![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Летательных аппаратов
Процесс развития боевых беспилотных авиационных систем можно разделить на три этапа: разработка и создание комплексов с БПЛА различного назначения, формирование сложных систем оружия с БПЛА и создание новых систем оружия с дистанционно управляемыми авиационными системами различного назначения. Американский авиационный эксперт Джон Варден прогнозирует, что к 2025 г. около 90 % боевых самолётов будут беспилотными, а пилотируемые летательные аппараты будут находиться в резерве для выполнения наиболее важных задач в условиях большой неопределённости. Ставка на БПЛА обусловлена высокой стоимостью потери пилотируемых самолётов и лётного состава. Так, стоимость современного самолёта тактической авиации на 2014 г. в среднем составляет около $60 млн, подготовка пилота обойдётся ещё в $10–20 млн, тогда как БПЛА с обучением оператора стоит в десятки раз дешевле. Хотя БПЛА были приняты на вооружение иностранными государствами совсем недавно (в середине 70 годов 20 века), имеется уже определённый и достаточно большой опыт их боевого применения. БПЛА применялись Израилем во время арабо-израильского конфликта в 1973 г. Они использовались для наблюдений и разведки, а также в качестве ложных целей. В 1982 г. БПЛА использовались во время боевых действий в долине Бекаа в Ливане. Израильский БПЛА IAI Scout и малоразмерные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты Mastiff провели разведку и наблюдение сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. По информации, получаемой с помощью БПЛА, отвлекающая группа израильской авиации перед ударом главных сил вызвала включение РЛС сирийских ЗРК, по которым был нанесён удар с помощью самонаводящихся ПРР, а те средства, которые не были уничтожены, были подавлены помехами. Успех израильской авиации был впечатляющим – ПВО Сирии потеряла 18 батарей ЗРК. Дистанционно-пилотируемые летательные аппараты и автономные БПЛА использовались обеими сторонами в течение войны в Персидском заливе 1991 г. (операция «Буря в пустыне»), прежде всего, как платформы наблюдения и разведки. США, Великобритания и Франция развернули и эффективно использовали системы типа Pioneer, Pointer, Exdrone, Midge, Alpilles Mart, CL-89. Ирак в свою очередь использовал БПЛА Al Yamamah, Makareb-1000, Sahreb-1 и Sahreb-2. Во время этой операции БПЛА тактической разведки коалиции совершили более 530 вылетов, налёт составил около 1 700 ч. При этом 28 аппаратов были повреждены, включая 12, которые были сбиты. Из 40 БПЛА Pioneer, используемых США, 60 % были повреждены, но 75 % оказались ремонтопригодными. Из всех потерянных БПЛА только 2 относились к боевым потерям. Низкий коэффициент потерь обусловлен, вероятнее всего, небольшими размерами БПЛА, в силу чего иракская армия сочла, что они не представляют большой угрозы. БПЛА также использовались и в операциях по поддержанию мира силами ООН в бывшей Югославии. В 1992 г. Организация Объединённых Наций санкционировала использование военно-воздушных сил НАТО, чтобы обеспечить прикрытие Боснии с воздуха, поддерживать наземные войска, размещённые по всей стране. Для выполнения этой задачи требовалось ведение круглосуточной разведки. 9 января 2008 г. с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые был осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля». Основное боевое предназначение переоборудованных в БПЛА «Фантомов» – подавление средств ПВО противника. 12 марта 2012 г. БПЛА, предположительно американские, нанесли удары по военным складам террористической группировки «Аль-Каида» в районе города Джаар (провинция Абьян на юге Йемена). Было выпущено 6 ракет. О жертвах и разрушениях не сообщается. 7 мая 2012 г. в Йемене в результате авиаудара, нанесенного американским БПЛА, был убит один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды» Фахд аль-Куса, которого власти США считали ответственным за организацию подрыва эсминца «Коул». 4 июня 2012 г. на севере Пакистана в результате авиаудара, нанесенного американским БПЛА, был убит Абу Яхья аль-Либи, которого считали вторым человеком в «Аль-Каиде». 8 декабря 2012 г. в Пакистане в результате авиаудара, нанесенного американским БПЛА, был убит Абу Заид, который считался в «Аль-Каиде» преемником Абу Яхья аль-Либи, убитым в июне 2012 г. Однако, по мнению военных, имеются и ряд недостатков у существующих БПЛА: - для обеспечения их применения необходим специально обученный персонал и подготовленные взлетно-посадочные площадки; - БПЛА неспособны уклоняться от огня зенитных средств и истребительной авиации; - у них высокая чувствительность к ошибкам инерционных навигационных систем; - при выполнении боевых вылетов БПЛА у операторов имеются сложности по их возвращению и посадке; - каналы управления (каналы радиосвязи) БПЛА подвержены активным помехам и по ним возможен перехват управления БПЛА противником. В перспективе планируется, что БПЛА будут отличаться многофункциональностью, способностью выполнять задачи как на открытой местности, так и при ведении боевых действий в населенных пунктах, сниженной стоимостью производства и эксплуатации по сравнению со стоящими на вооружении БПЛА в настоящее время. 3.6.2. Особенности боевой работы радиовысотомера ПРВ-13 К скоростным малоразмерным целям относятся ВО, имеющие сверхзвуковую скорость полета (более 1 200 км/ч) и ЭПР менее 1 м2. Скоростными малоразмерными целями в настоящее время являются крылатые ракеты класса «воздух-земля» и «корабль-земля», сверхзвуковые истребители по технологии «Стелс». Боевая работа по малоразмерным скоростным целям имеет ряд особенностей, основными из которых являются: - небольшие дальность и потолок обнаружения ВО с малой ЭПР; - возможность действий в большом диапазоне высот (100–30 000 м); - кратковременность пребывания в зонах обнаружения. Особенностями применения крылатых ракет принято считать: - прямолинейность полета; - постоянство скорости; - отсутствие возможности обнаружения средствами радиоразведки; - трудности в создании помех системам управления и наведения. Успешная работа по обнаружению и проводке скоростных малоразмерных целей зависит от знания боевым расчетом возможностей радиовысотомера ПРВ-13, профилей полета крылатых ракет, тактики их боевого применения противником, от умения отличать отраженные от них сигналы на экранах индикаторов по характерным признакам. Для уничтожения крылатых ракет на заданных рубежах необходимо: - своевременно обнаружить самолеты-носители крылатых ракет класса «воздух-земля» и выделить их из состава групп самолетов для активного воздействия по ним ИА до рубежа пуска ракет; - своевременно обнаружить момент пуска ракеты ракетоносцем; - обеспечить непрерывную проводку крылатых ракет на всех высотах для обеспечения ЦУ ЗРВ и наведения ИА. Своевременному обнаружению крылатых ракет способствует знание расчетом направлений, с которых возможны налеты самолетов-носителей крылатых ракет, и ЦУ операторам и начальнику смены о подходе цели к зоне обнаружения. Выделить ракетоносцы от самолетов сопровождения можно по маневру самолетов сопровождения перед пуском ракетоносцем ракет. В этом случае ракетоносец продолжает следовать заданным курсом, а самолеты сопровождения отходят от него и идут с некоторым превышением. Отделение крылатых ракет от самолетов-носителей можно обнаружить радиовысотомером ПРВ-13 по экранам индикаторов ИВ-06М, ИКО-02. Запуск крылатых ракет определяется по появлению новых целей, которые заметно увеличивают скорость и изменяют высоту полета. Эхосигналы от ракет (по сравнению с эхосигналами от бомбардировщиков) имеют меньшие размеры и меньшую яркость свечения. После пуска крылатых ракет самолеты-ракетоносцы могут разворачиваться на обратный курс. Наиболее точно момент отделения крылатых ракет от ракетоносца определяется на индикаторе высоты ИВ-06М. В момент пуска ракета уходит на 1–2 км вниз, а затем набирает высоту и выходит на заданную траекторию. На экране индикатора высоты ИВ-06М появляется новая отметка: в нижней части отметки цели появляется выброс, наблюдаемый в течение одного хода развертки. Для обнаружения и проводки скоростных и малоразмерных ВО на малых и больших высотах расчетам ПРВ-13 следует руководствоваться вышеизложенными рекомендациями.
|