![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция Великобритании XIX века.
Тенденция к усилению королевской власти на рубеже веков. Связано с внешнеполитической обстановкой. Это эпоха Великой Французской революции и наполеоновских войн. В целом, общие принципы развития конституции Великобритании приводят к тому, что конституция, носившая аристократический характер, превращается в демократическую конституцию. Это проявилось в том, что: ª Усиливается роль парламента в политической жизни; ª Более демократические выборы в палату общин; ª Палата лордов окончательно расстается со своими притязаниями на равноправие с палатой общин; ª Окончательно утверждается принцип ответственности Комитета перед общинами; ª Прерогатива короля – символична. Король – это декларация; ª В XIX веке бльшую роль играют конституционные законы. Реформы избирательного права проводились путем принятия законов, актов о народном представительстве. Реформа такого самоуправления урегулирована законами. Значение реформы. Английские исследователи использовали избирательные реформы как границы этапов в этом развитии. Английский парламент в начале XIX века оказывается аристократическим органом. Палата лордов – наследственные лорды, судебные лорды и т.д., архиепископы и епископы, после унии с Шотландией – выборные лица от Шотландии. Общины (1801). Из 658 депутатов: 425 (или 467) – не были представителями английского общества. Это были лица, которые заняли места в парламенте по назначению. Пороки английской избирательной системы: ! Наличие «гнилых местечек». До 80-х годов XIX века – мало людей; ! «карманные местечки». Населенные пункты на земле серьезного лорда; ! высокий избирательный ценз для избирателей, очень высоких для депутатов (только собственник земли с доходом); ! слабое представительство городов. 22 города из 240 – направляют в парламент своих представителей. По окончании наполеоновских войн заговорили о необходимости проведения реформ избирательного права и затем этот вопрос поднимался и в стенах парламента. В результате в Англии в XIX веке будет проведена целая цепь реформ избирательного права. 1832 – первая реформа. 1867. 1838, 1859 – годы между ними. 1884-1885. Активное избирательное право – 1832, 1867, 1884-1885. Реформы этого. 1838, 1858 – пассивное избирательное право.
1832 – Акт о народном представительстве. Большинство у вигов: 1) перераспределение мест в парламенте. 56 «гнилых местечек» с населением в 2000 жителей лишились своего представительства. Эти места отдали городам и графствам (освободилось 143 места). Но проблема не была решена кардинально. Представительство в парламенте остается. Ливерпуль – 17 000 избирателей. Посылает 2 человека в парламент после реформы. А от 53 «гнилых местечек» - 76 депутатов; 2) активное избирательное право. Снижение имущественного ценза для избирателей. В результате – избиратель – налог для бедных, достичь 21 года и иметь доход от собственности на недвижимость. От недвижимого имущества, принадлежащего на правах собственности или аренды. Избирательный корпус вырос в 2 раза. Парламент стал бороться за голоса избирателей. Происходит изменение в 2-х партийной системе. Изменили свои названия партии: тори – консерваторы, виги – либералы. После этой реформы главная роль в проведении выборов у этих партий. Появляется практика выезда партии в народ. Борьба за проведение очередной реформы.
1838 – побеждает позиция вигов и в качестве прежнего высокого дохода, который должны иметь депутаты, стали принимать в расчет доход от любого имущества.
1858 – Отменены имущественный, и возрастной цензы для депутатов. К Конституционной практике – правило требование депутата = требование избирателя.
1867 – следующий акт о королевском присутствии: 1) новое перераспределение мест. 11 «гнилых местечек» лишились мест в парламенте. 52 места в парламенте – свободное перераспределение; 2) активное избирательное право – снижен имущественный ценз в сельской местности. В число избирателей в городах включены арендаторы квартир, если они платили наемную плату не менее 10 фунтов стерлингов в год. До 1867 годы – материальная плата для бедных, являвшихся собственниками домов в городах, а теперь еще и наниматели. Итог реформы – в городах избирательный корпус возрастает в 2 раза. В период сеньориальной монархии – более чем на половину.
1867-1884. 1872 – вводится тайное голосование. 1883 – акт об ответственности за подкуп избирателей. 1889 – закон, в соответствии с которым лица, проводящие избирательные компании представляют отчет об истраченных суммах во время выборов.
1884-1885. " имущественный ценз для избирателей в городах отменен. В сельской местности уменьшен. Ценз оседлости – 1 год, мужчина, 21 год; " вводится общий принцип распределения мест в парламенте (105 «гнилых» местечек); " вся территория страны разделена на избирательные округа (население 50-54 тысячи жителей). В округе по одному депутату. Мажоритарная система выборов 670 мест. Мажоритарная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются (мажоритарная система абсолютного большинства 50%+1, относительного большинства – большинство голосов по сравнению с другими кандидатами, квалифицированного большинства – ½, ¾ и т.д.). (Краткий юридический словарь, М., 2000). " Двойной вотум. Где живешь и где недвижимое имущество – можно голосовать. Женщины не участвуют в выборах; Местное самоуправление в XIX веке подвергается реформированию. Право участия в выборах в местное самоуправление имеют все налогоплательщики. А ими могли быть и женщины. Поэтому в выборах в органы местного самоуправления участвовали и женщины. Конституционное право Великобритании конца XIX – начала XX века. I. Продолжается демократизация конституции, модернизируются традиционные черты английского парламентаризма. На демократизм конституции повлияло принятие Акта о парламенте, 1911 и дальнейшее реформирование избирательного права. 1911 – принимается акт о парламенте. Это одна из составных частей английской неписаной конституции. Принятию акта предшествовала история. 1909 – виги включают в бюджет увеличение доходов на социальные нужды (расходы на болезнь, безработица и т.д.). Чтобы покрыть расходы нужно увеличить доходы за счет взимания налогов. Увеличились доходы на собственность земли. И все это скажется на состоянии людей. Палата общин, где большинство либералы. Палата лордов не хотели соглашаться с этим актом. Лорды активно проявили себя. После соответствующего воздействия, монарх заявляет, что в случае несогласия лордов, он назначит столько лордов, сколько будет нужно для того, чтобы принять акт. Это маргариновые лорды. Акт лишает палату лордов надежды на равноправие: Отныне финансовые Билли принимаются палатой общин и, если в течении 30 дней не одобряются лордами, тогда закон отправляет их королю на подпись и вступает в силу. Финансовыми Биллями считаются те, которые, по мнению спикера палаты общин, затрагивают вопросы обложения; Если это не финансовые Билли, то они, трижды принятые парламентом и 2 раза отклоненные лордами, в случае троекратного отклонения лордам идут на подпись королю. Максимальный срок задержки Билля – 2 года. В конце 40-х – до 1 года; Срок полномочий палаты общин – 5 лет; Депутаты палаты общин стали получать жалование от государства; 1918 – женщины допускаются к выборам, если они достигли 30 лет и их мужья отвечают соответствующему цензу – в год доход не менее 5 фунтов стерлингов. 1928 – всеобщие мужские и женские выборы с 21 года. 1948 – отмена двойного вотума. Конец 60-х – возрастной ценз снижается до 18 лет. II. 1. В конце XIX века получает признание и закрепление – делегированное законодательство. Если раньше закон – парламент, то теперь парламент делегирует Правительству и министрам право издавать соответствующие подзаконные акты по отдельным вопросам, которые ранее контролировались парламентом; 2. Уменьшается количество, удельный вес законопроектов, вносимых депутатами палаты общин. Все более – от Правительства. После Второй мировой – около 90% - предлагает Правительство; 3. Применение принципа свода слова и прений в парламенте: ! Жесткая партийная дисциплина в парламенте. Следят специальные лица; ! 1882 год – значительно ограничена свобода прений. По акту об этом любой депутат получает согласие по голосованию по законопроекту без прений. Это предложение, если спикер считал что-то нужным поставить на голосование. Если не менее 100 депутатов, то не нужны никакие прения; ! «Правило гильотины». Большинство путем голосования, появившиеся прения прекращаются и в назначенный день – проводится голосование; ! «Кенгуру гильотины», 1909. Если по мере обсуждения предлагаются поправки, то спикер может поставить на голосование только существенные поправки, по его мнению. Отклонить несущественные; ! Изменение отношений между Кабинетом и парламентом. Кабинет не только независим, но и серьезно влияет на деятельность парламента. Усиление роли главы Кабинета после Второй мировой войны. ! Участие в политической жизни премьер-министра (впервые введен в 1938 году). Все чаще на международной арене Великобританию представляет премьер-министр. Он также самостоятельно принимает решения, которые ранее могли приниматься только коллективно (вопросы внешней, внутренней политики и т.д.).
|