные должности были замещены норманами. Вильгельм Завоеватель объявил, что верховное право собственности на все земли в Англии принадлежит королю. Все остальные землевладельцы объявлялись держателями земельных владений и стали рассматриваться как непосредственные вассалы короля. Эти мероприятия, естественно, укрепили положение королевской власти.

Нормандское завоевание способствовало образованию феодальной собственности на землю. Оно закрепило и формирование основных сословий английского общества. Через 20 лет после завоевания, в 1086 г., была произведена перепись английского населения с целью опреде-

Одно из кельтских племен - бритты - и дало имя острову Британия.

Англы дали название государству Англия, окончательно закрепившееся в XI в.

ления налоговых поступлений. Результаты переписки были собраны в книге, которая получила название «Книга страшного суда»1.

Материалы этой книги дают представление о сословной структуре уже сложившегося феодального общества в Англии. Здесь, однако, все группы феодалов считались вассалами короля. Существовали смягченные формы феодальной зависимости крестьян.

Государственный строй Англии после нормандского завоевания отличался существенной особенностью. Если во Франции победа феодальных отношений привела к тому, что в первые века существования феодализма для Франции была характерна раздробленность, слабость центральной королевской власти, то в Англии сразу же после нормандского завоевания складывается централизованное государство.

Английское феодальное государство не знало периода феодальной раздробленности. В этом заключалась его первая особенность, объясняемая во многом экономической силой королевской власти. Вильгельм Завоеватель в ходе завоевания Англии захватил в свою собственность примерно 1/7 часть всех пахотных земель и 1/3 всех лесов Англии; у него имелось около 1500 поместий. Королевский домен был самым крупным земельным владением в Англии, что определяло силу королевской власти. Кроме того, сильная королевская власть объяснялась необходимостью сохранять господство над покоренным англосаксонским населением.

Во главе государства стоял король. Как правило, все важнейшие решения английский король принимал совместно с королевской курией. Компетенция этого органа не была достаточно четко определена. Как правило, королевская курия выступала в трех формах. Во-первых, как съезд феодалов (большая королевская курия), созывавшийся для решения важнейших политических вопросов. Во-вторых, как высший судебный орган Англии, разрешавший споры между непосредственными вассалами короля и рассматривавший апелляции на решения нижестоящих судов. Из королевской курии как судебного органа выделился финансовый орган - «палата шахматной доски»2. И, наконец, королевская курия выступала как орган управления - малая курия короля, являвшаяся постоянно действующим органом, состоявшим из королевских советников. Среди них наибольшее значение имел юстициарий - руководитель администрации и финансов. Помимо юстициария (затем канцлера) в состав малой королевской курии входили казначей, коннетабль (начальник королевской конницы), маршал (начальник ополчения) и т.д.

Представителями центральной власти на местах являлись шерифы.

Функции их были многообразны: они ведали сбором налогов и поборов в пользу короны, наблюдали за охраной общественного по-

Во время переписи требовалось говорить только правду, как на «страшном суде». Отсюда и название книги.

В комнате, где заседала палата, стоял стол, покрытый скатертью, разделенной на клетки подобно шахматной доске.

рядка, подготавливали дела для рассмотрения в суде, исполняли приговоры судов и сами разбирали мелкие судебные дела.

Сильная королевская власть, сложившаяся в Англии после нормандского завоевания, еще более укрепилась после реформ, проведенных в XII в. королем Генрихом II.

Реформы Генриха 2 В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междуусобицы магнатов; были распущены многие отряды крупных землевладельцев, срыты их замки. Король сместил большинство шерифов, принадлежавших местной знати, назначив собственных выдвиженцев. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) «О вооружении» (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями. Призывать в ополчение несвободных, а значит и иметь им оружие, категорически запрещалось. Все горожане и свободные держатели земель обязывались иметь специальное, хоть и простое вооружение; обладавшие земельным наделом рыцари или имевшие соответствующий доход и имущество должны были обзавестись вооружением всадника или тяжелым защитным вооружением. Это военное снаряжение запрещалось продавать, оно становилось как бы неотчуждаемым наследственным имуществом. На крупных феодалов возлагалась обязанность выставлять вооруженных воинов соответственно количеству «рыцарских феодов» в его владениях. Нежелавшие лично служить могли откупаться особым налогом – «щитовыми деньгами». Король тем самым получал существенный финансовый источник для формирования постоянного наемного войска. Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем.

В ходе церковной реформы, закрепленной в «Кларендонских конституциях» (1164 г.), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля. Конституции в немалой степени противоречили догматам церкви. Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет, архиепископ Кентерберийский. И хотя по указанию Генриха того убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

Проведенная Генрихом II судебная реформа сформировала институт королевских судей (см. § 35), область особой королевской юрисдикции и закрепила право обжалования в королевский суд решений местных общинных судов. Это также способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

Во второй половине XII в., в том числе начиная испытывать нужду в свободных земельных владениях, Английское королевство начало медленное, растянувшееся на столетия, завоевание соседней Ирландии. У покоренных кланов отбирались земли, которые затем перераспределялись в частные рыцарские пожалования. Начало захвата Ирландии существенно расширило территорию тогдашнего Английского государства, в которое традиционно входили герцогства северной Франции.

24. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
Переход к новой форме государства - к сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.) - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гг.
С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам значительной части населения: проводились конфискации земель, притеснялись крупные земельные собственники, вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержанного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым конституционным актом Англии. Главное содержание Хартии - компромисс короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов уделено значительно меньше внимания.
После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих III утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некоторых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизии, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации. В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента, окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. парламент стал двухпалатным:
• верхняя палата - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовенство;
• нижняя палата - палата общин, где заседали рыцари и городская верхушка вместе с низшим духовенством.
Их прочный союз обеспечил палате общин большее политическое влияние, чем сословно-представительных собраний в других странах.
Первоначально парламент лишь определял размеры налогов на недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля, но постепенно закрепил свою компетенцию в следующих вопросах:
• право на участие в издании законов;
• право решать вопросы о поборах с населения в пользу государственной казны;
• право контроля над высшими должностными лицами;
• право выступать в качестве высшего судебного органа.
Управление на местах осуществляли шериф с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констебли.
Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи.
Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.
Первый настоящий английский сословно-представительный парламент был созван в 1265 г. в результате борьбы трех группировок: сторонников короля, баронов и рыцарства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих английских парламентов. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от важнейших городов.
Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов).
Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

25.Великая хартия вольностей
Великая хартия вольностей 1215 года была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом. Однако историческое значение Хартии может быть оценено лишь с учетом реальных условий развития Англии в конце XII - начале XIII вв. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия является противоречивым документом, не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции.
Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. (ст. 2-11 и др.). Так, ст. 2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст. 4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст. 44, 47, 48).
Великая хартия отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.
Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперспективность баронских претензий и необратимость процесса государственной централизации Англии. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и 61-я.
Из политических институтов, предусмотренных " баронскими" статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался " парламентом". Однако такой " парламент" не был ни сословным, ни представительным учреждением.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал